kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова.

Провела: Ермаганбетова Р.Г.

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет юрты, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, фрукты и овощи, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

       I    Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II    Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка    Слайд 1

(Проверка домашнего задания, окончание по ИКТ)

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

               «лента знаний» выглядит так:

1   2  3  4  5  6

         Ключ для самопроверки «ленты знаний»                     

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

 (Самопроверка по ключу)              (Слайд № 2)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок. Итог обобщение о окончании.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова                                  (Слайд №3 )

              Пружина    машина

             жираф        широкий

             ужин            шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите.    Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Пакет с овощами и фруктами)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся  предметы  перед вами,

   Названия их запишите словами.

В) Предметный словарь

Ябл.ко                      б.нан                       ап.льсин         л.мон

(Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Как назвать одним словом эту группу слов?     ( плоды)

- На чем растут плоды?   ( на деревьях)

- А деревья, это что?  (растения)

- Назовите известные вам части растения.

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная?     (корень)

- Почему он главный?  (ответы детей)

 На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка   (музыкальная)

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

  Сил наберёмся и дальше пойдём?

III  Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

  Красный цвет – внимания знак!

- Как слово корень связано с русским языком мы сегодня на уроке узнаем? ( дети ставят цели и задачи на урок)

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

               Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

 Как обозначается корень?

Мы осторожно  к ней подступаем,

Название темы урока читаем:       

 «Корень слова. Родственные слова.»  (Слайд №4)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

IV Работа по теме урока

«Открытие»                                  Слайд №5

- Что общего у этих слов?      

 (общая одинаковая часть – ход -; значение этих слов связано с движением)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова?   (дети высказывают свои предположения)

«Вывод »        (работа по учебнику)

 Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом» 

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

V  Закрепление

А) Игра «Родственные слова »       (Опыт с солью)

  -  На ступеньке лежала  соль                (учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу?  (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная)    Записывают на доске и в тетради

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень.    (Взаимопроверка)

Б)   Игра « Не ошибись»  (работа в парах)

 - Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1  Лиса - лисёнок                                                           2 Коза – стрекоза

3 Собака – щенок                                                         4 Дом – домик

5 Хлеб – хлебница                                                        6 Мама – папа

7 Школа – школьник                                                      8 Гриб - грибок

- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?

  Объяснить ваш выбор.     (1, 4, 5, 7, 8)  (Слайд № 7 )

VI  Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

   Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

Чтобы найти в слове корень…   Слайд № 8

1.  Подобрать однокоренные слова

2. Сравнить их

3.Выбрать общую для них часть

Дом, домик, домишко, домашний, домовой                   (Запись на доске)

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

 на карточках у каждого от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)

Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка

Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать

Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

 Снег-                                  Гриб-                                      

   Сад-                                  Цвет-

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"»

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова.

Провела: Ермаганбетова Р.Г.

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет юрты, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, фрукты и овощи, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

       I    Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II    Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка Слайд 1

(Проверка домашнего задания, окончание по ИКТ)

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

               «лента знаний» выглядит так:

1   2  3  4  5  6

         Ключ для самопроверки «ленты знаний»

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

 (Самопроверка по ключу) (Слайд № 2)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок. Итог обобщение о окончании.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова   (Слайд №3 )

              Пружина    машина

             жираф        широкий

             ужин            шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите. Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Пакет с овощами и фруктами)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся предметы перед вами,

   Названия их запишите словами.

В) Предметный словарь

Ябл..ко                      б..нан                       ап...льсин л..мон

(Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Как назвать одним словом эту группу слов?     ( плоды)

- На чем растут плоды? ( на деревьях)

- А деревья, это что? (растения)

- Назовите известные вам части растения.

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная?     (корень)

- Почему он главный? (ответы детей)

 На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка (музыкальная)

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

  Сил наберёмся и дальше пойдём?

III  Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

  Красный цвет – внимания знак!

- Как слово корень связано с русским языком мы сегодня на уроке узнаем? ( дети ставят цели и задачи на урок)

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

               Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

 Как обозначается корень?

Мы осторожно  к ней подступаем,

Название темы урока читаем:

«Корень слова. Родственные слова.»  (Слайд №4)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

IV Работа по теме урока

«Открытие» Слайд №5

- Что общего у этих слов?      

 (общая одинаковая часть – ход -; значение этих слов связано с движением)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова?   (дети высказывают свои предположения)

«Вывод »  (работа по учебнику)

 Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом» 

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

V  Закрепление

А) Игра «Родственные слова »  (Опыт с солью)

  -  На ступеньке лежала  соль (учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу?  (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная)    Записывают на доске и в тетради

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень.    (Взаимопроверка)

Б)   Игра « Не ошибись»  (работа в парах)

 - Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1  Лиса - лисёнок 2 Коза – стрекоза

3 Собака – щенок 4 Дом – домик

5 Хлеб – хлебница 6 Мама – папа

7 Школа – школьник 8 Гриб - грибок

- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?

  Объяснить ваш выбор.     (1, 4, 5, 7, 8)  (Слайд № 7 )

VI  Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

   Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

Чтобы найти в слове корень… Слайд № 8

1.  Подобрать однокоренные слова

2. Сравнить их

3..Выбрать общую для них часть

Дом, домик, домишко, домашний, домовой (Запись на доске)

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

 на карточках у каждого от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)



Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка



Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать



Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

 Снег- Гриб-

Сад- Цвет-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"

Автор: Ермаганбетова Руфия Галимовна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423677850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства