kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова.

Провела: Ермаганбетова Р.Г.

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет юрты, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, фрукты и овощи, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

       I    Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II    Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка    Слайд 1

(Проверка домашнего задания, окончание по ИКТ)

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

               «лента знаний» выглядит так:

1   2  3  4  5  6

         Ключ для самопроверки «ленты знаний»                     

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

 (Самопроверка по ключу)              (Слайд № 2)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок. Итог обобщение о окончании.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова                                  (Слайд №3 )

              Пружина    машина

             жираф        широкий

             ужин            шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите.    Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Пакет с овощами и фруктами)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся  предметы  перед вами,

   Названия их запишите словами.

В) Предметный словарь

Ябл.ко                      б.нан                       ап.льсин         л.мон

(Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Как назвать одним словом эту группу слов?     ( плоды)

- На чем растут плоды?   ( на деревьях)

- А деревья, это что?  (растения)

- Назовите известные вам части растения.

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная?     (корень)

- Почему он главный?  (ответы детей)

 На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка   (музыкальная)

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

  Сил наберёмся и дальше пойдём?

III  Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

  Красный цвет – внимания знак!

- Как слово корень связано с русским языком мы сегодня на уроке узнаем? ( дети ставят цели и задачи на урок)

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

               Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

 Как обозначается корень?

Мы осторожно  к ней подступаем,

Название темы урока читаем:       

 «Корень слова. Родственные слова.»  (Слайд №4)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

IV Работа по теме урока

«Открытие»                                  Слайд №5

- Что общего у этих слов?      

 (общая одинаковая часть – ход -; значение этих слов связано с движением)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова?   (дети высказывают свои предположения)

«Вывод »        (работа по учебнику)

 Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом» 

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

V  Закрепление

А) Игра «Родственные слова »       (Опыт с солью)

  -  На ступеньке лежала  соль                (учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу?  (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная)    Записывают на доске и в тетради

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень.    (Взаимопроверка)

Б)   Игра « Не ошибись»  (работа в парах)

 - Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1  Лиса - лисёнок                                                           2 Коза – стрекоза

3 Собака – щенок                                                         4 Дом – домик

5 Хлеб – хлебница                                                        6 Мама – папа

7 Школа – школьник                                                      8 Гриб - грибок

- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?

  Объяснить ваш выбор.     (1, 4, 5, 7, 8)  (Слайд № 7 )

VI  Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

   Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

Чтобы найти в слове корень…   Слайд № 8

1.  Подобрать однокоренные слова

2. Сравнить их

3.Выбрать общую для них часть

Дом, домик, домишко, домашний, домовой                   (Запись на доске)

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

 на карточках у каждого от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)

Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка

Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать

Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

 Снег-                                  Гриб-                                      

   Сад-                                  Цвет-

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"»

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Корень слова. Родственные слова.

Провела: Ермаганбетова Р.Г.

Цель: сформировать понятие о корне слова и о родственных словах.

Задачи:- познакомить с особенностями родственных слов, развивать умение выделять корень в родственных словах;

- развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас родственными словами;

- воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип: сообщение нового материала

Вид урока: урок-игра «Идём в гости»

Оборудование: макет юрты, карточки «Лента знаний» «Не ошибись», слайды, фрукты и овощи, соль и солонка для демонстрации, учебник «Русский язык»

Ход урока

       I    Организационный этап

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

II    Актуализация знаний

А) Теоретическая минутка Слайд 1

(Проверка домашнего задания, окончание по ИКТ)

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

               «лента знаний» выглядит так:

1   2  3  4  5  6

         Ключ для самопроверки «ленты знаний»

- Если вы согласны с утверждением, то нужно ставить +, если не согласны, то -.

1 Окончание стоит в конце слова

2 Окончание служит для связи слов в предложении

3 Окончание – это неизменяемая часть слова

4 В слове «книга» окончание - га

5 В слове «сосна» окончание - а

6 Последний слог в слове является окончанием

 (Самопроверка по ключу) (Слайд № 2)

- Аплодисменты тем, кто выполнил работу без ошибок. Итог обобщение о окончании.

- Первую ступеньку мы прошли

И конверт под ней нашли.

В конверте лежит задание:

«Выполнить чистописание».

Б) Чистописание

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

- Прочитайте слова   (Слайд №3 )

              Пружина    машина

             жираф        широкий

             ужин            шиповник

- Определите, какое сочетание букв мы будем писать (жи – ши)

- Уж вы меня не подведите,

Всю строчку сочетаний красиво напишите. Соблюдайте высоту букв, наклон и расстояние между элементами.

- Назовите свои слова с данной орфограммой.

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, сюрприз под ступенькой нашли!

(Пакет с овощами и фруктами)

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем:

- Находятся предметы перед вами,

   Названия их запишите словами.

В) Предметный словарь

Ябл..ко                      б..нан                       ап...льсин л..мон

(Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные)

- Устно составить предложение, используя в нём как можно больше слов из этого словаря.

- Как назвать одним словом эту группу слов?     ( плоды)

- На чем растут плоды? ( на деревьях)

- А деревья, это что? (растения)

- Назовите известные вам части растения.

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

- Какая часть растения самая главная?     (корень)

- Почему он главный? (ответы детей)

 На третьей ступеньке «спасибо» у нас

Давайте к четвёртой приступим сейчас.

Физминутка (музыкальная)

А может, сначала чуть-чуть отдохнём,

  Сил наберёмся и дальше пойдём?

III  Объявление темы и цели урока

- А четвёртая ступенька выглядит так:

  Красный цвет – внимания знак!

- Как слово корень связано с русским языком мы сегодня на уроке узнаем? ( дети ставят цели и задачи на урок)

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

               Что такое корень слова?

Какие слова называются родственными?

 Как обозначается корень?

Мы осторожно  к ней подступаем,

Название темы урока читаем:

«Корень слова. Родственные слова.»  (Слайд №4)

- Наша цель: познакомиться с корнем слова и родственными словами.

IV Работа по теме урока

«Открытие» Слайд №5

- Что общего у этих слов?      

 (общая одинаковая часть – ход -; значение этих слов связано с движением)

-Слова, которые имеют одинаковую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными.

- А что же такое корень слова?   (дети высказывают свои предположения)

«Вывод »  (работа по учебнику)

 Стр. 98-99 самостоятельно прочитать правило, поделиться знаниями с «соседом» 

- Что такое корень слова?

- Как обозначается корень слова?

- Какие слова называются родственными?

- Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

V  Закрепление

А) Игра «Родственные слова »  (Опыт с солью)

  -  На ступеньке лежала  соль (учитель показывает пищевую соль).

- Как называется посуда, в которой хранится соль? (солонка) (показать солонку)

У меня в стакане вода. Мне нужно взять из солонки соль и насыпать её в воду. Что я буду делать? (Солить).

Какая будет вода по вкусу?  (солёная)

- Какие родственные слова мы называли?

(Соль, солонка, солить, солёная)    Записывают на доске и в тетради

- Докажите, что они родственные.

- Запишите по памяти эти слова, выделите корень.    (Взаимопроверка)

Б)   Игра « Не ошибись»  (работа в парах)

 - Найдите в табличке пары родственных слов, рядом поставьте крестик

1  Лиса - лисёнок 2 Коза – стрекоза

3 Собака – щенок 4 Дом – домик

5 Хлеб – хлебница 6 Мама – папа

7 Школа – школьник 8 Гриб - грибок

- Назвать номера, под которыми находятся родственные слова.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

- Назвать корень этих слов.

- Что такое корень?

  Объяснить ваш выбор.     (1, 4, 5, 7, 8)  (Слайд № 7 )

VI  Итог урока

- Четвёртая ступенька нелёгкою была,

Но всё же завершили мы с вами все дела.

Осталось в двери постучать,

Чтоб хозяина дома смогли мы узнать.

(Учитель стучит, окошко «открывается» и дети видят Домовёнка Кузю)

   Он предлагает в слове «Домовёнок» выделить корень.

- Что такое корень?

- Как найти корень?

Чтобы найти в слове корень… Слайд № 8

1.  Подобрать однокоренные слова

2. Сравнить их

3..Выбрать общую для них часть

Дом, домик, домишко, домашний, домовой (Запись на доске)

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Домашняя работа

- Домовенок Кузя приготовил для вас домашнее задание. Оно записано

 на карточках у каждого от Кузи. (Дети получают дифференцированные задания, по уровням сложности)



Правило стр.98

Выделить корень в словах:

Цвет, цветок, цветочный, цветёт

Плод, приплод, плодовитый, расплодились

Краска, краситель, красочный, красить

Сад, садовник, рассада, посадка



Правило стр.98

Найти родственные слова, выделить корень:

Рис, рисунок, рисовый

Лес, лесной, леска, перелесок

Гриб, грибник, грипповать, грузди

Подарок, дарить, подавать



Правило стр.98

Подобрать однокоренные слова к слову:

 Снег- Гриб-

Сад- Цвет-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по русскому языку во втором классе "Корень слова. Родственные слова"

Автор: Ермаганбетова Руфия Галимовна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423677850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства