1 2 4 5 6 1 3 4 1. Продолжение работы в группах по составленному вопросному плану. - Давай начнем работать по нашему плану. - В парах продумайте ответ на первый и второй пункт нашего плана? Не забудьте привести примеры. - Какая пара может ответить? Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?:идти, прилететь, болеть, взбодриться. - А может кто-нибудь знает, почему именно эта часть речи получила такое название – глагол? 2. Упр. 230 (осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол. – Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название? Вопросы после чтения: – Какое значение было у слова глагол, какое стало? – Что такое глаголица? – Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.) 3. Работа по карточкам. В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить. 1 уровень: Найти в тексте глаголы и подпишите. Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука. 2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол Беседа - … Завтрак - … Работа - … Рассказ - … Чувство - … 3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы 1)Труд человека кормит, а лень портит. 2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. 3) Что в других не любишь, того и сам не делай. Физкультминутка. (если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не глагол – топните ногой) Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл. Самооценка этапа работы. - Два пункта плана мы рассмотрели. Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ? 4. Признаки глагола. а) Глаголы изменяются по временам и по числам. Из текста выпишите глаголы. (слайд 8) Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой грачи. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес. - Чем отличаются эти глаголы? - Какого времени бывают глаголы? - У каждого глагола определите, и подпишите время. Самопроверка по слайду. (слайд 9) - Поставьте себе отметку. (слайд 10) б) Измените глаголы по временам и числам: - Определите время у этого глагола (слайд 11) Журчать- - А можем ли мы этот глагол изменить по временам? (коллективная работа – изменение по временам) - Смогли вы ответить на третий пункт плана? Самооценка этапа работы. - Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ? 5. Правописание глаголов с частицей не. -Прочитайте пословицу. Что она означает?(слайд 12) - Все ли согласны, что я записала её правильно? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Как пишется частица не с глаголами? - Восстановите пословицы, добавив в них частицу не. (слайд 13) Кто не работает, тот …ест. С ложью правда …дружит. 5. Роль глаголов в предложении и тексте. - У нас остался последний пункт плана. Давайте рассмотрим его. а) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки. – Как вы думаете, это повествование или описание? – С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.) – Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность? (Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.) Учитель может сообщить, что такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением. Методическая рекомендация: учителю следует самому прочитать стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы. Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2-е и 4-е предложение: в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради. Самооценка этапа работы. - Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ? |