kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в предложении, речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Цели урока:

Предметные:

·        систематизировать знания о глаголе, как части речи;

·        формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,

·        овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

·      способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные :общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

·        учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

·        уметь формулировать собственное мнение и позицию;

·        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

·        развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов;

·        развитие самостоятельности;

·        развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием, карточки со знаками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в предложении, речи". »

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГЛАГОЛ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Цели урока:

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные :общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием, карточки со знаками.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Орг.момент.

Цель: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята, садитесь.



Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Введение в раздел. (слайд 2)

Мотивирующий приём.

– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

1) – Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать. (слайд 3)

2) – Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу. (слайд 4 )

3) – Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята(слайд 5)

На «пятёрку» знали.

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.


4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.


1 3 3

– Эта часть речи называется … (глагол). (слайд 6)

- Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?

Работа по группам.

– Составьте вопросы на теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках.

- Давайте проверим ваши вопросы.

1. Что глагол обозначает?

2. На какие вопросы отвечают глаголы?

3. Какие признаки имеет глагол?

4. Как пишется частица не с глаголами?

5. Чем является в предложении?


– У нас получится вопросный план. (слайд 7)

Посмотрим, как он изменится к концу урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Углубление изученного.

1 2 4 5 6 1 3 4

1. Продолжение работы в группах по составленному вопросному плану.

- Давай начнем работать по нашему плану.

- В парах продумайте ответ на первый и второй пункт нашего плана? Не забудьте привести примеры.

- Какая пара может ответить?

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?:идти, прилететь, болеть, взбодриться.

- А может кто-нибудь знает, почему именно эта часть речи получила такое название – глагол?

2. Упр. 230 (осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол.

– Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название?

Вопросы после чтения:

– Какое значение было у слова глагол, какое стало?

– Что такое глаголица?

– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.)

3. Работа по карточкам.

В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

1 уровень: Найти в тексте глаголы и подпишите.

Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.

2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол

Беседа - …

Завтрак - …

Работа - …

Рассказ - …

Чувство - …

3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы

1)Труд человека кормит, а лень портит.

2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.

3) Что в других не любишь, того и сам не делай.

Физкультминутка. (если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не глагол – топните ногой)

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.


Самооценка этапа работы.

- Два пункта плана мы рассмотрели. Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ?


4. Признаки глагола.

а) Глаголы изменяются по временам и по числам.

Из текста выпишите глаголы. (слайд 8)

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой грачи. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес.

- Чем отличаются эти глаголы?

- Какого времени бывают глаголы?

- У каждого глагола определите, и подпишите время.

Самопроверка по слайду. (слайд 9)

- Поставьте себе отметку. (слайд 10)

б) Измените глаголы по временам и числам:

- Определите время у этого глагола (слайд 11)

Журчать-

- А можем ли мы этот глагол изменить по временам? (коллективная работа – изменение по временам)

- Смогли вы ответить на третий пункт плана?

Самооценка этапа работы.

- Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ?


5. Правописание глаголов с частицей не.

-Прочитайте пословицу. Что она означает?(слайд 12)

- Все ли согласны, что я записала её правильно?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Как пишется частица не с глаголами?

- Восстановите пословицы, добавив в них частицу не. (слайд 13)


Кто не работает, тот …ест.

С ложью правда …дружит.


5. Роль глаголов в предложении и тексте.

- У нас остался последний пункт плана. Давайте рассмотрим его.

а) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки.

– Как вы думаете, это повествование или описание?

– С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.)

– Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность?

(Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)

Учитель может сообщить, что такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением.

Методическая рекомендация: учителю следует самому прочитать стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы.

Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения

стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2-е и 4-е предложение:

в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради.

Самооценка этапа работы.

- Если вам все понятно на полях поставьте +, если не понятно - , если остались вопросы – знак ?


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


IV. Итог урока.


4 4

– Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие-то различия? Уточним план.

1. Что глагол обозначает?

2. На какие вопросы отвечают глаголы?

3. Какие признаки имеет глагол?

4. Как пишется частица не с глаголами?

5. Чем является в предложении?



- Выполните тест, который находится у вас на листах.

  1. Глагол – это

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?



  1. Глаголы изменяются:

а) по временам и числам;

б) по родам и числам;

в) по падежам.



3. Частица не с глаголами пишется

а) слитно;

б) раздельно;

  1. Каким членом в предложении является глагол?

а) определением;

б) сказуемым;

в) дополнением.






V.Рефлексия.


«Дерево успеха».(слайд 14)

Кто считает, что он  отлично поработал на уроке и понял все, что мы повторяли, прикрепите зеленый листик, кто что-то не понял жёлтый листик.

- Посмотрите, какое дерево у ас получилось


VI. Домашнее задание.

1. Упр. 124, «Дидактический материал».

2. Повторить по учебнику «Русский язык», 3-й кл., об изменении глаголов по временам.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в предложении, речи".

Автор: Бобринева Анна Викторовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок  русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-v-iazykie-i-riechi-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135564"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416935240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 6 кл по теме: "Роль глагола в речи" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-kl-po-tiemie-rol-ghlaghola-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "119391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396176"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "170632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577224"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства