kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: «Глагол в языке и речи». Его место основное в  изучении главных членов предложения. Но так как учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. В связи с этим более подробно рассматривается роль глагола в речи, и обобщаются знания, полученные ранее. 
При подготовке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
- потребность в познавательной деятельности, 
- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.
Исходя из особенностей темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия  для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Глагол в языке и речи», углубление представлений о роли  глагола в тексте, формирование навыков нахождения синонимичных глаголов в тексте, использование глаголов в своей речи, что поспособствует воспитанию сознательного отношения к языку, развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Основная задача этого урока – совершенствование умения учащихся опознавать глаголы в тексте и использовать их в речи

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс »

Тема урока: «Глагол в языке и речи».

Класс: 5

Цели урока:

  • Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;

  • Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания и незнания по изучаемой теме;

  • Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;

  • Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.



































Ход урока.

  1. Орг. момент:

У: Добрый день, ребята! Меня зовут Марина Борисовна. Мне хотелось бы узнать, какое у вас сегодня настроение? (Большой пальчик вверх – отличное, большой пальчик вниз – плохое, рука вправо влево – не определился).

У: Все виды работы на сегодняшнем уроке будут направлены на изучение глагола в языке и речи. А ещё мы отправимся путешествовать в далекую страну, полную неизведанных тайн и новых открытий.

У: А вот по какой стране мы будем путешествовать, вы скажете сами.

У: (Слайд 2) Я предлагаю вашему вниманию проблему, над которой мы будем работать в течение урока.

У: (проблемный вопрос) Как вы думаете, является ли глагол важной частью речи в русском языке?»

У: Ну а пока вы думаете над вопросом, мы отправляемся в путешествие.

У: (Слайд 3) Посмотрите на доску, перед вами картина, что на ней изображено?

У: Побывав в какой стране, мы могли бы увидеть такой пейзаж?

Д: Япония очень схожа с Китаем, все дело в том, что Китайская и Корейская цивилизации оказали влияние на культуру Японии.

У: (Слайд 4) Верно, скажите, где расположено это государство?

У: Посмотрите какое интересное это государство. Япония – это островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане к востоку от Японского моря.

У: (Слайд 5) А знаете ли вы о том, что жизнь японского народа построена на символах? Я предлагаю вашему вниманию некоторые из них. Вы сейчас попробуете назвать, что они обозначают?

У: (Слайд 6) Смотрим значение символов.

У: (Слайд 7) Но это не все символы, рассмотрим еще некоторые из них. Перед вами портрет японской женщины, посмотрите, как необычно она изображена, в нем тоже скрываются символы. Посмотрите внимательно на это изображение и попробуйте их назвать. Их здесь три.

У: Посмотрите внимательно, эта прическа, как гора, Фудзияма – гораздо больше для японцев, чем просто гора. Фудзияма - это образец идеальной красоты, источник неиссякающего вдохновения. Брови – небесное тело – месяц, а губы – это лепестки сакуры.

У: В изобразительном искусстве Японии есть особенность одинакового начертания портретов, образ – собирательный.

У: (Слайд 8) Растения тоже несут в себе скрытые символы, рассмотрим одно из них. Скажите, что это за цветок?

Д: Хризантема.

У: Верно, давайте заглянем в историю и узнаем немного больше об этом цветке.

У: (Слайд 9) Хризантема – украшает герб и печать Японии, посмотрите, как она изображена на гербе и печати.

У: (Слайд 10) Только на императорской одежде и одежде его окружения мог изображаться этот цветок. Другой же, кто позволял себе такую одежду, был приговорен к смертной казни.

У: (Слайд 11) Как вы думаете, что символизирует этот цветок? На что он похож?

Д: Солнце.

У: (Слайд 12) Хризантема по японски – «Кику» символ солнца.

У: А японские певцы и поэты видят в этом цветке: ежа, ананас, потоки масла и молока, град трепещущих искр.

У: (Слайд 13) Перед вами текст, прочтите его (рабочие листы).

У: О чем этот текст?

У: Понятен ли вам смысл этого текста?

У: Как вы думаете, чего в нем не хватает?

У: Верно, скажите, что же такое глагол?

Д: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что будет делать?

У: Приведите примеры.

У: Сколько времен у глагола? Назовите их.

У: Каким способом мы можем определить время глагола.

У: Хорошо, теперь давайте наполним наш текст глаголами, определяя времена. По цепочке.

У: Мы привели наш текст в порядок. Давайте прочитаем его.

У: (Слайд 14) Молодцы, вы хорошо справились с заданием, давайте сравним наш текст с исходным. Глаголы в некоторых предложениях разнятся, но смысл текста не меняется, такие глаголы называются синонимичными.

У: Что такое синонимы?

У: (Синонимы – это слова близкие по лексическому значению).

У: Легко ли вам сейчас определить основную мысль текста? Разнится ли она с предыдущим текстом?

У: (Слайд 15) Перейдем к следующему этапу нашего урока проблемный вопрос, давайте ответим на него, Является ли глагол важной частью речи?

Д: Да

У: А я не верю, я считаю, что и без глаголов текст понятен. Докажите, почему глагол важная часть речи?

Д: (мнения)

У: Всё верно, молодцы. Славянский народ говорил, что глагол это самая важная и необходимая часть речи в русском языке. Глагол – это «процесс» с помощью глагола мы узнаем, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

У: (Слайд 16) А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Умный мяч». Я называю вам профессию, а вы с помощью глагола называете действие. Например: писатель – пишет. Врач, учитель, судья, повар, строитель, бухгалтер, художник, дворник, хореограф, воспитатель.

У: (Слайд 17) Рефлексия:

  • Какую часть речи мы сегодня рассматривали на уроке?

  • Что нового, мы для себя уяснили при изучении данной темы?

  • Каким членом предложения глагол может быть в тексте? (Сказуемым)

  • Как сказуемое выделяется на письме графически? (Двумя чертами)

У: (Слайд 18) Я предлагаю вашему вниманию «гору Знаний». Замок – посмотрите, какой он красочный, яркий, как те знания, которые вы получаете, к которым вы придете, когда закончите школу. А эта тропинка – путь, который вы преодолеваете, и ваша задача самостоятельно оценить собственные знания по изученной теме. И тот этап, который вам больше всего подходит отметить значком, лежащим у вас на столах.

У: Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились, а покажите мне сейчас, какое у вас настроение?

У: Большое спасибо вам за урок, я хочу подарить вам вот такие, талисманчики, символы – мудрости, которые будут помогать вам в дальнейшей учебе, желаю вам всего самого доброго. До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс

Автор: Буравкина Марина Борисовна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_dopolnieniie_urok_russkogho_iazyka_6_klass_s_kazakhskim_iazykom_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "387112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486058486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка.2 класс по теме:"Понятие о глаголе как части  речи." "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-po-tiemie-poniatiie-o-ghlagholie-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439284008"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок русского языка. 2 класс. Тема: Части речи "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-2-klass-tiema-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "161731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422270666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства