Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс
Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс
Урок на тему: «Глагол в языке и речи». Его место основное в изучении главных членов предложения. Но так как учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. В связи с этим более подробно рассматривается роль глагола в речи, и обобщаются знания, полученные ранее.
При подготовке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
- потребность в познавательной деятельности,
- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.
Исходя из особенностей темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Глагол в языке и речи», углубление представлений о роли глагола в тексте, формирование навыков нахождения синонимичных глаголов в тексте, использование глаголов в своей речи, что поспособствует воспитанию сознательного отношения к языку, развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Основная задача этого урока – совершенствование умения учащихся опознавать глаголы в тексте и использовать их в речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Глагол в языке и речи" 5 класс »
Тема урока: «Глагол в языке и речи».
Класс: 5
Цели урока:
Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;
Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания и незнания по изучаемой теме;
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;
Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Ход урока.
Орг. момент:
У: Добрый день, ребята! Меня зовут Марина Борисовна. Мне хотелось бы узнать, какое у вас сегодня настроение? (Большой пальчик вверх – отличное, большой пальчик вниз – плохое, рука вправо влево – не определился).
У: Все виды работы на сегодняшнем уроке будут направлены на изучение глагола в языке и речи. А ещё мы отправимся путешествовать в далекую страну, полную неизведанных тайн и новых открытий.
У: А вот по какой стране мы будем путешествовать, вы скажете сами.
У:(Слайд 2) Я предлагаю вашему вниманию проблему, над которой мы будем работать в течение урока.
У:(проблемный вопрос) Как вы думаете, является ли глагол важной частью речи в русском языке?»
У: Ну а пока вы думаете над вопросом, мы отправляемся в путешествие.
У:(Слайд 3) Посмотрите на доску, перед вами картина, что на ней изображено?
У: Побывав в какой стране, мы могли бы увидеть такой пейзаж?
Д: Япония очень схожа с Китаем, все дело в том, что Китайская и Корейская цивилизации оказали влияние на культуру Японии.
У: (Слайд 4) Верно, скажите, где расположено это государство?
У: Посмотритекакое интересное это государство. Япония – это островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане к востоку от Японского моря.
У:(Слайд 5) А знаете ли вы о том, что жизнь японского народа построена на символах? Я предлагаю вашему вниманию некоторые из них. Вы сейчас попробуете назвать, что они обозначают?
У: (Слайд 6) Смотрим значение символов.
У: (Слайд 7) Но это не все символы, рассмотрим еще некоторые из них. Перед вами портрет японской женщины, посмотрите, как необычно она изображена, в нем тоже скрываются символы. Посмотрите внимательно на это изображение и попробуйте их назвать. Их здесь три.
У: Посмотрите внимательно, эта прическа, как гора, Фудзияма – гораздо больше для японцев, чем просто гора. Фудзияма - это образец идеальной красоты, источник неиссякающего вдохновения. Брови – небесное тело – месяц, а губы – это лепестки сакуры.
У: В изобразительном искусстве Японии есть особенность одинакового начертания портретов, образ – собирательный.
У:(Слайд 8) Растения тоже несут в себе скрытые символы, рассмотрим одно из них. Скажите, что это за цветок?
Д: Хризантема.
У: Верно, давайте заглянем в историю и узнаем немного больше об этом цветке.
У:(Слайд 9) Хризантема – украшает герб и печать Японии, посмотрите, как она изображена на гербе и печати.
У: (Слайд 10) Только на императорской одежде и одежде его окружения мог изображаться этот цветок. Другой же, кто позволял себе такую одежду, был приговорен к смертной казни.
У: (Слайд 11) Как вы думаете, что символизирует этот цветок? На что он похож?
Д: Солнце.
У:(Слайд 12) Хризантема по японски – «Кику» символ солнца.
У: А японские певцы и поэты видят в этом цветке: ежа, ананас, потоки масла и молока, град трепещущих искр.
У:(Слайд 13) Перед вами текст, прочтите его (рабочие листы).
У: О чем этот текст?
У: Понятен ли вам смысл этого текста?
У: Как вы думаете, чего в нем не хватает?
У: Верно, скажите, что же такое глагол?
Д: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что будет делать?
У: Приведите примеры.
У: Сколько времен у глагола? Назовите их.
У: Каким способом мы можем определить время глагола.
У: Хорошо, теперь давайте наполним наш текст глаголами, определяя времена. По цепочке.
У: Мы привели наш текст в порядок. Давайте прочитаем его.
У: (Слайд 14) Молодцы, вы хорошо справились с заданием, давайте сравним наш текст с исходным. Глаголы в некоторых предложениях разнятся, но смысл текста не меняется, такие глаголы называются синонимичными.
У: Что такое синонимы?
У: (Синонимы – это слова близкие по лексическому значению).
У: Легко ли вам сейчас определить основную мысль текста? Разнится ли она с предыдущим текстом?
У:(Слайд 15) Перейдем к следующему этапу нашего урока проблемный вопрос, давайте ответим на него, Является ли глагол важной частью речи?
Д: Да
У: А я не верю, я считаю, что и без глаголов текст понятен. Докажите, почему глагол важная часть речи?
Д: (мнения)
У: Всё верно, молодцы. Славянский народ говорил, что глагол это самая важная и необходимая часть речи в русском языке. Глагол – это «процесс» с помощью глагола мы узнаем, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
У: (Слайд 16) А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Умный мяч». Я называю вам профессию, а вы с помощью глагола называете действие. Например: писатель – пишет. Врач, учитель, судья, повар, строитель, бухгалтер, художник, дворник, хореограф, воспитатель.
У: (Слайд 17) Рефлексия:
Какую часть речи мы сегодня рассматривали на уроке?
Что нового, мы для себя уяснили при изучении данной темы?
Каким членом предложения глагол может быть в тексте? (Сказуемым)
Как сказуемое выделяется на письме графически? (Двумя чертами)
У: (Слайд 18) Я предлагаю вашему вниманию «гору Знаний». Замок – посмотрите, какой он красочный, яркий, как те знания, которые вы получаете, к которым вы придете, когда закончите школу. А эта тропинка – путь, который вы преодолеваете, и ваша задача самостоятельно оценить собственные знания по изученной теме. И тот этап, который вам больше всего подходит отметить значком, лежащим у вас на столах.
У: Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились, а покажите мне сейчас, какое у вас настроение?
У: Большое спасибо вам за урок, я хочу подарить вам вот такие, талисманчики, символы – мудрости, которые будут помогать вам в дальнейшей учебе, желаю вам всего самого доброго. До свидания.