Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний".
Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний".
Урок по русскому языку в 4 класс по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном". На уроке использованы здоровьесберегающая технология, а также элементы ТРИЗ - технологии. Кроме фронтальной работы, применяются групповая и коллективная работа.
П?редварительной работой перед этим уроком был сбор "копилки" с падежными окончаниями имен прилагательных и частичное заполнение "паспорта" имени прилагательного - (модель «ЭИЗ»).
А так же на уроке исползована игры "Да-Нет" - цель которой является самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний". »
Предмет: русский язык
Тема: «Имя прилагательное. Обобщение знаний».
Класс: 4
Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний
Учитель: Долганина Евгения Михайловна
Универсальные учебные действия:
Предметные: повторить, что такое имя прилагательное; развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Познавательные: анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила;
Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; интерес к способу решения и общему способу действия; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается,
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; учет разных мнений и умение обосновать собственное; Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
Регулятивные: ставят учебные задачи, проводят контроль и оценивают свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников.
- Здравствуйте. Садимся. Тема нашего урока… А тему нашего урока вы сейчас определите сами.
- Я задала вопрос о слове, имеющем корень сад, и получила на него следующие ответы: второстепенный член предложения, множественное число, дательный падеж.
Э
И
З
?
?
Второстепенный член предложения
?
Мн. число
?
Д.п.
- Какие вопросы я задала?
Учащиеся:
- Член предложения?
- В каком числе?
- В каком падеже?
Учитель:
- Как Вы думаете, о какой части речи сейчас шла речь?
Учащиеся:
- Существительное, прилагательное. Трудно определить.
Учитель:
- Тогда игра «Да – нет». Задайте мне тот единственный вопрос, который сразу позволит определить часть речи. Только надо дать ограничение: сами части речи не называть в вопросе
(Учащиеся должны с одного вопроса найти ответ.)
Объявление целей и задач урока
Учитель:
- Сегодня на уроке мы заполним до конца «паспорт» имени прилагательного. Для чего же мы изучаем имя прилагательное и заполняем таблицу?
Учащиеся:
- Изучаем, чтобы писать грамотно.
Учитель:
- На столах у вас лежат слова из собранной вами копилки (имена прилагательные во множественном числе). Вам необходимо их распределить по признакам. По каким признакам Вы их будете распределять?
Учащиеся:
- По падежам и падежным окончаниям.
Работа с таблицей ЭИЗ
Учитель:
- Выделите окончания имён прилагательных и самостоятельно занесите их в «паспорт» имени прилагательного.
Затем фиксирую полученные данные на таблице ЭИЗ.
- Какие окончания занесём в таблицу?
Учащиеся:
Им.п.
Какие?
-ые, -ие
Р.п.
Каких?
-ых, -их
Д.п.
Каким?
-ым, -им
В.п.
Какие?
-ые, -ие
Т.п.
Какими?
-ыми, -ими
П.п.
(о) каких?
-их, -их
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
- Вы так легко справились с этим заданием. Так почему же мы при письме допускаем ошибки при написании окончаний?
Учащиеся:
- Потому что окончание не всегда ударное.
Учитель:
- Я тоже собирала копилку прилагательных с вашими ошибками. Посмотрите на них. Сможете ли вы сейчас правильно написать окончание?
Учащиеся:
- Нет, потому что нет зависимого слова.
Учитель:
- Тогда мы сейчас с Вами составим алгоритм правильного написания окончаний имён прилагательных. На какое слово Вы будете ориентироваться при написании окончания?
Учащиеся:
- На главное слово.
- В «паспорт» имени прилагательного.
Учитель:
-На какие признаки имени прилагательного укажет нам главное слово?
- Учащиеся:
-На падеж, на число.
Учитель:
- Если слово в единственном числе, что ещё можно определить у прилагательного?
Учащиеся:
- Род.
Учитель:
- Как определить правильность написания окончания имени прилагательного?
Учащиеся:
- Посмотреть в таблицу.
Учитель:
- Можете ли Вы написать окончание имени прилагательного, правильно не пользуясь таблицей?
Учащиеся:
-Да, если задать вопрос к прилагательному. Какое окончание у вопроса, такое и у прилагательного.
Учитель:
- Впишите падежные вопросы в пустые колонки.
Э
И
З
Имя прилагательное
Значение
Называет признак предмета
Вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие?
Член предложения
Второстепенный член предложения, определение.
Род
м. р.,
ж. р.,
с. р.
Число
ед. ч. мн. ч.
Падеж
Единственное число
Множественное число
М.р.
С. р.
Ж. р.
Им.п.
Какой?
-ой,
-ый,
-ий
Какое?
-ое,
-ее
Какая?
-ая,
-яя
Какие?
-ые, -ие
Р.п.
Какого?
-ого,
-его
Какого?
-ого, -его
Какой?
-ой, -ей
Каких?
-ых, -их
Д.п.
Какому?
-ому,
-ему
Какому?
-ому,
-ему
Какой?
-ой, -ей
Каким?
-ым, -им
В.п.
Какой?
-ой,
-ый,
-ий
Какое?
-ое,
-ее
Какую?
-ую,
-юю
Какие?
-ые, -ие
Т.п.
Каким?
-им,
-ым
Каким?
-им,
-ым
Какой?
-ой,
-ою,
-ей, -ею
Какими?
-ыми, -ими
П.п.
О каком?
-ом,
-ем
О каком?
-ом,
-ем
О какой?
-ой, -ей
О каких?
-их, -их
Учитель:
- Как изменяются прилагательные во множественном числе? Как узнать падеж имени прилагательного?
(Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. Падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится).
Подведение итогов.
- Итак, давайте подведём итоги.
Какой был урок? Какие были ученики?
РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Учитель:
- Прочитайте предложение, записанное на карточке. Какой части речи не хватает в предложениях? Подберите имена прилагательные и запишите их.
По окончании работы дети выходят к доске и прикрепляют карточки с помощью магнитов.
Учитель:
- Составьте из этих предложений текст. Прочитайте текст. Какой это текст: повествование или описание?
Учащиеся:
- Это текст описание, потому что в нем описывается весна.
Учитель:
- Как можно озаглавить текст?
Весна, но холодно. Погода ясная. Небо … … . … облака плывут по небу. Дует …. ветерок и покачивает …. ветви деревьев. Везде лужи …. воды и …. сугробы снега. А на душе радостно, потому что весна наступила.