Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний"
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение знаний"
Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов МБУ школы №32 г.о. Тольятти
Материал будет полезен начинающему учителю начальных классов. Использованы современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, технололгия интегрированного обучения, оценивания учебных достижений. Кроме фронтальной работы, применяются индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
закреплять навыки правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, состав слова, разбор по членам предложения.
Оборудование:
- проектор, компьютерная презентация,
- набор предметных картинок для проведения словарного диктанта,
У учащихся: учебники «Русский язык» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие ребята.
Как вы понимаете моё обращение к вам?
– Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами проходили?
– А как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
– Правильно. Сегодня мы с вами будем обобщать наши знания об имени прилагательном: будем повторять изученные ранее орфограммы, работать над распознанием рода, числа имён прилагательных, обобщим значение имён прилагательных в нашей речи.
– В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
– Мы уже не один раз повторяли: имя прилагательное. А что же это такое?
– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?
- Прочитайте тему урока. Давайте определим задачи урока.
2. Словарная работа.
– Давайте некоторые из них запишем: (картинный диктант: заяц, картина, малина, месяц, одежда, тарелка, огород, пенал, лопата)
– Назовите орфограммы.
– По ходу записи устно подберите признаки данных предметов.
– Как определить род имени прилагательного?
– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср.р.?
Приведите примеры.
– Устно составьте предложение с любым словом.
3. Письмо под диктовку.
– Запишите предложение: Над трепещущей осиной лёгкий месяц заблестел.
– Разберите по членам предложения.
– Выпишите словосочетания: сущ. + прил.
Разберите имя прилагательное как часть речи (лёгкий (месяц)-н.ф. лёгкий, прил., м.р., ед.ч.)
– Что объединяет все эти слова? (имя прил., м.р., ед.ч.)
– На какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?
– Запишите слова в два столбика. В первый – имена прилагательные, обозначающие возраст человека, начиная с самого раннего возраста. Во второй столбик – имена прилагательные, обозначающие качества человека.
– Проверьте, как у вас получилось.
– Какими качествами вы хотели бы обладать?
– Подберите из данных групп антонимы. Что такое антонимы?
– Подберите синонимы. Что такое синонимы?
5. Физкультминутка для глаз
-Мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнём.
– Ой, кажется, у нас проблема. Текст рассыпался. Давайте решим эту задачу. Восстановите текст и запишите его в тетрадь. При записи можете добавить свои имена прилагательные.
– Прочитайте, что у вас получилось.
– О каком времени года в нём говорится?
– Для чего в своей речи мы используем имена прилагательные?
7. Тест по теме: «Имя прилагательное».
– А теперь давайте проверим, как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест.
1. Укажите лишнее слово:
1) синие 2) здание 3) высокие 4) мягкие
2. Выбери правильный ответ:
Имя прилагательное это-…
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?
часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает?
3. Выбери правильный ответ:
В предложении имена прилагательные связаны:
1) с существительными
2) с прилагательными
3) с другими словами
4. К каждому прилагательному подбери подходящие по смыслу существительные:
черный: 1) ягода 2) плащ 3) окно 4) портфель
красивая: 1) блузка 2) цветок 3) девочка 4) букет
5. Укажи прилагательные, противоположные по значению данным:
Эта рубашка чистая, а та…
чужая 2) грязная 3) шёлковая 4) полосатая
Книга толстая, а газета…
интересная 6) научная 7) старая 8) тонкая
6. Укажи прилагательные мужского рода:
1) пушистый 5) светлая
2) спелое 6) большой
3) зелёная 7) горячее
4) зимняя 8) громкий
7. Укажи прилагательные среднего рода:
1) мягкий 4) весёлое 7) ранняя
2) свежее 5) спелая 8) молодой
3) трусливый 6) дальнее 9) зеленое
8. Укажи прилагательные женского рода:
1) глубокая 4) красное 7) простая
2) чужой 5) синяя 8) новый
3) хорошее 6) холодная 9) яркий
9. Укажи сочетании слов, в которых допущены ошибки:
1) новый дом 4) молодое лицо
2) красная платье 5) высокий липа
3) зубный врач 6) яркое радуга
10. Укажи прилагательные во множественном числе:
1) тонкий 2) зелёные 3) свежее 4) дальняя
5) широкая 6) веселые 7) зимние 8) правый 9) старое
11. Укажи подходящее окончание к данному прилагательному:
спел… колосья: 1) –ое 2) –ая 3) –ые 4) –ый
гусин… перо: 5) –ые 6) –ый 7) –ая 8) –ое
12. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки:
1) громкий голос 5) зеленая липы
2) темная улицы 6) прохладные вечер
3) утренняя роса 7) теплое лето
4) верный друзья 8) быстрые реки
– Проверьте свои ответы (взаимопроверка)
– Поставьте оценки своему соседу, оцените свои достижения.
– Кто получил оценку «5»? «4»? «3»?
- Что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат?
8. Итог урока.
– Какую тему мы изучили?
- Что мы узнали об имени прилагательном?
- Какие задачи урока удалось выполнить?
9. Домашнее задание.
Инвариант – «Дидактический материал», с. 42 №39
Вариант - Написать небольшой рассказ из пяти предложений о нашем городе, используя имена прилагательные.