Тема урока: Окончания существительных
первого склонения в родительном падеже
Предмет: русский язык
Учитель: Зандер Наталия Петровна
II квалификационная категория
МОУ: СОШ №28
Пояснительная записка
3 класс.
Система Л.В. Занкова
Учебник «Русский язык», А.В.Полякова
Изучаемый раздел: «Изменение имен существительных по падежам».
Тема: Окончания существительных первого склонения в родительном падеже.
Урок в изучаемом разделе занимает одно из важных мест, так как данная тема формирует навыки учащихся правильно писать безударные окончания имен существительных. Тема данного урока «Окончания существительных первого склонения в родительном падеже» является закреплением уже имеющихся знаний учащихся и изучением нового материала (правильное написание окончаний имен существительных в родительном падеже). Знание написания окончаний необходимы ученику для грамотного письма.
Задачи:
1. Формировать умения правильного написания окончаний существительных в родительном падеже, оформлять предложение на письме, каллиграфически правильно писать.
2. Развивать орфографическую зоркость, умение высказывать своё предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, способность к самоконтролю, коммуникативные умения, мыслительные операции.
3. Воспитывать уважение к мнению друг друга, чувство взаимопомощи, любовь и интерес к русскому языку.
Литература:
1.А.В. Полякова Русский язык: Учебник для 3 класса. –Москва «Просвещение»,2012.
2. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 класс. – ИД «Фёдоров», 2010.
3. Интернет – ресурсы.
Ход урока:
I. Самоопределение в учебной деятельности
1. Эмоциональный настрой.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
«С русским языком можно творить чудеса» – писал К. Паустовский.
II. Стадия вызова
У. Готовы ли вы постигать неизвестные для вас чудеса русского языка.
Д. Готовы.
У. Проведем наблюдение и сделаем открытие.
Психологический настрой (сопровождается гимнастикой для пальцев рук).
Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем. Затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и мысленно произносим: "Я справлюсь! Я смогу, человек всё может! Я ничего не боюсь!"
У. Откроем тетради и запишем число и классная работа.
III. Постановка учебной проблемы
У. Чтобы узнать тему нашего урока, выполним следующие задания.
Игра: «Четвертый лишний»
Брат, дядя, завтрак,сын.
Озеро, зеркало, река, море.
Печь, метель, морковь, сестра.
У: Найдите в каждой строчке лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Что общего у всех этих слов?
Д: Лишние слова: дядя, река, сестра- это существительные 1 склонения с окончаниями -а, -я.
У: Запишите словосочетания с этими существительными, определите падеж.
Сделал для _______,
Вытащил из _______,
Взял у ________.
У. Что можете сказать про окончания?
Д. В родительном падеже существительные имеют окончания –ы,-и
У. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
Д. Окончания имен существительных 1 склонения.
У.Какова будет цель нашего урока?
Д.Научиться писать существительные в родительном падеже. Правильно писать окончания.
IV. Стадия осмысления содержания
У. Какие знания нам понадобятся, чтобы поработать над этой проблемой?
Д.Умение определять падеж и склонение имен существительных.
У. Как вы думаете, для чего нам нужно поработать над этой темой?
Д. Для того, чтобы точнее научиться определять падеж имен существительных, узнать больше сведений о родительном падеже.
У. С помощью чего мы можем определить родительный падеж имен существительных?
Д. С помощью вопросов, слова –помощника.
У. Назовите вопросы родительного падежа.
Д. Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы: кого? чего? Слово –помощник: нет.
У. Понаблюдаем за окончаниями существительных в родительном падеже.
Д. Существительные 1 склонения в родительном падеже имеют окончания –ы, -и.
У. Одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания?
Д. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
У. Какое слово нам может служить как слово – помощник при написании окончаний. Обоснуйте свой ответ.
Д. Словом – помощником может быть слово река, потому что в нем ударное окончание.
У. Поработаем в группах и проверим, правильно ли мы сделали вывод. Используем слово-помощник
(работа в группах)
Стоял около берёз_,
Дом для кошк_,
Добежал до машин_,
Жил у дедушк_,
Сделал из бумаг_.
Вывод: (делают дети) ударные и безударные окончания существительных пишутся одинаково. Слово река помогло правильно написать окончания.
У.Для чего мы проверяли написание окончаний?
Д. Чтобы не допустить ошибок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Стадия закрепления
У. А сейчас внимательно прочитайте текст « про себя»
( индивидуальная работа) Текст на листочках у каждого ученика на парте.
От деревн__ до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Но каждый раз на половине пути, у самой дорог_, росла развесистая берёза. Кто бы ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.
У. Определите в тексте, что общего между словами с пропущенными буквами?
Д. Это существительные в родительном падеже.
У. Предложите задание по данному тексту.
Д. Можно вставить пропущенные буквы.
У. Выполните самостоятельно это задание.
Взаимопроверка.
У. Какие окончания написали у существительных родительного падежа?
Д. Писали окончания -ы, -и.
У. По каким предлогам узнаем, что это родительный падеж?
Д. Это предлоги: у, до, от, из, без, около, для.
У. Найдите упражнение 321.Посмотрите на словосочетания. Чего в них не хватает?
Д. В них не хватает предлогов.
У. Предложите задание.
У. Нужно вставить подходящие предлоги.
Дети выполняют задание по группам.
Коллективная проверка. Повторение вывода об окончаниях существительных в родительном падеже.
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Для чего мы наблюдали за существительными родительного падежа?
- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что особенно понравилось?
- Какие трудности были на уроке?
- У вас на столах лежат солнышки. Посмотрите на своих одноклассников и подарите солнышко тому, кто, по вашему мнению, сегодня на уроке хорошо отвечал, чьи ответы вам понравились или тому, кому в дальнейшем вы желаете успехов по изучению этой темы.
Выставление и комментирование оценок.
Запишите домашнее задание. с. 30 правило у. 323
Благодарю всех за урок!
Для дополнительного домашнего задания предложу детям карточки различной сложности:
(Выбирают по желанию)
Красная карточка ( задание повышенной трудности):
-вставить подходящие имена существительные 1 склонения в родительном падеже.
Пришли с _________, спит около _________, пьёт из____________,
упал с _______, добрался до ___________.
Зелёная карточка
- Правильно написать окончания существительных в родительном падеже.
Пришли с прогулк__, спит около печк_, пьёт из луж_, упал с крыш_, добрался до берег_.