Предмет: Русский язык
Класс: 2 Б класс
Тема урока : Текст. Признаки текста и его части.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цели урока:
- обучающая: формировать понятия « текст», « признаки текста», « части текста».
- развивающая: развивать речь, умение работать в паре и группе.
- воспитательная: воспитывать доброжелательность, аккуратность.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог: учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
- метапредметные:
-познавательные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания, сравнивать, анализировать.
-коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в паре и группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
-регулятивные: обучать умению самим формулировать тему у цель урока; планировать свои действия.
- предметные: находить текст, находить признаки текста, выделять части текста.
Ресурсы учебник «Русский язык» 2класс Н.В. Нечаева, интерактивная доска
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
-Сегодня на уроке русского языка мы будем создавать стенгазету. Что это такое?
В словаре есть объяснение данного слова.
Стенгазета - вид изобразительного творчества. Делается на листе. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям.
Слайд №1
В газете должен быть редактор.
Редактор- человек, который редактирует что-нибудь.
Редактировать- проверять или исправлять написанное.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
-Как вы думаете, любой материал может быть использован в газете?
Чтобы узнать тему урока, вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. Назовите их. Уточним, все ли правила были названы. Слайд №2.
-Перед вами 2 заметки. ( Приложение 1.)
Определите, что написано под №1 и №2. Подпишите. Найдите общее и различия.
№1 На клумбе растут розы. В парке есть дуб. Стоит хороший день. Птицы прилетают из дальних стран. ___________________________ | №2 Красива русская природа! В л..су вес..ло п..ют птицы. Скач..т по ве..кам белки. Пряч..тся под ёлкой ёж..ки. Приятно ребятам гулять в лесу. _______________________________ |
№1 – это предложения, не связанные по смыслу.
№2 – это текст. Все предложения связаны по смыслу.
3.Постановка учебной задачи.
- Что может быть в газете? Почему?
Назовите тему урока. Его цели. Слайд №3.
Тема урока: Текст. Признаки текста и его части.
Цели:
научиться… ( находить текст, определять его части)
Узнать… ( признаки текста)
4.Построение проекта выхода из затруднения ( « открытие» детьми нового знания)
- Мы будем работать по плану. ( Прочитать план урока на слайде) Слайд №4
План работы.
1. Обобщить знания о предложении.
2. Заполнить таблицу.
3. Записать часть текста.
4. Выполнить самостоятельную работу.
5. Создать заметку для стенгазеты.
6. Подвести итоги урока.
- Чтобы научиться находить текст, нам нужно вспомнить признаки предложения. Заполним второй столбик таблицы.( приложение 2)
| Предложение | |
1.Из чего состоит? | _______________________ | _________________________ |
2.Строение. | _______________________ | __________________________ |
3. Роль в языке. | _______________________ | _________________________ |
- Как назовём третий столбик? Текст.
- Где сможем найти информацию, чтобы заполнить третий столбик ? ( В учебнике, рубрика напоминание). Работаем самостоятельно.
- Проверим свою работу. Образец на слайде. Слайд №5
- Оцените свою работу. Если всё верно, поставьте +. На листе самооценки поставьте + под №1.
( приложение 3)
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Сделаем вывод: Как правильно построить текст? Слайд №6
Предложения должны быть связаны по смыслу.
В тексте 3 части: вступление, основная часть, заключение.
Полнота раскрытия темы.
Докажите, что столбик №2 ( задание для работы в парах) - текст.
Найдите в нём словарные слова. Запишите их в тетрадь. Подчеркните орфограммы .
( Русская, природа, ребёнок)
- Выпишите основную часть, вставив пропущенные буквы.
( Взаимопроверка.) Оцените работу соседа: каллиграфию и правильность выписанной части.
Заполняем лист самооценки.
- Проверим вставленные буквы. Объясните орфограммы. Слайд №7
Оцените свою работу. Заполните лист самооценки.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Сейчас мы готовы выполнить самостоятельную работу? ( приложение 4)
Самостоятельная работа
№1 Выбери определение текста.
Это устойчивые сочетания слов
Это группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
№2 Отметьте + текст
Бабочки и мотыльки относятся к одному семейству насекомых – чешуекрылых.
Бабочки обычно порхают в воздухе в дневное время. Мотыльки летают вечером и по ночам.
Наступила весна. Мама пошла в магазин. Котёнок разбил красивую вазу. По телевизору была интересная передача.
№3 Расставь части текста в нужном порядке.
Картофелем называют и сами клубни. Они съедобны и богаты крахмалом.
Картофель – это овощное растение.
Картофель выращивают для пищевых, кормовых и технических целей.
Проверим правильность выполнения. Заполните лист самооценки. Слайд №8
7.Включение в систему знаний и повторение.
- Вы готовы создать заметку для стенгазеты. Каждая группа составляет свою заметку, используя план работы.( работа с деформированным текстом) ( приложения 5,6)
- Вспомним правила работы в группе. Слайд №9
План работы в группе.
Прочитай предложения.
Найди первое предложение.
Расположи части в нужном порядке.
Подбери заголовок.
Приклей иллюстрацию.
Приготовьтесь читать заметку.
Оцени свою работу в группе.
Заполняем лист самооценки.
8.Рефлексия деятельности( итог урока)
Проверьте, сколько + вы получили. Закрасьте соответствующий смайлик. Слайд №10.
Какие результаты получились в нашем классе? Дерево настроения. Слайд №11
Мы достигли цели урока?
Что было сложно выполнить?
Что легче всего?
- Что ещё можем узнать о тексте? Слайд №12
Домашнее задание. Придумать заголовок для газеты. Написать текст о животном. Слайд №13
Приложение 1
№1 На клумбе растут розы. В парке есть дуб. Стоит хороший день. Птицы прилетают из дальних стран. ___________________________ | №2 Красива русская природа! В л..су вес..ло п..ют птицы. Скач..т по ве..кам белки. Пряч..тся под ёлкой ёж..ки. Приятно ребятам гулять в лесу. _______________________________ |
Приложение 2
| Предложение | |
1.Из чего состоит? | _______________________ | _________________________ |
2.Строение. | _______________________ | __________________________ |
3. Роль в языке. | _______________________ | _________________________ |
Приложение 3
| | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | | | | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
| |
Приложение4
Самостоятельная работа №1 Выбери определение текста. Это устойчивые сочетания слов Это группа предложений, которые связаны между собой по смыслу. №2 Отметьте + текст Бабочки и мотыльки относятся к одному семейству насекомых – чешуекрылых. Бабочки обычно порхают в воздухе в дневное время. Мотыльки летают вечером и по ночам. Наступила весна. Мама пошла в магазин. Котёнок разбил красивую вазу. По телевизору была интересная передача. №3 Расставь части текста в нужном порядке. Картофелем называют и сами клубни. Они съедобны и богаты крахмалом. Картофель – это овощное растение. Картофель выращивают для пищевых, кормовых и технических целей. |
Приложение 5
План работы в группе.
Прочитай предложения.
Найди первое предложение.
Расположи части в нужном порядке.
Подбери заголовок.
Приклей иллюстрацию.
Приготовьтесь читать заметку.
Оцени свою работу в группе.
Приложение 6
Тексты( разрезанные на части)
Воробей – представитель семейства воробьиных.
Воробьи бывают домовые, полевые, черногрудые и рыжие. Вес имеет не более 35 граммов, длина тела — до 20 см. Верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Воробьи неплохо летают и мило чирикают.
Воробьи встречаются повсюду.
Заяц принадлежит к отряду грызунов.
Уши у него длинные, хвостик не велик. Задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, а зимой – белый. Чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу.
Врагов у зайца – хоть отбавляй.
Медведь — грозный лесной житель.
Это крупное хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазит по деревьям. Медведи всеядны, имеют отличное обоняние. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый.
Обычно медведь молчалив.
Сороки – довольно крупные птицы.
Длина может достигать полуметра. Размах крыльев составляет почти метр. Оперение у сорок синевато-черное, а бока – белые. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях.
Обитают сороки в разных странах и на разных континентах.
Снегири – это осёдлые птицы.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря. У самочки грудка зеленовато-серая.
Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря толстым и широким клювом.
Ягоды – основная пища снегирей зимой.
Белка- лесной зверёк.
Она небольших размеров. Белка – это грызун.
Предпочитает питаться растительной пищей.
Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Два раза в год белка линяет.
Белка – умна, проворна