В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса положена авторская программа, разработанная А. В. Поляковой, по русскому языку для четырехлетней начальной школы, система Л. В. Занкова и обеспечена учебником А. В. Поляковой.
Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе.
Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.
Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
Выполнение программы обучения русскому языку ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв
Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков). Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости. Слог. Слоговая структура слова. Ударение. Фонетический анализ слова.
Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях). Слово. Корень слова. Однокоренные слова.
Слово и его лексическое значение. Употребление слов в прямом/переносном значении
Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения: подлежащие и сказуемое
Правописание жи—ши, ча—ща, чу—щу. Обозначение мягкости со гласных с помощью ь..Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.
Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Наблюдение структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста.
- все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
- твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
- находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
- приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
Сроки | № уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности возможные формы учащихся/ контроля/форма урока | Примечания |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
|
| 1 | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. | Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа. Различать средства устной и письменной речи | Р: ориентироваться в учебнике «Русский язык». П: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. К: задавать вопросы и отвечать на них | Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста | |
| 2 | Слово и предложение | Составлять предложения и оформлять их на письме. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах | Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю | Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста | |
| 3 | Слоги и ударение | Определять количество слогов по количеству гласных букв. Делить слова на слоги. Определять количество слогов по количеству гласных букв. | Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач | Различать слова, словосочетания; дополнять предложения нужными по смыслу словами; делить слова на слоги и ставить ударение | |
Предложение и слово. 4 часа |
| 4 | Слово и предложение | Составлять предложения и оформлять их на письме; определять основу предложения. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами; выделять главные члены предложения. | |
| 5 | Составление предложения по заданной модели | Составлять предложения и оформлять их на письме; определять основу предложения. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа | Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами; выделять главные члены предложения. | |
| 6 | Главные члены предложения | Составлять предложения и оформлять их на письме; определять основу предложения | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами; выделять главные члены предложения. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста | |
| 7 | Восстановление деформированных предложений | Составлять предложения на заданную тему. Делить слова на слоги | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: строить понятные для партнера высказывания | | |
Звуки и буквы. 2 часа |
| 8 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове | Находить звуки и буквы в словах, у которых расходятся произношение и написание. Распознавать звук и букву; уметь сравнивать слова. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: использовать общие приемы решения задач. К: формулировать свои затруднения | Представлять роль звуков в различении смысла слов; строить схемы. Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике | |
| 9 | Условные звуковые обозначения слова | Представлять роль звуков в различении смысла слов, объяснять значение слов. | Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Определять количество букв и звуков в слове; строить схемы. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям | |
Слог.1 час |
| 10 | Проверочная работа на выявление умения делить слова на слоги | Закрепить изученный материал, развивать логическое мышление, фонематический слух. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: правильно составлять предложения | Самостоятельно применять правило в контрольной работе. | |
Гласные и согласные звуки. 4 часа |
| 11 | Гласные звуки | Познакомить с артикуляцией при произношении звуков. Знать признаки гласных звуков, позиционные особенности букв в словах | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: принимать участие в работе группы | Распознавать гласные звуки, обозначать их буквами. Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике | |
| 12 | Согласные звуки | Познакомить с артикуляцией при произношении звуков. Знать признаки согласных звуков, позиционные особенности букв в словах | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Распознавать согласные звуки, обозначать их буквами; Освоение правил работы с заданиями к упражнениям | |
| 13 | Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных на конце слова | Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу | Р: составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: принимать участие в работе парами | Составлять предложения по картинкам. Различение звуков гласных и согласных, характеристика особенностей гласных и согласных звуков. | |
| 14 | Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы, слоги» | Закрепить изученный материал, развивать логическое мышление, фонематический слух | Р: формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Самостоятельно применять правило в контрольной работе. | |
Перенос слова. 2 чвса |
| 15 | Перенос слов | Знать правила переноса слов. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу | Р: выполнять учебные действия в устной и письменной речи; П: использовать общие приемы решения задач. К: задавать вопросы | Переносить слова с одной строки на другую по слогам. Находить слова, которые можно разделить по-разному – на слоги и для переноса | |
| 16 | Перенос слов по слогам. Правила переноса | Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: принимать участие в работе парами | Переносить слова с одной строки на другую по слогам, перенос слов с буквой Й и мягким знаком в середине слова. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям | |
Ударение. 2 часа |
| 17 | Ударение. Словообразующая функция ударения. | Выделять ударный и безударный слог. Находить случаи, когда от ударения зависит смысл слова Находить опасные места при оформлении предложения | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 18 | Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарем | Определять сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, опасных мест при написании слов и предложений. Выделять в слове орфограммы. роме л. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника | Выделять ударный и безударный слог; определять слова, в которых знак ударения не ставится. Находить случаи, когда от ударения зависит смысл слова. Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике | |
Большая буква в именах собственных. 3 часа |
| 19 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей | Знать правило написание имен, отчеств, фамилий. Употреблять прописные буквы в именах собственных | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Писать с большой буквы имена, отчества, фамилии; использовать в своей речи понятие «орфограмма». Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 20 | Большая буква в кличках животных, названиях географических объектов | Знать правило написания кличек животных, названий улиц, сел, деревень, городов, рек. Употреблять прописные буквы в именах собственных. | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: принимать участие в работе парами | Писать с большой буквы имена, отчества, фамилии, клички животных и названия улиц, сёл, деревень, городов, рек; использовать в своей речи понятие «имена собственные». Освоение правил работы с заданиями к упражнениям | |
| 21 | Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы | Уметь писать с большой буквы имена собственные. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Различать слова, которые можно писать и с маленькой, и с большой буквы. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
Алфавит. 2 часа |
| 22 | Русская азбука или алфавит | Читать буквы русского алфавита; знать алфавит; определять порядок букв в алфавите. Записывать слова в алфавитном порядке. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Пользоваться алфавитом. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 23 | Упражнение в распределении слов в алфавитном порядке | Читать буквы русского алфавита; знать алфавит; определять порядок букв в алфавите. Записывать слова в алфавитном порядке. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Пользоваться алфавитом, работать со словарем. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям | |
Правописание согласных звуков. 11 часов |
| 24 | Твердые и мягкие согласные звуки | Обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого знака. Знать признаки гласных звуков, твердые и мягкие согласные | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. | |
| 25 | Твердые и мягкие согласные звуки | Обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью букв е, ё, и, ю, я. Знать признаки гласных звуков, твердые и мягкие согласные | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Выполнять транскрипцию слов с буквами е, ё, ю, я; обозначать мягкость согласных звуков | |
| 26 | Проверочная работа на узнавание твердости-мягкости согласных звуков, способов их обозначения | Писать под диктовку; самостоятельно использовать знания правил на письме. | Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. П: преобразовывать практическую задачу в познавательную. К: формулировать собственное мнение и позицию | Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 27 | Шипящие согласные звуки | Выделять буквы, обозначающие шипящие звуки, правильно произносить их. Находить опасные места при оформлении предложения | Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Различать мягкие и твердые шипящие звуки. | |
| 28 | Буквосочетание жи-ши | Знать правило написания сочетаний жи-ши. Применять правило написания слов с сочетаниями жи-ши; писать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши. Находить опасные места при оформлении предложения | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Писать слова с сочетаниями жи-ши. Пользоваться справочником правописания «орфограмм». | |
| 29 | Буквосочетания ча-ща, чу-щу | Применять правило написания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; писать под диктовку. Находить опасные места при оформлении предложения | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: строить понятные для партнера высказывания | Писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; Узнать приветствия, которые можно сказать днем. | |
| 30 | Буквосочетания чк, чн, чт | Знать и применять правило написания слов с сочетаниями чк, чн, щн; писать под диктовку. Находить опасные места при оформлении предложения | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Писать слова с сочетаниями чк, чн, щн; разгадывать ребусы. Находить в тексте сравнения. | |
| 31 | Глухие и звонкие согласные звуки | Различать парные звонкие и глухие согласные звуки. | Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Анализировать звуковой состав слова. | |
| 32 | Написание глухих и звонких согласных в корне слова | Различать парные звонкие и глухие согласные звуки. | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Уметь проверять парные согласные на конце слова | |
| 33 | Проверочная работа на правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний с шипящими | Находить опасные места при оформлении предложения | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: строить понятные для партнера высказывания | Контролировать этапы своей работы, записывать под диктовку слова и предложения | |
| 34 | Закрепление написания гласных и согласных в корне слова | Выполнять работу над ошибками. Различать звонкие и глухие согласные | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Пользоваться справочником правописания «орфограмм». | |
Грамматика. 5 часов |
| 35 | Части речи. Общее понятие. | Соотносить вопросы кто?, что? и слово – название предмета | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника | Делить слова на группы по общим и отличительным признакам. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 36 | Имя существительное. | Объяснять значение слов, обозначающих предмет; употреблять имена существительные в речи. Распознавать имен7а существительные | Р: выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника | Выделять слова, обозначающие предметы; ставить вопросы к словам; употреблять в своей речи понятия «часть речи», «имя существительное» | |
| 37 | Имя прилагательное. | Объяснять значение слов, обозначающих признак предмета; употреблять имена прилагательные в своей речи. Различать имена прилагательные | Р:. различать способ и результат действия П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение. К: формулировать собственное мнение и позицию | Выделять слова, обозначающие признак предмета; ставить вопросы к словам; употреблять в своей речи понятия «часть речи», «имя прилагательное» | |
| 38 | Глагол | Объяснять значение слов, обозначающих действие предмета; употреблять глаголы в своей речи. Распознавать глаголы. | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника | Выделять слова, обозначающие действие предмета; ставить вопросы к словам; употреблять в своей речи понятия «часть речи», «глагол» | |
| 39 | Предлог и приставки | Знать способ распознавания предлога в предложении. Выделять предлоги в предложениях; правильно оформлять их на письме. | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника | Отличать предлог от приставки; использовать для определения предлога приём вставки слова между предлогом и следующим словом. | |
Предложение и текст. 7 часов |
| 40 | Предложение. Грамматическая основа предложения | Знать виды предложений по цели высказывания. Работать над деформированными предложениями; называть предложения по цели высказывания. | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Определять и записывать предложения по цели высказывания. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 41 | Классификация предложений по интонации. Восклицательные предложения | Выделять восклицательные предложения; называть предложения по цели высказывания. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: использовать установленные правила в контроле способа решения. К: слушать собеседника, общаться друг с другом | Различать предложения по интонации. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 42 | Закрепление по теме «Предложение» | Применять правила культурного общения. | Р: осуществлять классификацию по заданным критериям. П: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. К: строить монологичное высказывание | Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. | |
| 43 | Слова вежливого обращения | Применять правила культурного общения. | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Составлять и оформлять предложения на письме. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. | |
| 44 | Текст. Проверочная работа на восстановление деформированного текста | Выделять особенности текста; восстанавливать деформированный текст. | Р: осуществлять классификацию по заданным критериям. П: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. К: строить монологичное высказывание | Составлять и оформлять предложения на письме; использовать словари русского языка; различать диалог и монолог. | |
| 45 | Контрольный диктант за год | Писать под диктовку; самостоятельно использовать знания правил на письме. | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Самостоятельно применять правило в контрольной работе. | |
| 46 | Анализ диктанта. | Выполнять работу над ошибками. Различать звонкие и глухие согласные | Р: выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Составлять и оформлять предложения на письме. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. | |
Родственные слова. Корень слова. 7 часов |
| 47 | Родственные слова. Корень слова | Выделять признаки однокоренных слов. Находить однокоренные слова в группе слов; подбирать синонимы и антонимы. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника | Использовать в своей речи понятия «синонимы», «антонимы». Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. | |
| 48 | Контрольное списывание | Находить однокоренные слова в группе слов; подбирать синонимы и антонимы. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Контролировать этапы своей работы, записывать под диктовку слова и предложения | |
| 49 | Работа над ошибками. Упражнение в подборе родственных слов | Находить однокоренные слова в группе слов; подбирать синонимы и антонимы. Выполнять работу над ошибками. | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Употреблять понятие «форма слова»; распознавать однокоренные слова по двум признакам. | |
| 50 | Пословицы и поговорки | Находить однокоренные слова в группе слов; подбирать синонимы и антонимы. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям К: использовать речь для регуляции своего действия | Употреблять понятие «форма слова»; распознавать однокоренные слова по двум признакам. | |
| 51 | Средства выражения чувств | Раскрывать секреты речи, используя дополнительный материал; узнает о вариантных названиях календарных месяцев. | Р: вносить коррективы в действия П: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Выражать чувства различными способами (интонация предложения и междометия) | |
| 52 | Обобщение изученного за 1 класс | Самостоятельно использовать знания правил при выборе правильного ответа | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника | Самостоятельно применять правила. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. | |
- Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 1 класс». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.