Урок соответствует современным требованиям. Составлен в форме путешествия по стране Морфология. Каждый этап урока последовательно и логично переходит от одного к другому. Присутствуют и целеполагание, и актуализация знаний, и рефлексия. На мой взгляд, интересны задания и упражнения, предлагаемые детям как теоретические, так и практические. Есть на уроке групповая и дифференцированная работы. Самое главное - урок опробирован успешно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Части речи". »
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Урока русского языка в 3 классе
на тему «Части речи».
Подготовила учитель начальных классов
Чекмарёва Анна Юрьевна
Зубова Поляна 2014 год.
Цель урока:
- систематизировать знания о частях речи, полученные ранее.
- развивать память, внимание, мышление, устную речь учащихся.
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
Плакат с названием «МОРФОЛОГИЯ» (морская тема), два корабля с указанием частей речи на парусах, карточки с текстами, карточки – помощники для групповой работы, рисунки с изображением китов для рефлексии.
Мобилизующий этап.
На доске: шторм
огромный
начался
в
У. Прочитайте слова, написанные на доске. Запомните последовательность написания этих слов.
Доска закрывается.
У. Вы должны по памяти восстановить эту последовательность, заменяя слова названиями частей речи, которыми они являются. И, обобщив, сформулировать тему нашего урока.
Д. Сначала идёт имя существительное, затем имя прилагательное, глагол и предлог. Всё это части речи, изученные нами ранее. Значит, тема урока:
«Части речи».
У. Опираясь на тему, сформулируйте цель урока.
Д. Цель нашего урока:
Повторить изученное о частях речи.
Минута чистописания.
У. Приступаем к реализации темы и цели урока. А начнём мы с минуты чистописания.
У. Внимательно посмотрите на данную запись:
быстро – медленно
война - ?
глубокий - ?
гладить - ?
У. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минуте чистописания.
Д. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М.
быстро – медленно
война – мир
глубокий – мелкий
гладить – мять
Значит, мы будем писать букву М.
Показ написания буквы М учителем. Дети пишут три буквы.
У. А теперь определите порядок следования букв в буквосочетаниях данного ряда.
моер омре моер … …
Д. Каждая ячейка состоит из букв м,о,е,р. Первая ячейка начинается и заканчивается согласными, а в середине гласные буквы. В следующей ячейке согласные и гласные меняются местами.
У. Напишите данный ряд буквосочетаний до конца строки в указанной последовательности.
У. Какое слово модно получить из данных букв?
Д. Это слово море.
У. Сегодня на уроке мы поплывём по морю, изучая тему урока. Это море называется Морфология.
На стенде плакат с изображением морских волн. Сверху название. «Морфология».
У. Морфология – это наука о языке, изучающая части речи.
У. А чтобы «плылось» нам по-настоящему хорошо, необходимо пройти следующий этап урока: словарно – орфографический.
3. Словарно – орфографическая работа.
У. Вы узнаете новое слово из словарика, если внимательно посмотрите на два прямоугольника. В одном из них находится ключ к разгадке слова.
У. Какое вы составили слово?
Д. Мы соединили буквы по указанному в ключе направлению, начав с первой буквы К. Получилось слово корабль.
У. Что обозначает это слово?
Д. Корабль – это транспорт.
У. Для чего он предназначен?
Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
У. Дайте полное определение слову.
Д. Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.
У. Запишите это слово, определив СУО.
корабль
Изучение нового материала.
У. Ну вот мы нашли средство передвижения по морю. Это корабль. Но, боюсь, что одного корабля нам недостаточно для нашего длительного путешествия.
Чтобы определить количество кораблей, необходимых нам, придётся вспомнить изученное во 2-ом классе.
У. Что объединяет слова море и корабль?
Д. Это имена существительные, т.к. обозначают название предмета и отвечают на вопрос что?
У. Давайте вспомним, какова тема урока.
Д. Тема урока: «Части речи».
У. А какие части речи, кроме имён существительных, вы знаете?
Дети перечисляют.
У. На какие две группы можно разделить все части речи?
Д. Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.
У. А, значит, нам требуется два корабля. На одном мы поплывём с самостоятельными, а на другом со служебными частями речи.
К «морю» прикрепляются фигурки кораблей.
У. Чтобы ветер расправил паруса, и мы смело отправились в путь, нужно вспомнить, какие части речи относятся к каждой группе.
Дети классифицируют, учитель прикрепляет названия ЧР к парусникам.
У. Сегодня мы вспомним изученные нами во 2-ом классе части речи, повторим их признаки. Это имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
5. Физкультминутка.
У. Я буду называть различные части речи. Если произнесу имя существительное, то вы поднимаете правую руку, если назову имя прилагательное, то поднимаете левую руку. Если услышите глагол, прыгаете.
У. Что есть общего во всех словах, которые были использованы на минуте чистописания.
Д. Это самостоятельные части речи.
6. Продолжение изучения новой темы.
У детей карточки трёх вариантов.
1-ый вариант.
На ед.ч., ср.р. начался страшный ед.ч., м.р. Наш маленький ед.ч., м.р. бросало в разные стороны. Огромные мн.ч., ж.р. обрушивались на палубу крохотного корабля. Но вдруг всё успокоилось. В небе выглянуло яркое ед.ч., ср.р. , и на море стало тихо.
2-ой вариант.
На море начался ед.ч., м.р. шторм. Наш ед.ч., м.р. кораблик бросало в разные стороны. Мн.ч. волны обрушивались на палубу крохотного корабля. Но вдруг всё успокоилось. В небе выглянуло ед.ч., ср.р. солнце, и на море стало тихо.
3-ий вариант.
На море п.в., ед.ч., м.р. страшный шторм. Наш маленький кораблик пр.в., ед.ч., ср.р. в разные стороны. Огромные волны обрушивались на палубу корабля. Но вдруг всё пр.в., ед.ч, ср.р. . В небе пр.в., ед.ч., ср.р. яркое солнце, и на море стало тихо.
Слова для справок: море, огромный, шторм, маленький, начался, яркое, волны, солнце, страшный, успокоилось, бросало, кораблик, выглянуло.
У. Прочитайте. Сформулируйте задание к своим карточкам. Каждый вариант должен подумать, слова какой части речи пропущены в его карточке.
Прослушиваются ответы детей. Каждый вариант формулирует своё задание.
Проверка: Назовите слова, которые вы вставили в текст в той последовательности, в которой использовали.
- Что в них общего?
У. А сейчас мы объединимся в группы по принципу: ребята, которые вставляли в текст имена существительные, работают в первой группе; ребята, которые вставляли имена прилагательные, работаю. Во второй группе и т.д.
Каждая группа должна дать полную характеристику своей части речи. А помогут вам в этом листы – помощники. Дополнив предложение в них, вы сможете рассказать всё о частях речи.
Лист 1.
ИС – это …………………, которая обозначает ………… и отвечает на вопросы ………………. .
ИС бывают …………………… .
ИС изменяются по ……………………… .
Лист 2.
ИП – это ……………………, которая обозначает ………………… и отвечает на вопрос ……………………… .
ИП изменяются по ……………………… .
Лист 3.
Г – это …………………………….., которая обозначает ………………………………… и отвечает на вопросы …………………………………… .
Глаголы бывают двух видов …………………………….. .
Глаголы изменяются по ……………………………. и по ………………………………. .
После работы в группах дети (один представитель группы) делают сообщения о частях речи.
У. О какой изученной нами части речи мы не упомянули?
Д. Это предлог.
У. Назовите предлоги в этом тексте, разделив их на группы.
Что такое предлог?
Д. Все предлоги текста можно разделить на две группы ……………………….. .
Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
У. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?
Д. Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
Дополнительные задания:
- Составьте пару из слов одной части речи, но с разными орфограммами.
- Назовите имя существительное, в котором звуков меньше, чем букв, но эта разница не связана с мягким знаком.
7. Итог урока.
У. В заключении урока хотелось бы вспомнить, о чём мы сегодня говорили. Обобщение изученного должно прозвучать в форме рассказа, который нужно начать со слов:
«Наша речь состоит из …………………….»
Рассказывая о частях речи, вы должны соблюдать тот порядок, который был представлен в упражнении с текстом о море.
8. Рефлексия.
У. Наше путешествие по морю «Морфология» только началось. Впереди нас ждёт масса открытий. А чтобы я поняла, комфортно ли вам было на уроке, вы должны будете закрасить фигурки китов, которые лежат у вас на партах. Если вам было интересно, то используйте светлые тона, если не очень, то тёмные.
Список используемых источников:
Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», ВЛАДОС, 2007 г.
О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте», 1 класс, Москва ВАКО, 2011 г.
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}