kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  "От анализа текста к сочинению"

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

 

Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Эпиграфы:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
.

Ход урока

1. Организационный этан.

(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.

Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Тема урока: "От анализа текста к сочинению".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" »

Урок русского языка в 11 классе  ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА  К СОЧИНЕНИЮ Цели :

Урок русского языка в 11 классе ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

Цели :

  • Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения ;
  • Уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
  • Уметь создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту .
  • Учитель русского языка и литературы
  • Мартиросова Светлана Оганесовна
  • МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского
  • Г. Хадыженск
  • 2014 год
Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года

Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения

Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ РОЗОВ

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ РОЗОВ

  • участник Великой Отечественной войны . Автор остроконфликтных пьес, преимущественно о молодёжи второй половины 20 века( « В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Летят журавли»),он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.
Люди перестают мыслить,  когда перестают читать. Д.Дидро  Литература – это руководство человеческого  разума человеческим ростом.  В.Гюго   Любите книгу, она облегчит вам жизнь,  дружески поможет разобраться в пестрой  и бурной путанице мыслей, чувств,  событий, она научит вас уважать человека  и самих себя, она окрыляет ум и сердце  чувством любви к миру, к человеку.  М.Горький

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д.Дидро

Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом.

В.Гюго

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М.Горький

Проблема
  • Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

  • 1. Роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности.
  • 2. Какова роль книги в развитии личности?
  • 3. Необходимость изучения литературы в школе.
  • 4. Нужно ли изучать литературу в школе?
Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему. Можно идти «вслед за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие аргументы приводит автор. !Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются

Комментарийэто пояснение, объяснение, как понял проблему.

Можно идти «вслед за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие аргументы приводит автор.

!Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются

Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос. ___________________________________ Шаблон.

Позиция автораэто ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос.

___________________________________

Шаблон.

  • Автор считает…
  • Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста)
  • Я полностью согласен с мнением автора в том, что…
  • Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

  • 1.Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества.
  • 2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
  • - Согласны ли вы с позицией автора?
ЧТО ТАКОЕ АРГУМЕНТАЦИЯ Аргумент – это доказательство вашего тезиса.   Необходимо, после формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю? Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть меньше 2-ух.

ЧТО ТАКОЕ АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргумент – это доказательство вашего тезиса.

Необходимо, после формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю? Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть меньше 2-ух.

Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?
  • Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?
М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком… Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
  • М. Горький «Мои университеты»
  • Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
  • Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Д. Лондон « Мартин Иден» Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем. 
  • Д. Лондон « Мартин Иден»
  • Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем. 
«Литература – это совесть общества, его души»   Д. С. Лихачёв
  • «Литература – это совесть общества, его души»
  • Д. С. Лихачёв
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН  СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 1. Общая характеристика темы и проблематики текста. 2. Комментарий к одной из проблем. 3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме . 4. Выражение собственной позиции, её аргументация (не менее двух аргументов).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика темы и проблематики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме .

4. Выражение собственной позиции, её аргументация (не менее двух аргументов).

ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОТДЕЛЬНО КАЖДАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОТДЕЛЬНО КАЖДАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

  • Формулировка проблем исходного текста
  • Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • Отражение позиции автора исходного текста
  • Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • Точность и выразительность речи
  • Соблюдение орфографических норм
  • Соблюдение пунктуационных норм
  • Соблюдение языковых норм
  • Соблюдение речевых норм
  • Соблюдение этических норм
  • Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Автор: Мартиросова Светлана Оганесовна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства