Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.
Эпиграфы:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.
Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.
Ход урока
1. Организационный этан.
(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).
- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.
Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Тема урока: "От анализа текста к сочинению".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" »
Урок русского языка в 11 классеОТ АНАЛИЗА ТЕКСТАК СОЧИНЕНИЮ
Цели :
Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
Уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
Уметь создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Учитель русского языка и литературы
Мартиросова Светлана Оганесовна
МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского
Г. Хадыженск
2014 год
Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения
Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года
ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ РОЗОВ
участник Великой Отечественной войны . Автор остроконфликтных пьес, преимущественно о молодёжи второй половины 20 века( « В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Летят журавли»),он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.
Люди перестают мыслить,когда перестают читать.
Д.Дидро
Литература – это руководство человеческогоразума человеческим ростом.
В.Гюго
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,дружески поможет разобраться в пестройи бурной путанице мыслей, чувств,событий, она научит вас уважать человекаи самих себя, она окрыляет ум и сердцечувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
Проблема– это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
1. Роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности.
2. Какова роль книги в развитии личности?
3. Необходимость изучения литературы в школе.
4. Нужно ли изучать литературу в школе?
Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему.
Можно идти «вслед за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие аргументы приводит автор.
!Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются
Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос.
___________________________________
Шаблон.
Автор считает…
Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста)
Я полностью согласен с мнением автора в том, что…
Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
1.Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества.
2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
- Согласны ли вы с позицией автора?
ЧТО ТАКОЕ АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргумент– это доказательство вашего тезиса.
Необходимо, после формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю? Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть меньше 2-ух.
Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?
М. Горький «Мои университеты»
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Д. Лондон « Мартин Иден»
Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.
«Литература – это совесть общества, его души»
Д. С. Лихачёв
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАНСОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме .
4. Выражение собственной позиции, её аргументация (не менее двух аргументов).
ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОТДЕЛЬНО КАЖДАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Формулировка проблем исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Отражение позиции автора исходного текста
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Точность и выразительность речи
Соблюдение орфографических норм
Соблюдение пунктуационных норм
Соблюдение языковых норм
Соблюдение речевых норм
Соблюдение этических норм
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале