kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока русского языка в 6 классе

«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Учитель Байко В.В.

Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.

Тема:   ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.



Цели: 
Образовательные:

*определить уровень ЗУН по теме "Сочинение на лингвистическую тему».

*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Обучающая:

* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.

Развивающая:

*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

*воспитывать интерес к  лингвистике,  внимание к авторскому слову как источнику анализа.


Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи "ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ"

                                                       Ход урока.
I. Организационный момент.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.


2. Чтение текста учебно-научного стиля речи "ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ".

                                  ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

 Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются.  Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

                                                                                              (По М. В. Панову)


Как вы поняли смысл текста?

 3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)

тезис

доказательства (аргументы)

вывод

4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте. 

Давайте найдем тезис в тексте.

         Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются.  Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например,  -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

 5.Работа над выводом 

- Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?

6. Итоги урока.

На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста. 

7.Домашнее  задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» »

Конспект урока русского языка в 6 классе

«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Учитель Байко В.В..

Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.

Тема:  ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.



Цели: 
Образовательные:

*определить уровень ЗУН по теме "Сочинение на лингвистическую тему».

*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Обучающая:

* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.

Развивающая:

*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.


Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи "ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ"

 

Ход урока.
I. Организационный момент.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.






2. Чтение текста учебно-научного стиля речи "ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ".

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)


Как вы поняли смысл текста?

3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)

тезис

доказательства (аргументы)

вывод

4.. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте. 

Давайте найдем тезис в тексте.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

 5.Работа над выводом 

- Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?

6. Итоги урока.

На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.





7.Домашнее задание: §........ Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Байко Вероника Васильевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства