Урок русского языка "Состав слова" для 2 класса по программе "Школа 2100"
Урок русского языка "Состав слова" для 2 класса по программе "Школа 2100"
Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова», направлен на закрепление понятий: «словообразование», «морфемы», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особенностей каждой группы, на развитие умений образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи. Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует у детей потребность активно относиться к учебному процессу, побуждает учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает возможность для творчества. Использование презентации позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоциональнее, богаче, повысить качество знаний. Тема урока «Состав слова» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Образовательное учреждение: МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога Ростовской области Цели и задачи: Образовательные: ? Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова. ? Повторить изученные орфограммы, которые находятся в корне слова. ? Закрепить умение разбирать слова по составу. Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы; Развивающие задачи: 1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке. 2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений: личностных ? Умение слушать и слышать собеседника. ? Умение формулировать свою позицию. Коммуникативных Слушать и понимать речь других. ? Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме. ? Умение редактировать (совершенствовать) текст. ? Умение выражать свои мысли. ? Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательных3 ? Осознавать познавательную задачу. ? Читать и слушать, извлекая нужную информацию. ? Делать обобщения, выводы. Регулятивных (рефлексивных) ? Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. ? Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. ? Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу. 1) Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний. 2) Формировать интерес к изучению родного языка. 3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки. 4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Состав слова" для 2 класса по программе "Школа 2100" »
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока
«Я работаю по ФГОС»
Разработка урока русского языка
по теме «Состав слова»
Автор: Муразян Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 24 г.Таганрога
эл. адрес: salvi-rose@yandex.ru
Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова», направлен на закрепление понятий: «словообразование», «морфемы», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особенностей каждой группы, на развитие умений образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи. Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует у детей потребность активно относиться к учебному процессу, побуждает учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает возможность для творчества. Использование презентации позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоциональнее, богаче, повысить качество знаний.
Тема урока «Состав слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Образовательное учреждение:МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога Ростовской области
Цели и задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Повторить изученные орфограммы, которые находятся в корне слова.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационное начало.Эмоциональный настрой.
(
На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)
- Какое настроение выражает каждое лицо?
- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.
Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)
Дерев- -н- - о - ями а человек труд- -ом корн- силь- -о
- Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)
Давайте его выполним.
- Какое предложение у вас получились?
(Дерево сильно корнями, а человек - трудом)
К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?
(Это пословица).
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.
(Тема нашего урока – состав слова)
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.
Проверим наши знания о значимых частях слова.
Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.
- Сегодня с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.
Профессор Отвечайкин:
Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте сядем мы в ракету
И прямо в космос полетим.
Ведь и для нас осталось
Еще немало мест,
Пока что не открытых,
Или давно забытых.
Учитель:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.
- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?
Давайте обратимся к словарям (групповая работа)
Толковый словарь Ушакова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов
2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.
2)Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке. - Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)
- Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.
Профессор Отвечайкин:
Друзья! Моя задача такова —
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Учитель:
-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?
(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)
Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков
1) Главная планета - планета Корней.
- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?
(Корень — «подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»).
- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из части слова?
- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.
- Подберите фразеологизм со словом корень.
«Смотри в корень!» или «Зри в корень!»
-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.
«Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень — это самое важное, самое главное.
Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.
- Как правильно выделить в слове корень?
2) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад.) Ребята работают по вариантам.
- Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?
(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).
Профессор Отвечайкин:
- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес - целых 29.
Учитель:
- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.
3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.
СТОЛ — СТОЛБЫ
КОЗА — КОЗЛЕНОК
КОЗА — СТРЕКОЗА
АЗБУКА — АЛФАВИТ
ДЕНЬ — ДЕНЬГИ
ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ
ВОДА — ВОДИТЕЛЬ
ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК
4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.
(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).
Р...кета, косм…с, пол…тел, космолёт.
Проблемная ситуация:
- Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.
(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).
-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов. Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.
Планета Грамотности.
А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.
Тренажёр «Безударная гласная»
Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.
- Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?
(Развивая мышление, мы учимся лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия).
На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!
Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.
С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?
2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:
(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.
- Предлагаю вам задание на выбор.
Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму. - Почему нужно различать приставки и предлоги?
Планета Суффиксов
После корня он стоит,
Перед окончанием
Его если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называя суффиксом.
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)
-Как найти в слове суффикс?
Мальчик Суффикс:
Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.
Рыбка, дубок, горка, норка.
Тракторист, пианист, танкист, печник.
Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
- Какие значения придают здесь суффиксы?
Планета Окончаний и Основ.
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Какую работу в языке выполняют окончания?
Подружки Окончание и Основа.
Если я покажу слово с окончаниема, вы хлопаете в ладоши над головой.
Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.
Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием - а.
2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)
Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:
Что написано (перо), то не вырубишь (топор).
За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.
Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.
Выделите окончания.
- Объясните смысл пословиц.
Профессор Отвечайкин:
- Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс.
Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.
Тест. Взаимопроверка.
№
Вопрос
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
№ прав-го варианта
балл за ответ
1
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
Окончание
Корень
Суффикс
2
Часть слова без окончания
Основа
Корень
Подлежащее
3
Часть слова, которая является общей для родственных слов
Основа
Приставка
Корень
4
Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
Приставка
Корень
Суффикс
5
Найди слова с приставками:
Принести
Печь
Катать
6
Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:
Зима
Пригород-
ный
Дорожка
7
Какое слово - “лишнее”
Мышка
Мышонок
Смышлёный
Отвечайкин:
-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка!
Итог
А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? - Что сегодня вам удалось?
- Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..
VI. Домашнее задание:
Придумайте и запишите 10 слов к схеме
Анализ
Данный урок проведен во 2 классе по УМК «Школа 2100», автор учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Вид: урок-путешествие.
На уроке были поставлены задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Для реализации поставленных задач я использовала методы:
1) Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложениематериала, ведение учебного диалога, самооценку;
2) Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
3) Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике;
4) Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.
В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы здоровьесберегающей педагогики:
1) принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения, т. к. привлекаются к восприятию различные органы чувств;
2) принцип доступности;
3) принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче;
4) принцип оздоровительной направленности.
На первом этапе урока мною была визуально проверена подготовка учащихся к занятию и установлен первый эмоциональный контакт с целью создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы, снятия стрессовой ситуации, в которой оказались дети.
При актуализации опорных знаний дети по самостоятельно собранной пословице обозначают тему урока, ставят задачи.
Для формирования познавательного мотива, повышения интереса к уроку на этапе целеполагания используется интрига - игра-путешествие, появляется сказочный герой- помощник урока, применяется звуковая наглядность.
Для уточнения понятия «Словообразование» используется групповая работа, дети обращаются к различным словарям и самостоятельно дают определение понятию «морфема».
Далее в форме игры-путешествия по планетам Морфологии идёт обобщение и закрепление полученных знаний на предыдущих уроках, где ребята выполняют задания различных сказочных персонажей.
На протяжении всего урока ведётся работа над развитием речи: дети подбирают фразеологизмы, в форме соревнования подбирают однокоренные слова, работают над лексическим значением слов.
Через проблемную ситуацию было введено понятие «сложных слов», ребята самостоятельно смогли выделить признаки таких слов и научились разбирать их по составу.
На различных этапах урока проводилась словарная работа, орфографическая работа, а также работа с однокоренными словами.
Музыкальная физминутка позволила частично нейтрализовать физическую усталость, а так же ввести учащихся в мир художественного слова и фантазии, поддержать эмоциональный настрой.
На уроке были использованы методы проблемно-диалогического обучения. Ребята работали по тренажёру «Безударная гласная», выполняли задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления, выполняют задания по выбору (по уровню сложности).
Обобщение урока проходило в несколько этапов. Первым этапом было тестовое задание с целью проверки прочности усвоения нового материала и поддержания заинтересованности в качестве выполнения.
Рефлексия в конце урока позволила увидеть эмоциональное состояние детей. В уроке были использованы: презентация, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, что делало урок интересным, эмоциональным, повышало мотивацию учащихся.
Развитие учащихся происходит на всех этапах урока. Учащиеся получают новые знания, анализируют и классифицируют учебный материал, учатся обобщать и строить предложения, самостоятельно получать и открывать новую учебную информацию. Коммуникативностьучащихся проявляется в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.
Образовательная задача является стержневой на протяжении всего урока. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся определять корень родственных слов и выделять его графически, усваивать принципы родственных слов. В процессе урока учащиеся практикуются в применении новых знаний: подбирают однокоренные слова, классифицируют их, пополняют свой словарный запас.
В ходе урока используются проблемные и поисковые задания, осуществляются коллективные и групповые формы работы. В течение всего урока поддерживается благоприятный эмоциональный настрой и активность учащихся.
Думаю, что данный урок надолго сохранится в памяти учеников и завтра они будут готовы совершать новые открытия на уроках русского языка.
Методическая литература:
Русский язык в начальной школе. Методические рекомендации. УМК «Шола 2100», - изд. Баласс, 2014 г.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК «Школы 2100».
Теплякова С. О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка. - ж-л Начальная школа № 4 (2006), с 36.
Тюрина И. А. Игра на уроках русского языка. - ж-л Начальная школа № 2 (2008), с 28.
Языканова Е. В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников.- М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотека «Первого сентября»)
Интернет-ресурсы:
Тест по русскому языку (2 класс) по теме: Части слова. Тестовая работа... nsportal.ru›nachalnaya-shkola…chasti-slova…2-klass
Части речи | Русская грамматика http://rusgram.ru/main