- расширить знания о том, какие именно признаки действия, другого признака могут обозначать наречия; на какие смысловые группы они делятся.
- развивать умение определять в тексте и в речи наречия, их грамматические признаки и
- совершенствовать орфографические умения.
-развивать умение формулировать проблему.
-развивать коммуникативные УУД.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент (1 минута). | Приветственное слово учителя | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу. |
1.2.Актуализация Знаний, повторение изученного (7 минут) | Вопросы учителя: -Что называется наречием? -Чем наречие отличается от других знаменательных частей речи? -Какова синтаксическая роль наречия? | Учащиеся отвечают на вопросы
| Принцип деятельности. УУД: регулятивные Цель: повторение теоретических сведений о наречиях. |
1.2.1 Инд. задание | -Указать наречия, их синтаксическую роль Глаза её гл…дели весело. Лицо мужчины умно и открыто. Смотрели г…нералы на мужицкие старания, и сер…ца у них радос…но играли. | Учащийся работает у доски. Обращает внимание на то, от какого слова, какой части речи задаётся вопрос к наречию, какой вопрос, какую синтаксическую роль играет в предложении. | Цель: развивать умение находить наречия в тексте, отличать их от кратких прилагательных, определять синтаксическую роль, орфографические навыки. |
1.2.2 Проверка д/з | Рассказ на тему «Зимний день» с использованием заданных наречий | 2-3 учащихся зачитывают составленные дома рассказы | Цель: развитие речи, умение употреблять наречия в речи. |
1.3. Постановка учебной задачи. (3 минуты) | - Давайте определим, а все ли употреблённые в ваших текстах наречия имеют одинаковое смысловое значение? Одинаковый ли задаётся вопрос? Вчера, сегодня, холодно, красиво, далеко, легко, светло, утром, вечером. | Ответы учащихся: Вчера, сегодня, утром, вечером – когда? (указывают на время действия) Холодно, красиво, легко, светло – как? Каким образом? (указывают на способ действия) Далеко – где? (указывает на место действия) | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Познавательные: умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления. |
-Какой можно сделать вывод? | -Наречия по смыслу бывают разные: одни обозначают время действия, другие – место и способ действия. |
-Какую можно сформулировать проблему урока? | -Какие ещё есть значения у наречий? Сколько их? Запись учащимися числа, темы урока. Тема урока «Смысловые группы наречий» |
Какую можно поставить учебную задачу? | -Научиться определять смысловые группы наречий, различать их. |
2. Этап урока «Осмысление» (2 мин.) | На экране слайд с учебной схемой (или запись на доске) | Учащиеся знакомятся со смысловыми группами наречий | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: -развитие творческих, речевых способностей учащихся; -формирование логических умений. |
2.1. Работа с теоретическим материалом учебника (3 минуты) | -Проверьте свои выводы, познакомившись с материалом учебника на стр. 97, 99 п.33 | Учащиеся читают теор. материал учебника на стр. 97,99. |
2.2 Первичное закрепление опорных знаний (5 минут) | -Какие смысловые группы не представлены на схеме? | -указательные (здесь, там, тут, туда, тогда) -неопределённые (где-то, куда-то и др.) -вопросительные (где? куда? когда?) -отрицательные (нигде, никуда и др.) |
-Изучая какую тему, мы уже встречались с подобным делением на смысловые группы? | -Разряды местоимений. |
-Как различить местоимения и наречия? | -Нужно задать вопрос (местоимения отвечают на падежные вопросы) |
Слайд с упражнением: никогда, ни о чём, негде, никто, кое-что, кое-куда, тот, там. | Учащиеся выполняют упражнение устно. |
2.3 Закрепление нового материала: письменная практическая работа (20 минут)
| 1.Запись предложений под диктовку -Указать наречие и его смысловую группу За правое дело сражайся смело. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Мы сегодня рано встали. Тропинка повернула налево. Назло ему он вернулся в комнату. | Учащиеся записывают предложения под диктовку, объясняют, каким образом они определяют смысловую группу. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные |
2.-Выполните упражнение № 205 стр. 98 | 1 группа (вариант) выписывают словосочетания с наречиями времени.; 2 группа – с наречиями причины, цели; 3 группа – с наречиями меры и степени; 4 группа - с наречиями остальных групп. |
3. Игра «Кто больше?» -Продолжите Пишет аккуратно… Расположился далеко… | Ответы учащихся Пишет аккуратно, быстро, красиво, медленно, много. Расположился далеко, близко, давно и др. |
3. Этап урока «Рефлексия» (3 минуты) | Учитель раздает учащимся карточки с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) | Учащиеся заполняют графы Знаю | Узнал(а) | Хочу узнать | | | |
| Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное планирование, прогнозирование, оценка) |
4.Подведение итогов урока и домашнее задание.(1 минута)
| Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание. Домашнее задание (дифференцированный подход): 1.Подготовить устный рассказ на тему «Смысловые группы наречий» 2.Выполнить упражнение № 208 (для слабых детей). -Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу. Упражнение № 210 (для более сильных детей) -Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу, графически объясните орфограммы, выполните морфологический разбор причастия (повторение). | Учащиеся записывают домашнее задание. |
|