Открытый урок по русскому языку
" Разряды наречий по значению" (7-й класс)
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Работа по развитию речи : употребление наречий для более точного выражения мыслей.
Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.
Оборудование: презентация, маршрутные листы.
Не в одних стихах поэзия:
она разлита везде, она вокруг
нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо – отовсюду веет
красотой и жизнью, а где
красота, там и поэзия.
И.С. Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте поприветствуем, друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.
- Ребята, сегодня мы работаем на маршрутных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку.
-Я предлагаю начать урок с продолжения фразы: «Сегодня на уроке мы будем работать…» СЛАЙД 1
Скажите, пожалуйста, слова какой части речи вы сейчас вставляли?
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
На какие группы они делятся?
2. Сообщение темы и целей урока.
Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему «Разряды наречий по значению» СЛАЙД 2
Чем мы будем заниматься на уроке?
Сформулируйте цели урока.
3. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос)слайд 1
Учитель. Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С.Тургенева и подумаем, какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание? (Поэзия там, где есть красота: в жизни, в природе…)
СЛАЙД 3
Ответы детей.
- А почему он затрагивает вопрос о поэзии? (невозможно в жизни без красоты и красивых стихов, согревающих душу)
- Что такое поэзия? Вспомните, на уроках литературы мы говорили об
этом.(Поэзия – это стихи, стихотворная речь) . А вот как говорится о поэзии в словаре Ушакова (слайд5):
1. Искусство образного выражения мысли в слове;
2. Стихи, стихотворная ритмичная речь.
3. перен. Изящество, очарование.бо
4. устар.
- Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд.
А вы уже обратили внимание, что некоторые слова в этом высказывании подчеркнуты? Определим, какой частью речи являются они. Слайд 6
По каким признакам вы определили, что это наречия?
Дайте определение наречию как части речи.
Что обозначают? (признак действия)
На какие вопросы отвечают? (где?, куда?, откуда?, когда?, зачем и почему?)
С какими частями речи сочетаются? (с глаголом, деепричастием, с наречием, с прилагательным, причастием)
Какова синтаксическая роль наречия в предложении? (являются обстоятельством)
В чем их схожесть с наречиями и деепричастиями? (образованы от глагола, неизмен., вопрос как?, синтакс.роль: обстоятельство)
- Какова их роль в речи? Зачем они нам нужны? (Они делают речь точной, красивой, образной, выразительной).
Это подтверждают и слова М. Горького.( Слайд 7)
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.
М.Горький
Учитель. Запишите это высказывание в тетрадь
4. Тестирование “Наречие-это...”( слайд )
Учитель. Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак предмета по действию
Наречие обозначает признак действия.
В предложении наречие играет роль обстоятельства.
Наречие может отвечать на вопрос сколько?
Наречие имеет форму слова.
Наречия можно разделить на смысловые группы.
Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы. На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. (см. Рис. 1)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ + + - + + - + - -
Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”
5. -Ребята, а всегда ли правильно употребляют в речи наречия, как вы думаете? Предлагаю Вам посмотреть инсценировку.
Инсценировка «Рецепт»
Врач: - В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом А.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, врач здесь не поможет, у тебя болезнь серьезная... У тебя больной язык. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт (дает учебник русского языка).
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки? Что за болезнь у мальчика выявил врач? (Неграмотность).
Что же нужно знать, чтоб употреблять в своей речи наречия? (значения наречий)
6. Лексическая работа
Выберите правильный вариант употребления наречия, произнесите четко, грамотно
Сегодня (обратно, опять) идет дождь.
Ученик (обратно, опять) забыл тетрадь дома.
(Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания.
(Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, обращавший на себя внимание.
(Сначала, вперед) говорили о посещаемости, а потом – о дисциплине.
7. Работа по учебнику. (слайд7)
Учитель: Откройте учебник на стр. упр. 393 (нов), 503 (стар) Прочитайте задание.
Физминутка. (Слайд 12) Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать характер мой.
- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их и определите разряд.
- Дружно, энергично, тихонько. Образа действия.
9. Самостоятельная работа по заполнению таблицы. (Слайды 13-14 ).
На листах, по которым я буду оценивать вас, есть таблица, Посмотрите и вспомните значения и вопросы, на которые отвечают наречия.
Разряд | Вопросы | Примеры |
Наречия места | Где? Куда? Откуда? | |
Наречия времени | Когда? С каких пор? До каких пор? | |
Наречия причины | Почему? | |
Наречия цели | Зачем? | |
Наречия образа действия | Как? Каким образом? | |
Наречия меры | На сколько? В какой степени? Сколько ? Во сколько? В какой мере? | |
Внизу, допоздна, направо, издалека, нарочно, слишком, чересчур, быстро,
утром, впопыхах, завтра, специально, громко, сослепу, очень, сгоряча, назло,
шёпотом.
Разряд | Вопросы | Примеры |
| Где? Куда? Откуда? | Внизу, направо, издалека |
| Когда? С каких пор? До каких пор? | Утром, допоздна, завтра |
| Почему? | Сгоряча, впопыхах, сослепу |
| Зачем? | Назло, нарочно, специально |
| Как? Каким образом? | Громко, быстро, шёпотом |
| На сколько? В какой степени? Сколько ? Во сколько? В какой мере? | Очень, слишком, чересчур |
- О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие).
- Что нам поможет определить группу наречия? (вопрос)
- Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде. (15 ).
9. Творческая работа с текстом: вставьте подходящие по смыслу наречия, определите разряд. Конкурс на лучшую работу, сравнение с авторским текстом.( Слайды 19-20)
Начинает смеркаться. Солнце … опускается за лес. Оно бросает несколько … тёплых лучей, которые прорезывают огненной полосой весь лес, обливая верхушки сосен.
Всё слилось … в серую, … в тёмную массу. Пение птиц … ослабевало.
… они совсем замолкли. (пропущенные наречия: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре)
Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли.
10 . Замените фразеологизмы синонимами (наречиями). Определите разряды наречий.
Работа в парах.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках | далеко | наречие места |
Битый час | долго | наречие времени |
Бок о бок | рядом | наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
11. Самостоятельная работа. (Слайд №15 ).
- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?
Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.
Но однажды поутру прискакала кенгуру.
Невдалеке тускло блестела река.
На берегу реки теперь стало совсем темно.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №18).
12. Итог урока (Слайд 19)
- Что нового вы сегодня узнали? (О роли наречий в речи) Все ли было понятно на уроке?
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Мы узнали, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.
13. Рефлексия.
- Если вы хорошо поняли тему урока, напишите на листках +
Если не очень хорошо и нужно ещё тренироваться ?
17. Домашнее задание (слайд 20)
Теория $15
сочинение-миниатюра «Хороший зимний денек» (используя наречия: сегодня, светло, весело, дружно, слегка, вдали, мгновенно и др.)
или упр. 504 (394)