Тип урока: Урок-исследование.
Цели:
Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Ход урока
l. Организационный момент.
ll. Проверка домашнего задания:
1.Чтение сказок о наречии.
2.Повторение материала по теме: «Наречие как часть речи» (слайд 1) (Приложение 1)
lll. Постановка проблемы.
Я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок в котором несколько слов пропущено.
Работа с текстом (слайд 2)
Я ехал с охоты (вечером) один, на беговых дрожках. До дому (ещё) было вёрст восемь; моя рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. Гроза надвигалась. (Впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и трепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.
(карточки с текстом находятся у учащихся)
- Вам понравился отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», который мы читали с вами на уроке литературы?
ИГРА «Ты редактор»
- Давайте попробуем отредактировать текст, вместо пропусков вставляя нужные слова.
Работаем в парах, помогая друг другу (Проверка) (слайд 2)
- Какова главная мысль данного текста? (Сколько всего можно описать с помощью слов, как богат и красив наш язык).
- Обратите внимание, каких предложений больше в тексте – простых или сложных?
- Какие средства художественной выразительности помогают нам понять, ощутить это состояние природы? Назовите их. ( Проверка) (слайд 3) (Приложение 2)
- Каких средств художественной выразительности больше в данном тексте? (олицетворений).
- Что называется олицетворением? (слайд 3)
- Что это за такие загадочные слова, которые мы вставили в отрывок? Давайте проведём исследование.
- А знаете ли вы как проводить исследование?
Во-первых, надо определить объект исследования.
lV.Словарно-орфографическая диктовка (слайд 4)
Вставив буквы, мы узнаем название объекта исследования. Выполняем это задание устно все вместе, дружно, объясняя выбор орфограммы.
(З, С)делал, кило(м, мм)етр, ц…ган, ра(с, з)сказ, ки(л, лл)ограмм, в п…лях, ло(в, ф)кий, ц…плёнок, пр…скучный, сне(г, к), ко(р, рр)идор, ч(ю, у)до, а(п,пп)етит, ц…кнул, сол…це, р…стение, пе(р, рр)ила, в песн…, могу(чь, ч), пр…шить, хокке…
- Какое сочетание из данных слов получилось? (Смысловые группы наречий). Название объекта известно. Тема нашей экспедиции…
V.Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «Смысловые группы наречий» (слайд 5)
Vl. Сообщение целей урока.
- Чему будем учиться на уроке?
- Что будем развивать
- А для чего нам это нужно?
Vll. Изучение нового материала.
- Итак, сегодня мы будем изучать объект СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ. Но для этого нам надо определить метод, каким его будем изучать. Вспомните, какие методы исследований используют при изучении природы.
(НАБЛЮДЕНИЕ, ОПЫТ, ЭКСПЕРИМЕНТ, СРАВНЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления). (СЛАЙД 6)
Начинаем НАБЛЮДЕНИЕ за объектом.
Работа в группах. ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ
- Какие части речи помогают нам полнее, образнее принять действия предметов? (наречие)
- Найдите в тексте наречия (отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»)
(Приложение 3)
- Укажите разряд наречия, которые отвечают на вопросы: (слайд 7)
1) Когда? С каких пор? До каких пор? (Приложение 4)
2) Как? Каким образом?
3) Где? Куда? Откуда?
Чтение материала учебника на стр.97,98.
Подведём итог:
Итак, первое открытие.
Смысловые группы наречий (слайд 8) (Приложение 5)
Мы заем, что наречие – верный помощник глагола. А как наречие помогает глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание
Приём «Мозговой штурм» (слайд 9) (Приложение 6)
(работа в группах)
Vlll. Самостоятельная работа. Устно (слайд 10) (Приложение 7)
Игра «Найди наречия»
Физкультминутка.
По значению наречия можно разделить на два разряда (чтение теоретического материала на стр. 97) (слайд 11) (Приложение 8)
- Какой можно сделать вывод на основе прочитанного материала?
Ребята! Мы с вами проделали большую работу.
- ОБЪЕКТ ОПРЕДЕЛИЛИ,
- НАБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВИЛИ,
- ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОВЕЛИ,
- КАКОВА БЫЛА ТЕМА НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ? (СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ)
lX. Закрепление изученного материала.
1.Упражнение 205 (работа в малых группах и на доске с комментариями)
(Выписать словосочетания с обстоятельственными наречиями, затем определительные наречия, затем все остальные)
ВТОРИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
2. Игра «третий» лишний (слайд 12) (Приложение 9)
X. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, помогали друг другу. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Внимание на слайд. (СЛАЙД 13)
Интересно - Что для вас было интересно на уроке?
Творчество – Каким творчеством вы занимались? )
Обучение – Чему мы научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
Xl. Домашнее задание (слайд 14)
1. Выучить теоретический материал п. 33
2. На выбор:
а) Упражнение 206
б) Опишите уголок природы, используя наречия
Xll. Спасибо за урок! (слайд 15)
Используемая литература:
1.Учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская Русский язык 7 класс.
2.Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, Причастие? - М.: ООО «Издательство Астрель», 1999. – 96с.
3.Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109с.