- Определите связь слов в каждом словосочетании (устно).
Повторение темы «Второстепенные члены предложения».
Слово учителя.
- Мы изучали главные члены предложения, его основу, подлежащее и сказуемое. Теперь логично обратиться к второстепенным членам.
Прежде чем заняться изучением нового, повторим пройденное.
Вопросы на повторение.
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Как определить, какой из второстепенных членов перед нами?
Например, в предложении
Электронная почта моментально доставила сообщение (слайд №
выделим грамматическую основу. (Почта доставила.)
- Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная – определение; теперь ищем сказуемое и от него задаем вопрос - доставила (что?) сообщение – дополнение; доставила (как?) моментально – обстоятельство.
Изучение темы «Дополнение».
- Начнём рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые обозначают признаки. Дополнение обозначает предмет, чаще всего зависит от сказуемого, реже – от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.
Способы выражения дополнения. (Слайд №
№ n\n
Части речи
Примеры
1.
Имя существительное
Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу.
2.
Имя прилагательное
Тарас думал (о чём?) одавнем.
3.
Местоимение
Я посмотрел (на кого?) на неё.
4.
Причастие
Мы простились (с кем?) с отъезжающими.
5.
Числительное
Двенадцать делится (на что?) на три.
6.
Наречие
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.
7.
Н.ф. глагола
Все просили её (о чём?) спеть.
8.
Синтасически неделимое словосочетание
Я читаю (что?) «Аргументы и факты».
Вывод: кроме имени существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: именем прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределённой формой глагола, межометием, а также неделимым словосочетанием.
2) Правило(рассм. с.75, П. 16 ).
- Чем различаются прямые и косвенные дополнения?
V. Закрепление. Тренировочное упражнение.
- Разберем по учебнику упражнение 163 (с комментированием).
Пароход будит город плачущим гудком. Нас встретил приветливый бритый старик. И понесла вперёд пехота своё родимое ура. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. В картонке у Чука хранились три цветных значка. Живу, горжусь сынами. Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.
VI.Самостоятельная работа по упражнению 165.
Мы регулярно читаем «Комсомольскую правду». Покажите на карте Каспийское море. Многие страны мира ведут торговлю с Дальним Востоком. Экскурсанты, приехавшие в Москву, посетили Манежную площадь.