Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий"
Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий"
Тема: Правописание имен существительных с основой на шипящий.
Цели: формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова написали с мягким знаком? Почему?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: душ., циркач., дрож., сыч., матч…
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные с шипящими на конце.)
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – дрожь, это существительное женского рода с мягким знаком на конце. 2) Лишнее слово – циркач, оно двусложное. Остальные слова односложные.)
– Составьте разные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки в данных словах, и напишите целую строчку этих цепочек.
шжч жчш чшж …
IV. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
Записать имена существительные в два столбика по родам. (Упр. 172.)
– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы. (Слова распределяются на группы в зависимости от количества слогов в них.)
– Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.
Образец записи:
плач мякиш молодёжь
течь малыш приёмыш
брошь кирпич царевич
сушь роскошь экипаж
(В первом столбике лишнее слово – плач – это существительное мужского рода (он, мой), на конце после шипящего не пишется мягкий знак. Остальные существительные – женского рода: течь (она, моя); брошь (она, моя); сушь (она, моя); на конце этих существительных после шипящих пишется мягкий знак. И т. д.)
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?
Домашнее задание. Упражнение 175, правило, с. 62.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий" »
Тема: Правописание имен существительных с основой на шипящий.
Цели: формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова написали с мягким знаком? Почему?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: душ.., циркач.., дрож.., сыч.., матч…
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные с шипящими на конце.)
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – дрожь, это существительное женского рода с мягким знаком на конце. 2) Лишнее слово – циркач, оно двусложное. Остальные слова односложные.)
– Составьте разные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки в данных словах, и напишите целую строчку этих цепочек.
шжч жчш чшж …
IV. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
Записать имена существительные в два столбика по родам.. (Упр. 172.)
– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы. (Слова распределяются на группы в зависимости от количества слогов в них.)
– Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.
Образец записи:
плач мякиш молодёжь
течь малыш приёмыш
брошь кирпич царевич
сушь роскошь экипаж
(В первом столбике лишнее слово – плач – это существительное мужского рода (он, мой), на конце после шипящего не пишется мягкий знак. Остальные существительные – женского рода: течь (она, моя); брошь (она, моя); сушь (она, моя); на конце этих существительных после шипящих пишется мягкий знак. И т. д.)
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?