kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Правописание имен существительных  с основой на шипящий.

Цели: формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова написали с мягким знаком?  Почему?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: душ., циркач., дрож., сыч., матч…

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные с шипящими на конце.)

– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – дрожь, это существительное женского рода с мягким знаком на конце. 2) Лишнее слово – циркач, оно двусложное. Остальные слова односложные.)

– Составьте разные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки в данных словах, и напишите целую строчку этих цепочек.

шжч     жчш     чшж …

IV. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

  1. Записать имена существительные в два столбика по родам. (Упр. 172.)

Мощь, речь, еж, сторож, глушь,  этаж, тишь, нож, течь,  чиж, ключ, рожь, туш, меч.

– На что указывает мягкий знак в существительных после шипящих?

– В каких словах вы не писали мягкий знак после шипящих?

2. Чтение правила, с. 62.

3. Запись предложений под диктовку с комментированием:

Убегает мышь по сухим листьям. Тихо шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Весёлый луч блестит на деревьях.

4. Работа по вариантам.  (Упр.174.)

5. На доске записаны слова:

Мякиш., плач, м.л.деж., приёмыш., теч., малыш., брош., кирпич., ц.ревич., экипаж., суш., роскош…

– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы. (Слова распределяются на группы в зависимости от количества слогов в них.)

– Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.

Образец записи:

плач                      мякиш                     молодёжь

течь                      малыш                       приёмыш

брошь                    кирпич                       царевич

сушь                      роскошь                     экипаж

(В первом столбике лишнее слово – плач – это существительное мужского рода (он, мой), на конце после шипящего не пишется мягкий знак. Остальные  существительные – женского  рода:  течь (она, моя); брошь (она, моя); сушь (она, моя); на конце этих существительных после шипящих пишется мягкий знак. И т. д.)

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?

Домашнее задание. Упражнение 175, правило, с. 62.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий" »

Тема: Правописание имен существительных с основой на шипящий.

Цели: формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова написали с мягким знаком? Почему?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: душ.., циркач.., дрож.., сыч.., матч…

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные с шипящими на конце.)

– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – дрожь, это существительное женского рода с мягким знаком на конце. 2) Лишнее слово – циркач, оно двусложное. Остальные слова односложные.)

– Составьте разные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки в данных словах, и напишите целую строчку этих цепочек.

шжч     жчш     чшж …

IV. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

  1. Записать имена существительные в два столбика по родам.. (Упр. 172.)

Мощь, речь, еж, сторож, глушь, этаж, тишь, нож, течь, чиж, ключ, рожь, туш, меч.

– На что указывает мягкий знак в существительных после шипящих?

– В каких словах вы не писали мягкий знак после шипящих?

2. Чтение правила, с. 62.

3. Запись предложений под диктовку с комментированием:

Убегает мышь по сухим листьям. Тихо шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Весёлый луч блестит на деревьях.

 

4. Работа по вариантам. (Упр.174.)

5. На доске записаны слова:

Мякиш.., плач, м..л..деж.., приёмыш.., теч.., малыш.., брош.., кирпич.., ц..ревич.., экипаж.., суш.., роскош…

– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы. (Слова распределяются на группы в зависимости от количества слогов в них.)

– Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.

Образец записи:

плач                      мякиш             молодёжь

течь                      малыш                       приёмыш

брошь                    кирпич                       царевич

сушь                      роскошь                     экипаж

(В первом столбике лишнее слово – плач – это существительное мужского рода (он, мой), на конце после шипящего не пишется мягкий знак. Остальные  существительные – женского  рода:  течь (она, моя); брошь (она, моя); сушь (она, моя); на конце этих существительных после шипящих пишется мягкий знак. И т. д.)

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?

Домашнее задание. Упражнение 175, правило, с. 62.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий"

Автор: Викторова Вера Анатольевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-i-muzhskogho-roda-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "137073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417266745"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства