kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: ___________
Класс: 3                    
Технологическая карта урока
Целевой блок
Тема    Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Педагогическая цель:    Формирование знаний о правописании имен существительных с мягким знаком после шипящих
Планируемые результаты:    Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
Личностные: готовность обучающихся саморазвитию; мотивацию познанию и обучению; ценностные установки социально значимые  качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные УУД: сравнивать объекты, устанавливать аналогии; классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и  условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Инструментальный блок
Задачи урока:    образовательные: ознакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода; проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно

Тип урока:    Урок открытия нового знания.
Учебно-методический комплекс:    УМК «Школа России», «Русский язык»,3 класс, часть 2, стр.31-32.

Организационно - деятельностный блок
Основные понятия:    
Межпредметные связи:    Физкультура, литература
Этапы    Деятельность учителя    Деятельность учащихся    Планируемые результаты
Мотивационный    -Здравствуйте. Меня зовут Мария Александровна, я проведу у вас урок русского языка.
-Ежедневно человечество разгадывает множество тайн и загадок. А как называют специалиста по расследованию тайн?
- “Детектив” – частный сыщик, специалист по раскрытию тайн.
- Нам предстоит заняться изучением улик и поиском доказательств.
- Сегодня мы находимся в школе юных сыщиков. Это место, в котором каждый из вас станет участником расследования новых тайн.     

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

    
 Личностные: готовность обучающихся саморазвитию; мотивацию познанию и обучению; ценностные установки социально значимые  качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.


Постановка учебных задач    -Ребята, посмотрите, нас встречает детектив Холмс. 
Детектив Холмс: «Здравствуйте, юные сыщики».
 Приглашаю вас в розыскное агентство для раскрытия нового дела. Однако в спешке я неверно записал его название. Помогите собрать слова воедино. Что у вас получилось? 
Перед вами детективная доска. Она поможет определить цель и задачи урока.
- Определите цель урока, дополнив высказывание.
Как настоящие детективы составим план работы на уроке. Для этого также расставьте пункты плана в правильном порядке. (дети) Это и есть задачи урока
- Молодцы! Вы самостоятельно определили тему, цель, задачи и составили план работы. Детектив Холмс подготовил карточки с уликами, которые мы будем превращать в доказательства. Улика – предмет или обстоятельство, уличающее кого-нибудь в чём-нибудь.
Доказательство – сведения о фактах, полученных в результате исследования улик.
Детектив пользуется блокнотом для записей. Такой блокнот лежит у каждого на столе. Приступим к работе.     

Формулируют тему и цель урока

Определяют задачи урока
    
Метапредметные:
Регулятивные УУД:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Учебные действия    И для начала, как показывают во всех детективных фильмах, мы проведем  оперативное совещание и изучим 1 улику
⦁    Улика «Оперативное совещание»
 Выполнение первого пункта плана
Речь, камыш, вещь, молодёжь, врач, душ.

Посмотрите на слайд, какой частью речи выражены все эти слова? (существительные)
А что общего у  всех этих существительных? (оканчиваются на шипящий согласный)
А на какие 2 группы можем поделить эти слова? (с мягким знаком и без)
Запишите в 1й столбик слова с ь знаком, а во второй без мягкого знака, определите род имён существительных.
- Какие слова вы записали в 1й столбик? А во второй? Сделайте вывод? Когда же пишется ь знак на конце существительных?
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода, в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется 

Прочтём правило на 32стр.

Расскажите детективу Холмсу о 1м доказательстве, о чем мы узнали, выполняя 1 пункт плана? Отметим в блокноте детектива.
Физкультминутка.
- Не секрет, что у хорошего детектива отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.    Работают фронтально.
Отвечают на вопросы учителя.


    Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова, 
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и  условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Контроль    2. Улика «Дело для двух детективов»
Выполнение второго пункта плана. (работа в парах) 
Переходим к 2й улике. Как она называется? Дело для двух детективов. Поэтому вы будете работать в парах. Напомните правила работы в парах. Возьмите карточки под номером 1.
Вам необходимо правильно расставить пункты алгоритма написания слов с ь знаком на конце после шипящих.
Алгоритм
1.Читаю слово.
2.Определяючасть речи.
3. Определяю род
4. Если сущ. ж.р. пишу на конце ь знак, если м.р не пишу ь знак
Расскажите детективу Холмсу, чему  вы научились, выполняя это задание?
Можем отметить это доказательство в блокноте для детективов.    


Работают индивидуально и в парах    Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова, 
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
.

Самоконтроль    3.Улика «Один за всех и все за одного»
Выполнение третьего пункта плана. 

Именно под таким девизом вы сегодня работаете в 2х детективных группах. В каждой группе выберите исполнителя,секретаря и исследователя.
Исследователь – мозг группы. Он  занят сбором информации. Помогает команде при решении задач.
Секретарь записывает все на листке. У него самый разборчивый и аккуратный почерк.
Исполнитель – представитель команды. Озвучивает решение команды. Обладает правильной и выразительной речью.
Не забываем правила работы в группе:
⦁    В группе должен быть ответственный
⦁    Работать должен каждый на общий результат
⦁    Свое несогласие высказывай вежливо
⦁    Если не понял, переспроси
Вы - 1 группа. Работаете на интерактивной доске. Выходите. 
Вы - 2 группа. Работаете на местах
Внимательно рассмотрите улику. Послушайте задание.
  
Замените каждое слово синонимом с шипящим на конце. Дополните своим примером.
-Проверим. Исполнитель первой группы оглашает результат. 
Если вторая группа согласна, поднимите руку вверх. 
-Проверим. Исполнитель второй группы оглашает результат работы, используя документ-камеру. 
Если первая группа согласна, поднимите руку вверх. 
Вы успешно выполнили задание.
Детектив Холмс: вы умело использовали мои улики и свои силы, тем самым, собрав все доказательства, вы раскрыли.
Вспомним, какова цель урока? Мы достигли её?
- Когда и где вы можете использовать полученные знания?    

Работают индивидуально и в группах    .
Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова, 
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
Познавательные УУД: сравнивать объекты, устанавливать аналогии; классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и  условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Оценка    Сегодня за урок отлично получает…        
Самооценка    А вот детектив Холмс. Он просит вас дать следственную экспертизу своей работе на уроке. Для этого закончи предложение. 
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Я научился…
Было трудно…
У меня получилось…
 (Имя), оцени свою работу на уроке…
(Имя), оцени работу в парах…
(Имя), оцени работу вашей группы…
(Имя), оцени работу соседа по парте…
Детектив Холмс не прощается с вами, а говорит: «До новых встреч!» И я говорю вам до свидания. Наш урок окончен.    Самооценка    Метапредметные:
Регулятивные УУД:   устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Дата: ___________

Класс: 3 Студент: Пилипенко Мария Александровна

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Педагогическая цель:

Формирование знаний о правописании имен существительных с мягким знаком после шипящих

Планируемые результаты:

Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

Личностные: готовность обучающихся саморазвитию; мотивацию познанию и обучению; ценностные установки социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные УУД: сравнивать объекты, устанавливать аналогии; классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.


Инструментальный блок

Задачи урока:

образовательные: ознакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода; проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно


Тип урока:

Урок открытия нового знания.

Учебно-методический комплекс:

УМК «Школа России», «Русский язык»,3 класс, часть 2, стр.31-32.


Организационно - деятельностный блок

Основные понятия:


Межпредметные связи:

Физкультура, литература

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный

-Здравствуйте. Меня зовут Мария Александровна, я проведу у вас урок русского языка.

-Ежедневно человечество разгадывает множество тайн и загадок. А как называют специалиста по расследованию тайн?

- “Детектив” – частный сыщик, специалист по раскрытию тайн.

- Нам предстоит заняться изучением улик и поиском доказательств.

- Сегодня мы находимся в школе юных сыщиков. Это место, в котором каждый из вас станет участником расследования новых тайн.













Приветствуют учителя, настраиваются на урок









Личностные: готовность обучающихся саморазвитию; мотивацию познанию и обучению; ценностные установки социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.



Постановка учебных задач

-Ребята, посмотрите, нас встречает детектив Холмс.

Детектив Холмс: «Здравствуйте, юные сыщики».

Приглашаю вас в розыскное агентство для раскрытия нового дела. Однако в спешке я неверно записал его название. Помогите собрать слова воедино. Что у вас получилось?

Перед вами детективная доска. Она поможет определить цель и задачи урока.

- Определите цель урока, дополнив высказывание.

Как настоящие детективы составим план работы на уроке. Для этого также расставьте пункты плана в правильном порядке. (дети) Это и есть задачи урока

- Молодцы! Вы самостоятельно определили тему, цель, задачи и составили план работы. Детектив Холмс подготовил карточки с уликами, которые мы будем превращать в доказательства. Улика – предмет или обстоятельство, уличающее кого-нибудь в чём-нибудь.

Доказательство – сведения о фактах, полученных в результате исследования улик.

Детектив пользуется блокнотом для записей. Такой блокнот лежит у каждого на столе. Приступим к работе.



Формулируют тему и цель урока















Определяют задачи урока



Метапредметные:

Регулятивные УУД планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Учебные действия

И для начала, как показывают во всех детективных фильмах, мы проведем  оперативное совещание и изучим 1 улику

  1. Улика «Оперативное совещание»

Выполнение первого пункта плана

Речь, камыш, вещь, молодёжь, врач, душ.


Посмотрите на слайд, какой частью речи выражены все эти слова? (существительные)

А что общего у всех этих существительных? (оканчиваются на шипящий согласный)

А на какие 2 группы можем поделить эти слова? (с мягким знаком и без)

Запишите в 1й столбик слова с ь знаком, а во второй без мягкого знака, определите род имён существительных.

- Какие слова вы записали в 1й столбик? А во второй? Сделайте вывод? Когда же пишется ь знак на конце существительных?

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода, в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется


Прочтём правило на 32стр.


Расскажите детективу Холмсу о 1м доказательстве, о чем мы узнали, выполняя 1 пункт плана? Отметим в блокноте детектива.

Физкультминутка.

- Не секрет, что у хорошего детектива отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.

Работают фронтально.

Отвечают на вопросы учителя.






















































Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова,

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;






Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.


Контроль

2. Улика «Дело для двух детективов»

Выполнение второго пункта плана. (работа в парах)

Переходим к 2й улике. Как она называется? Дело для двух детективов. Поэтому вы будете работать в парах. Напомните правила работы в парах. Возьмите карточки под номером 1.

Вам необходимо правильно расставить пункты алгоритма написания слов с ь знаком на конце после шипящих.

Алгоритм

1.Читаю слово.

2.Определяючасть речи.

3. Определяю род

4. Если сущ. ж.р. пишу на конце ь знак, если м.р не пишу ь знак

Расскажите детективу Холмсу, чему вы научились, выполняя это задание?

Можем отметить это доказательство в блокноте для детективов.































Работают индивидуально и в парах

Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова,

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

.


Самоконтроль

3.Улика «Один за всех и все за одного»

Выполнение третьего пункта плана.


Именно под таким девизом вы сегодня работаете в 2х детективных группах. В каждой группе выберите исполнителя ,секретаря и исследователя.

Исследователь – мозг группы. Он занят сбором информации. Помогает команде при решении задач.

Секретарь записывает все на листке. У него самый разборчивый и аккуратный почерк.

Исполнитель – представитель команды. Озвучивает решение команды. Обладает правильной и выразительной речью.

Не забываем правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный

  2. Работать должен каждый на общий результат

  3. Свое несогласие высказывай вежливо

  4. Если не понял, переспроси

Вы - 1 группа. Работаете на интерактивной доске. Выходите.

Вы - 2 группа. Работаете на местах

Внимательно рассмотрите улику. Послушайте задание.

Замените каждое слово синонимом с шипящим на конце. Дополните своим примером.

-Проверим. Исполнитель первой группы оглашает результат.

Если вторая группа согласна, поднимите руку вверх.

-Проверим. Исполнитель второй группы оглашает результат работы, используя документ-камеру.

Если первая группа согласна, поднимите руку вверх.

Вы успешно выполнили задание.

Детектив Холмс: вы умело использовали мои улики и свои силы, тем самым, собрав все доказательства, вы раскрыли.

Вспомним, какова цель урока? Мы достигли её?

- Когда и где вы можете использовать полученные знания?













































Работают индивидуально и в группах

.

Предметные: формировать умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова,

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

Познавательные УУД: сравнивать объекты, устанавливать аналогии; классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения знакомой среде; признавать возможность, существования разных точек зрения: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.


Оценка

Сегодня за урок отлично получает…



Самооценка

А вот детектив Холмс. Он просит вас дать следственную экспертизу своей работе на уроке. Для этого закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Теперь я могу…

Было интересно…

Я научился…

Было трудно…

У меня получилось…

(Имя), оцени свою работу на уроке…

(Имя), оцени работу в парах…

(Имя), оцени работу вашей группы…

(Имя), оцени работу соседа по парте…

Детектив Холмс не прощается с вами, а говорит: «До новых встреч!» И я говорю вам до свидания. Наш урок окончен.

Самооценка

Метапредметные:

Регулятивные УУД  устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Автор: Захарова Анна Сергеевна

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих у имен существительных""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykumiaghkiiznakposlieshipiashchikhuimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "308628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458635263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imion_sushchestvi"
    ["file_id"] => string(6) "486020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542370729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства