kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:

"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учитель: Пойманова С.В. (Слайд №1)

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся;

Задачи:

Образовательная

ыработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать  орфографические навыки, информационные навыки: ИКТ; учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

Развивающая
-
развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитательная 
-
воспитывать  любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку;

 Оздоровительная

- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

 Компетенции:

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- практически различать многозначные слова, - видеть в тексте синонимы и антонимы,

- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;

- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- работать в  парах;

- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам  решения учебной задачи.

 Оборудование: карточки,  учебник русского языка  для 3 класса Т.Г.Рамзаевой (2 часть), «Упражнения по русскому языку» Е.М.Тихомировой

 ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока                                                                                                                                 

1. Орг. момент

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». (слайд №2)

2. - Наш урок мы начнем с грамматического штурма (слайд №3 – 12 )

  • имя существительное, глагол, имя прилагательное - это. (части речи). Какие ещё части речи вам известны?
  • приставка, суффикс, предлог, основа  - это. (части слова, есть «ловушка», предлог - это часть речи). Дополните данную цепочку.
  • вопрос - ответ, говорит- молчит - это.( антонимы). Что такое антонимы?
  • успех-удача, смелый-храбрый - это. (синонимы). Что такое синонимы?
  • засучив рукава  - это. (фразеологизм). Объясните его значение.

Предлагаю сегодня на уроке навострить ушки,  работать, засучив рукава, чтобы «комар носа не подточил».

3.  Орфографическая разминка

На доске слова:

н(?)чная    тишь

в(?)селый   малыш

х(?)лодный   ключ

в(?)сенняя  ночь

  -   Каким орфографическим правилом объединяются словосочетания? (у прилагательных есть безударная гласная, все существительные с шипящими на конце)

- Запишите прилагательные, выделив орфограмму, подберите проверочные слова. Какое правило  поможет нам в работе?

(Если в  корне гласный звук вызвал вдруг сомнение, ты немедленно его ставь под ударение.)

 ( 1ученик выполняет задание   на  доске)

4.- Рефлексивная минутка.

Учитель: среди данных слов есть многозначное слово, назовите его.

-Какие значения имеет существительное  ключ?

-Какой звук слышится на конце слова?

-Найдите слово с таким же звуком на конце.(Ночь.)

- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий непарный, глухой непарный).

 - Почему так бывает, что в одних словах после шипящих есть ь, а в других - нет?

И действительно, давайте посмотрим на правописание слов ключ и ночь.

-Если звук ч - мягкий,  то нужен  ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч'] в слове ночь?

 - Если я закрою «ь», изменится ли произношение слова? (нет)

-Как же правильно написать эти слова? (учащиеся высказывают предположения).

 -Вот сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

5. – Сформулируйте тему урока. ( На доске появляется тема урока)

6. Исследуем данные слова.

- Что вы можете   сказать о данных существительных?

- По какому признаку можно сгруппировать данные слова? (по родам, по наличию или отсутствию мягкого знака).

-  Сгруппируйте их. Запишите в тетрадь в два столбика.

тишь 

ночь

ключ

малыш


 

- Исследуем слова первого столбика и  второго столбика.

- Почему  в одних словах есть Ь, а в других нет?

- Какую задачу нужно решить, прежде чем написать Ь?

7. - Составим алгоритм написания Ь у сущ - х после шипящих.(Слайд № 13)

1. Есть ли шипящий звук  на конце слова?

             Нет                                          Да

2. Это имя существительное?

             Нет                                          Да

3. В начальной форме?

            Нет                                          Да

4. Определяю род.

5.  М.р. (он, мой)                 Ж.р. (она, моя) 

           не пишу Ь                     пишу Ь

 -Сформулируйте правило   о написании ь на конце существительных после шипящих.

- Проверим по учебнику. Чтение правила по учебнику с.41

8.  Работа по учебнику.

-Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных. №453, стр.41 (с комментированием).

9. Физминутка ( показываю картинки; если на конце существительного пишется Ь – поднимаемся на носки и руки поднимаем вверх; если Ь не нужен – присаживаемся и сжимаемся на корточки; если в слове нет шипящего на конце – поворачиваем голову влево-вправо. Например: рожь, врач, грач, печь, мелочь, глушь, брошь, ключ,                                                                                   стриж, сторож, плащ, пенал, сорока, доска и т. д. )                                                     

10. Рефлексивная минутка. Работа по карточкам №1 в парах постоянного состава.

 ( Карточки на  каждой парте, а также текст записан на доске; до определённого момента урока текст был закрыт, чтобы не утратить новизну задания. Ученик работает у доски.).

- Прочитайте предложения и вставьте, где нужно Ь. Объясните, используя алгоритм. (Дети работают на карточке, не переписывая текст в тетрадь.)

Стояла тихая ноч (?).

Из-за туч(?)  показалось яркое солнце.

Из крана стала теч (?) вода.

Корабль дал теч (?).

Проверка: Стояла тихая ночь (сущ., н.ф., ж.р.).

                   Из-за туч ( сущ., Р.п., ж. р.) показалось яркое солнце.

                   Из крана стала течь ( глагол, что делать?) вода.

                    Корабль дал течь ( сущ., н.ф., ж.р.).

11.   Фонетический разбор слова «ночь».

12.  Самостоятельная работа  по карточкам №2 с последующей проверкой по слайду.

- Спиши предложения с карточки №2. Обрати внимание на то, что в них встречаются слова с «ловушками».  Укажи род этих слов.

У девочки был замечательный карандашь.

Она могла  нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную  ноч   и  солнечный   лучь.

Проверка работы по слайду №14.

Карандаш – м.р., ландыш – м.р., рожь – ж.р., ночь – ж.р., луч – м.р.

- Выполним синтаксический разбор 1 предложения. 1 ученик работает у доски.

13. Итог урока.

Тест (у каждого на парте).

1. На конце существительных  ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак;

в) Ь пишется у существительных, стоящих в начальной форме.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак.

3. Ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных.

 (Взаимопроверка  работы друг друга. Проверка по слайду № 15.)

№1 – в;   №2 – б;   №3 – в.

- Сделайте вывод урока. ( Мягкий знак пишется у существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий, стоящих в начальной форме. У существительных мужского рода с основой на шипящий мягкий знак не пишется.)

14. Мозговой штурм.

-Давайте  представим, что мы с вами археологи,  и  нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем  догадаться, где надо написать ь: 

Мелесная  девеч(?)   притясла  комейный  боромож (?). (Слайд № 16)

Проверка по слайду №17.

МелеснАЯ  девечЬ ( ж.р.)   притясла  комейнЫЙ  боромож (м.р.).

15.  Рефлексия. (Слайд №18)

- Оцените свою работу на уроке:

  • мне было трудно  – фиолетовая карточка;
  • мне было легко  - красная.

16. Домашнее задание: (Слайд № 19)

для  тех, кто любит несложные задания - упр. №  450, стр.40 по учебнику, а для тех, кто любит  материал   потруднее -  упр.184, стр.101 по тетради.  Всем выучить правила – стр.41,42

17. Оценки за урок.

 Слайд № 20 – данные об УМК                              Слайд №21 – данные об авторе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" »

Открытый урок на тему:

"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учитель: Пойманова С.В. (Слайд №1)

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся;

Задачи:

Образовательная

ыработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать  орфографические навыки, информационные навыки: ИКТ; учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

Развивающая
-
развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитательная 
-
воспитывать  любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку;

 Оздоровительная

- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

 Компетенции:

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- практически различать многозначные слова, - видеть в тексте синонимы и антонимы,

- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;

- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- работать в  парах;

- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам  решения учебной задачи.

 Оборудование: карточки,  учебник русского языка  для 3 класса Т.Г.Рамзаевой (2 часть), «Упражнения по русскому языку» Е.М.Тихомировой

 ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». (слайд №2)

2. - Наш урок мы начнем с грамматического штурма (слайд №3 – 12 )



  • имя существительное, глагол, имя прилагательное - это ... (части речи). Какие ещё части речи вам известны?

  • приставка, суффикс, предлог, основа  - это ... (части слова, есть «ловушка», предлог - это часть речи). Дополните данную цепочку.

  • вопрос - ответ, говорит- молчит - это ...( антонимы). Что такое антонимы?

  • успех-удача, смелый-храбрый - это... (синонимы). Что такое синонимы?

  • засучив рукава  - это ... (фразеологизм). Объясните его значение.



Предлагаю сегодня на уроке навострить ушки,  работать, засучив рукава, чтобы «комар носа не подточил».

3.  Орфографическая разминка

На доске слова:

н(?)чная    тишь

в(?)селый   малыш

х(?)лодный   ключ

в(?)сенняя  ночь

  -   Каким орфографическим правилом объединяются словосочетания? (у прилагательных есть безударная гласная, все существительные с шипящими на конце)

- Запишите прилагательные , выделив орфограмму, подберите проверочные слова. Какое правило  поможет нам в работе?

(Если в  корне гласный звук вызвал вдруг сомнение, ты немедленно его ставь под ударение.)

 ( 1ученик выполняет задание   на  доске)

4.- Рефлексивная минутка.

Учитель: среди данных слов есть многозначное слово, назовите его.

-Какие значения имеет существительное ключ?

-Какой звук слышится на конце слова?

-Найдите слово с таким же звуком на конце.(Ночь.)

- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий непарный, глухой непарный).

- Почему так бывает, что в одних словах после шипящих есть ь, а в других - нет?

И действительно, давайте посмотрим на правописание слов ключ и ночь.

-Если звук ч - мягкий,  то нужен  ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч'] в слове ночь?

 - Если я закрою «ь», изменится ли произношение слова? (нет)

-Как же правильно написать эти слова? (учащиеся высказывают предположения).

 -Вот сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

5. – Сформулируйте тему урока. ( На доске появляется тема урока)

6. Исследуем данные слова.

- Что вы можете сказать о данных существительных?

- По какому признаку можно сгруппировать данные слова? (по родам, по наличию или отсутствию мягкого знака).

-  Сгруппируйте их. Запишите в тетрадь в два столбика.

тишь 

ночь

ключ

малыш





- Исследуем слова первого столбика и  второго столбика.

- Почему в одних словах есть Ь, а в других нет?

- Какую задачу нужно решить, прежде чем написать Ь?

7. - Составим алгоритм написания Ь у сущ - х после шипящих.(Слайд № 13)

1. Есть ли шипящий звук  на конце слова?

Нет                                          Да

2. Это имя существительное?

Нет                                          Да

3. В начальной форме?

Нет                                          Да

4. Определяю род.

5.  М.р. (он, мой) Ж.р. (она, моя) 

      не пишу Ь пишу Ь

 -Сформулируйте правило   о написании ь на конце существительных после шипящих.

- Проверим по учебнику. Чтение правила по учебнику с.41



8. Работа по учебнику.

-Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных. №453, стр.41 (с комментированием).

9. Физминутка ( показываю картинки; если на конце существительного пишется Ь – поднимаемся на носки и руки поднимаем вверх; если Ь не нужен – присаживаемся и сжимаемся на корточки; если в слове нет шипящего на конце – поворачиваем голову влево-вправо. Например: рожь, врач, грач, печь, мелочь, глушь, брошь, ключ, стриж, сторож, плащ, пенал, сорока, доска и т. д. )

10. Рефлексивная минутка. Работа по карточкам №1 в парах постоянного состава.

( Карточки на каждой парте, а также текст записан на доске; до определённого момента урока текст был закрыт, чтобы не утратить новизну задания. Ученик работает у доски.).

- Прочитайте предложения и вставьте, где нужно Ь. Объясните, используя алгоритм. (Дети работают на карточке, не переписывая текст в тетрадь.)

Стояла тихая ноч (?).

Из-за туч(?)  показалось яркое солнце.

Из крана стала теч (?) вода.

Корабль дал теч (?).

Проверка: Стояла тихая ночь (сущ., н.ф., ж.р.).

Из-за туч ( сущ., Р.п., ж. р.) показалось яркое солнце.

Из крана стала течь ( глагол, что делать?) вода.

Корабль дал течь ( сущ., н.ф., ж.р.).

11. Фонетический разбор слова «ночь».

12. Самостоятельная работа по карточкам №2 с последующей проверкой по слайду.

- Спиши предложения с карточки №2. Обрати внимание на то, что в них встречаются слова с «ловушками». Укажи род этих слов.

У девочки был замечательный карандашь.

Она могла  нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную  ноч   и  солнечный   лучь.


Проверка работы по слайду №14 .

Карандаш – м.р., ландыш – м.р., рожь – ж.р., ночь – ж.р., луч – м.р.

- Выполним синтаксический разбор 1 предложения. 1 ученик работает у доски.

13. Итог урока.

Тест (у каждого на парте).

1. На конце существительных  ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак;

в) Ь пишется у существительных, стоящих в начальной форме.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак.

3. Ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных.

(Взаимопроверка  работы друг друга. Проверка по слайду № 15.)

№1 – в; №2 – б; №3 – в.

- Сделайте вывод урока. ( Мягкий знак пишется у существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий, стоящих в начальной форме. У существительных мужского рода с основой на шипящий мягкий знак не пишется.)

14. Мозговой штурм.

-Давайте  представим, что мы с вами археологи,  и  нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем  догадаться, где надо написать ь: 

Мелесная  девеч(?)   притясла  комейный  боромож (?). (Слайд № 16)

Проверка по слайду №17.

МелеснАЯ  девечЬ ( ж.р.)   притясла  комейнЫЙ  боромож (м.р.).

15. Рефлексия. (Слайд №18)

- Оцените свою работу на уроке:

  • мне было трудно – фиолетовая карточка;

  • мне было легко - красная.

16. Домашнее задание: (Слайд № 19)

для  тех, кто любит несложные задания - упр. №  450, стр.40 по учебнику, а для тех, кто любит  материал   потруднее -  упр.184, стр.101 по тетради. Всем выучить правила – стр.41,42

17. Оценки за урок.

 Слайд № 20 – данные об УМК Слайд №21 – данные об авторе 

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Автор: Пойманова Светлана Викторовна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по русскому языку 3 класс " Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_3_klass_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestv"
    ["file_id"] => string(6) "573677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613738945"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока по русскому  языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(130) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "245746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446204392"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imion_sushchestvi"
    ["file_id"] => string(6) "486020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542370729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства