Урок на тему:
"Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Учитель: Пойманова С.В. (Слайд №1)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся;
Задачи:
Образовательная
-выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационные навыки: ИКТ; учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Воспитательная
- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку;
Оздоровительная
- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- практически различать многозначные слова, - видеть в тексте синонимы и антонимы,
- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;
- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- работать в парах;
- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам решения учебной задачи.
Оборудование: карточки, учебник русского языка для 3 класса Т.Г.Рамзаевой (2 часть), «Упражнения по русскому языку» Е.М.Тихомировой
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». (слайд №2)
2. - Наш урок мы начнем с грамматического штурма (слайд №3 – 12 )
- имя существительное, глагол, имя прилагательное - это. (части речи). Какие ещё части речи вам известны?
- приставка, суффикс, предлог, основа - это. (части слова, есть «ловушка», предлог - это часть речи). Дополните данную цепочку.
- вопрос - ответ, говорит- молчит - это.( антонимы). Что такое антонимы?
- успех-удача, смелый-храбрый - это. (синонимы). Что такое синонимы?
- засучив рукава - это. (фразеологизм). Объясните его значение.
Предлагаю сегодня на уроке навострить ушки, работать, засучив рукава, чтобы «комар носа не подточил».
3. Орфографическая разминка
На доске слова:
н(?)чная тишь
в(?)селый малыш
х(?)лодный ключ
в(?)сенняя ночь
- Каким орфографическим правилом объединяются словосочетания? (у прилагательных есть безударная гласная, все существительные с шипящими на конце)
- Запишите прилагательные, выделив орфограмму, подберите проверочные слова. Какое правило поможет нам в работе?
(Если в корне гласный звук вызвал вдруг сомнение, ты немедленно его ставь под ударение.)
( 1ученик выполняет задание на доске)
4.- Рефлексивная минутка.
Учитель: среди данных слов есть многозначное слово, назовите его.
-Какие значения имеет существительное ключ?
-Какой звук слышится на конце слова?
-Найдите слово с таким же звуком на конце.(Ночь.)
- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий непарный, глухой непарный).
- Почему так бывает, что в одних словах после шипящих есть ь, а в других - нет?
И действительно, давайте посмотрим на правописание слов ключ и ночь.
-Если звук ч - мягкий, то нужен ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч'] в слове ночь?
- Если я закрою «ь», изменится ли произношение слова? (нет)
-Как же правильно написать эти слова? (учащиеся высказывают предположения).
-Вот сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.
5. – Сформулируйте тему урока. ( На доске появляется тема урока)
6. Исследуем данные слова.
- Что вы можете сказать о данных существительных?
- По какому признаку можно сгруппировать данные слова? (по родам, по наличию или отсутствию мягкого знака).
- Сгруппируйте их. Запишите в тетрадь в два столбика.
тишь
ночь
ключ
малыш
- Исследуем слова первого столбика и второго столбика.
- Почему в одних словах есть Ь, а в других нет?
- Какую задачу нужно решить, прежде чем написать Ь?
7. - Составим алгоритм написания Ь у сущ - х после шипящих.(Слайд № 13)
1. Есть ли шипящий звук на конце слова?
Нет Да
2. Это имя существительное?
Нет Да
3. В начальной форме?
Нет Да
4. Определяю род.
5. М.р. (он, мой) Ж.р. (она, моя)
не пишу Ь пишу Ь
-Сформулируйте правило о написании ь на конце существительных после шипящих.
- Проверим по учебнику. Чтение правила по учебнику с.41
8. Работа по учебнику.
-Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных. №453, стр.41 (с комментированием).
9. Физминутка ( показываю картинки; если на конце существительного пишется Ь – поднимаемся на носки и руки поднимаем вверх; если Ь не нужен – присаживаемся и сжимаемся на корточки; если в слове нет шипящего на конце – поворачиваем голову влево-вправо. Например: рожь, врач, грач, печь, мелочь, глушь, брошь, ключ, стриж, сторож, плащ, пенал, сорока, доска и т. д. )
10. Рефлексивная минутка. Работа по карточкам №1 в парах постоянного состава.
( Карточки на каждой парте, а также текст записан на доске; до определённого момента урока текст был закрыт, чтобы не утратить новизну задания. Ученик работает у доски.).
- Прочитайте предложения и вставьте, где нужно Ь. Объясните, используя алгоритм. (Дети работают на карточке, не переписывая текст в тетрадь.)
Стояла тихая ноч (?).
Из-за туч(?) показалось яркое солнце.
Из крана стала теч (?) вода.
Корабль дал теч (?).
Проверка: Стояла тихая ночь (сущ., н.ф., ж.р.).
Из-за туч ( сущ., Р.п., ж. р.) показалось яркое солнце.
Из крана стала течь ( глагол, что делать?) вода.
Корабль дал течь ( сущ., н.ф., ж.р.).
11. Фонетический разбор слова «ночь».
12. Самостоятельная работа по карточкам №2 с последующей проверкой по слайду.
- Спиши предложения с карточки №2. Обрати внимание на то, что в них встречаются слова с «ловушками». Укажи род этих слов.
У девочки был замечательный карандашь.
Она могла нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную ноч и солнечный лучь.
Проверка работы по слайду №14.
Карандаш – м.р., ландыш – м.р., рожь – ж.р., ночь – ж.р., луч – м.р.
- Выполним синтаксический разбор 1 предложения. 1 ученик работает у доски.
13. Итог урока.
Тест (у каждого на парте).
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется Ь знак;
б) не пишется Ь знак;
в) Ь пишется у существительных, стоящих в начальной форме.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется Ь знак;
б) не пишется Ь знак.
3. Ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на падеж;
б) на число;
в) на род существительных.
(Взаимопроверка работы друг друга. Проверка по слайду № 15.)
№1 – в; №2 – б; №3 – в.
- Сделайте вывод урока. ( Мягкий знак пишется у существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий, стоящих в начальной форме. У существительных мужского рода с основой на шипящий мягкий знак не пишется.)
14. Мозговой штурм.
-Давайте представим, что мы с вами археологи, и нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем догадаться, где надо написать ь:
Мелесная девеч(?) притясла комейный боромож (?). (Слайд № 16)
Проверка по слайду №17.
МелеснАЯ девечЬ ( ж.р.) притясла комейнЫЙ боромож (м.р.).
15. Рефлексия. (Слайд №18)
- Оцените свою работу на уроке:
- мне было трудно – фиолетовая карточка;
- мне было легко - красная.
16. Домашнее задание: (Слайд № 19)
для тех, кто любит несложные задания - упр. № 450, стр.40 по учебнику, а для тех, кто любит материал потруднее - упр.184, стр.101 по тетради. Всем выучить правила – стр.41,42
17. Оценки за урок.
Слайд № 20 – данные об УМК Слайд №21 – данные об авторе