Макарова С. А., учитель начальных классов, МБОУ ООШ 17
Атомян К. С., учитель начальных классов, МБОУ НОШ 39
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. Слайд 1. С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать, Всем работать, отвечать. Отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится. (улыбка) Дети, в начале урока подарите улыбку друг другу, пожелайте удачи. А я подарю вам свою улыбку. И мы продолжим своё путешествие за новыми знаниями. Слайд 2. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь письмо без размышления – пустое развлечение. Проверим готовность. По каким критериям? Чтобы мобилизовать наши силы, Потрите ладошками ваши ушки. Потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны. Постучите кулачками себя в грудь. Запишите число в тетради. | Вспоминают критерии, проверяют свою готовность. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради. Чистописание. На уроках русского языка мы учимся красиво и правильно писать. И сегодня мы повторим написание еще одной буквы. А какой, мы узнаем чуть позже. Найдите «лишнюю букву»: а о л у и Почему вы так думаете? Учитель пишет на доске букву л с подробным объяснением. Начинаем писать строчную букву л выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведем вверх, отклоняя линию вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй – палочку с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок. Повторим правила посадки. Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я берусь. Самостоятельная работа в тетради. Учитель ходит по классу, контролирует процесс письма - Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. Итог (как писали, как сидели). Работа с рядом слов в тетради: Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто. Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный - ь – обозначает мягкость согласного звука - есть хитрые буквы, почему хитрые? - состоит из 3 слогов - из 2 слогов - односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Какую работу выполняют гласные в словах? Обозначим. Словарная работа. На доске изображение яблони с «буквами - яблочками» и карточки со словами с пропущенными буквами. Перед вами необычная яблоня, волшебная. Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово. Прочитайте ряд слов. Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса. Ученики подбирают для каждого слова «яблочки», снимают их и прикрепляют на месте пропусков. Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? Почему ты считаешь, что я права (не права)? Какое задание можно выполнить со словами? Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) | Буквы а о у и обозначают гласные звуки, буква л – согласный звук Ученики хором читают стихотворение и выполняют действия Самооценка - сравнение с образцом Учащиеся работают с рядом слов в тетради Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы. Гласные образуют слог. Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций |
III. Выявление места и причины затруднения | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. Один из обучающихся пишет на доске. Слово не входит на строку. Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть? Что же делать? Что значит перенести? 2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. Задание было одно? Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? Учитель фиксирует тему: Правила переноса слов. Слайд 4. Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово правила? О чём это нам может говорить? Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА | Записывают в тетради слова с комментированием. Надо слово перенести. Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а… Да Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия инструкция целеполагание предъявление результата | Сейчас вы будете работать в группах. Расскажите о законах работы в группе. Почему эти законы нужно соблюдать каждому из вас? Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой Слайд 5 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы 3. Посмотреть, где стоит знак переноса 4. Сформулировать правило переноса слов. Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы 1 группы. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 6 На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слайд 7 Слушаем вторую группу. Слайд 8 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... О чём говорит эта схема? Слайд 9 Слушаем третью группу. Слайд 10 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-… О чём говорит эта схема? Слайд 11 Слушаем четвёртую группу. Слайд 12 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Что случилось, почему буква плачет? Слайд 13 Почему изменилось настроение? Слушаем пятую группу. Слайд 14 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слайд 15 А почему нельзя переносить? | 1. Работать дружно и активно 2. Уметь слушать друг друга 3.Уважать друг друга 4.Выслушивать ответы другой группы 5.Внимательно относиться друг к другу 6. Работать активно и успешно. Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. По слогам Показ задания. Все читают хором слова: кас-са, тон-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд Выделены Ъ, Ь, Й. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Показ задания. Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в громко речевой форме и графической |
V. Реализация построенного проекта | Построение нового способа действия | Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Слайд 16 Фиксирует на доске: 1. Читаем слово. 2. Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Почему выделены слова «вспоминаем правило»? Физминутка Слайды 17-19 | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил. Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие | Моделирование Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово, поставьте знак переноса. Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса. | Не могли перенести слово масса. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Работа в парах. Дети моделируют перенос слова мас-са. | Выполненное задание |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация самостоятельного выполнения обучающимися типовых заданий на новый способ действия | Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка | Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. Нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | Игра «Помоги Незнайке» Слайд 20 Ребята, Незнайка тоже учится переносить правильно слова с одной строки на другую. Перенес слова Незнайка: Дети: (хоровое чтение слов) За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка, у-ши, ше- я, ло-б, глаз-а, о-вцы, у-тки, ко-нь, коз-а. Где ошибки? Вот вопрос! Кто исправит перенос? А может быть нет ошибок? Почему не поделили на слоги слова уши, шея, лоб, конь? Обозначьте гласные буквы, поставьте ударение, подчеркните ударные слоги (с места по цепочке 3-го ряда). Игра «Слова рассыпались» Слайд 21 А сейчас я предлагаю поработать всем вместе. Разделить слова для переноса (Шко-ла, де-тям, на-ша, зна-ния, да-рит.) Из этих слов составьте предложение. Запишите, разделив все слова для переноса. Слайд 22 | Ориентируются в тексте учебника; находят ответы на вопросы в тексте, необходимые для выполнения учебных заданий; структурируют собственные знания. На доске и в тетрадях дети записывают слова правильно. Ученики поочередно по одному слову: Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка, уши, шея, лоб, гла-за, ов-цы, ут-ки, конь, ко-за. Односложные слова, переносить только целым словом, нельзя перенести. Наша школа дарит детям знания! | Регулятивный: прогнозирование. Осознают границы собственного знания и «незнания»; адекватно позитивно оценивают себя и свои поступки. |
IX. Рефлексия учебной деятельности | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Почему получился алгоритм? Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. Слайд 23 Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) Лист для самооценки …формулировал тему и цель урока с помощью учителя …работал по предложенному плану …высказывал своё предположение …участвовал в составлении алгоритма …научился переносить слова с помощью алгоритма Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. А итог урока нам поможет подвести тест. Возьмите фишки красного и жёлтого цвета: если вы согласны с ответом покажите красный цвет; если вы не согласны с ответом покажите фишку жёлтого цвета. Тест. Слайды 24-27 Как переносятся слова? а) по слогам; б) как поместятся. Можно ли переносить одну букву? а) да; б) нет. Оставлять одну букву на строчке? а) да; б) нет. Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания? а) да; б) нет. Если вы показали все фишки красного цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно. Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы. Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок! Слайд 28 | Правила переноса слов. Не смогли перенести слово. Потому что пользовались алгоритмом, схемой, правилом. Мы работали в группах, выполняли задание. Не перебивали друг друга, давали возможность друг другу сказать. Дают словесную оценку: Мне было трудно подбирать модель к правилу, потому что мы этого ещё никогда не делали. Для меня было открытием, что не все слова можно переносить. Мне понравилось работать в группе, потому что вместе легче выполнять задание. Я хочу похвалить одноклассников за то, что они сумели открыть правила переноса слов | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |