1. Краткая аннотация.
Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
2. Учебник «Русский язык», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
3. Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Полное описание разработки
цель:
изучении правил переноса слов
планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
• понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
• составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока.
Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.
- Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратится
Грусть тоска её боится.
(улыбка)
- Подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.
Работа в тетради.
1. Сядьте правильно, откройте тетради на странице 9, возьмите правильно ручку, запишите число: 4 марта.
2. Чистописание.
3. - Отгадайте загадку:
4. Сама ползёт, на себе дом везёт. (Улитка)
-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?
-Нарисуем улитку на строчке.
(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)
-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)
- Итак, мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. А есть ли такие заглавные буквы и почему?
( Этих заглавных букв нет, так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы.)
- Почему эти буквы встретились сегодня вместе?
( В написании этих букв есть одинаковые элементы.)
- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. Запишите буквы и соединения по образцу, подчеркните самую красивую букву и запишите ее в окошко домика.
3. Работа с рядом слов:
Прочитайте слово, в котором:
- ь – разделительный
- ь – обозначает мягкость согласного звука
- есть хитрые буквы, почему хитрые?
- состоит из 3 слогов
- из 2 слогов
- односложные слова.
Какие знания понадобились?
(Роль Ь, правило определения слогов.)
Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
( Обозначить гласные буквы)
Обозначим.
Актуализация знаний.
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?
Да, переносить слова надо по правилам.
Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
( Мы научимся переносить слова.)
IIΙ. Применение знаний.
- Назовите тему нашего урока. Слайд
- «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.
- А для чего это нужно?
( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)
- По какому плану будем работать?
( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
4. Целеполагание.
В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное становится явным». Слайд
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.
(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)
- Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.
- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)
-Как же мы переносили слова? (по слогам)
(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам»)
-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?
- Для решения этой проблемы выполним задания.
1. «Открытие» новых знаний.
Сейчас вы будете работать в группах
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
(слайд )
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3. Посмотреть, где стоит знак переноса
4. Сформулировать правило переноса слов.
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Правило переноса слов.
Сколько правил у нас получится?
Сколько групп, столько и правил
(Работа в группах. Проверка заданий)
- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?
Слушаем результаты работы групп.
Слушаем первую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)
Вы согласны с выводом группы?
Слушаем вторую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку
Вы согласны с выводом группы?
Слушаем третью группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку»)
Вы согласны с выводом группы?
Слушаем четвёртую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
(5 правило под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»
Вы согласны с выводом группы?
- Сколько правил мы открыли?
- Проговорим их ещё раз.
Этих правил только пять,
Кто их знает – тому «пять».
(Стихотворение «Перенос»)
- Всё ли тайное стало явным?
Дидактическая игра:
- Я называю слова. Если слово можно перенести - поднимаете руки вверх, если нельзя перенести - приседаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла)
Первичное закрепление.
К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. Он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.
о-гонь
по-дъем
конь-ки работа Незнайки
зме-я
ле-йка
ва-нна
Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?
- Нет!
- Какая задача стоит перед вами?
-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.
Проверка №1
-Что нужно сделать после написания?
-Проверить!
-Как?
-По алгоритму
Проверка №2
-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.
( Объяснение:
Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.
- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?
-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.
-К какой группе правил относится эта ошибка?
-Правописание имен собственных.
-Молодцы!
-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»
- А кто еще может ошибаться?
-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.
Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– А итог урока нам поможет подвести тест.
– Возьмите фишки красного и жёлтого цвета:
если вы согласны с ответом покажите зеленый цвет;
если вы не согласны с ответом покажите фишку красного цвета.
Тест.
Как переносятся слова? (Слайд )
а) по слогам;
б) как поместятся.
Можно ли переносить одну букву? (Слайд )
а) да;
б) нет.
Оставлять одну букву на строчке? (Слайд )
а) да;
б) нет.
Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания? (Слайд)
а) да;
б) нет.
– Если вы показали все фишки зеленого цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно.
– Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы.
Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
– Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок!