kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правила переноса слов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    Краткая аннотация. 
Тип урока: Открытие нового знания;
      Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

2.    Учебник «Русский язык», 1 класс,  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.             
    
3.    Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

 Полное описание разработки

цель: 
изучении правил переноса слов      
планируемые результаты: 
предметные:
 переносит слова с одной строки на другую по   алгоритму
личностные:
•    проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 
•    понимает причины успеха в учебной деятельности
 Универсальные учебные действия:
регулятивные
•    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•    учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
•    использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
•    делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
•    составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
•    слушает и понимает речь других;
•    договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
                                       
                                                    Ход урока.

Организационный этап. 

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно  поможет вам  на уроке.

- Отгадайте загадку:
     Есть у радости подруга
     В виде полукруга
     На лице она живет
     То куда-то вдруг уйдет
     То внезапно возвратится
     Грусть тоска её боится.
                                                          (улыбка)
- Подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.

Работа в тетради.
 
1.    Сядьте правильно, откройте тетради на странице 9, возьмите правильно ручку, запишите число: 4 марта.
2.    Чистописание.
3.    - Отгадайте загадку:
4.    Сама ползёт, на себе дом везёт. (Улитка)

-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

-Нарисуем улитку на строчке. 
(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)

-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)
- Итак, мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. А есть ли такие заглавные буквы и почему?

( Этих  заглавных букв нет, так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы.)

- Почему эти буквы встретились сегодня вместе?

( В написании этих букв есть одинаковые элементы.)

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании  этих букв, на соединения с другими буквами.    Запишите   буквы    и    соединения     по  образцу, подчеркните самую красивую букву и запишите ее в окошко домика.

        3. Работа с рядом слов:
Прочитайте слово, в котором:
-  ь – разделительный
- ь – обозначает мягкость согласного звука
- есть хитрые буквы, почему хитрые?
- состоит из 3 слогов
- из 2 слогов
- односложные слова.
Какие знания понадобились?
(Роль Ь, правило определения слогов.)
Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
( Обозначить гласные буквы)
Обозначим.
   
Актуализация знаний.

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

Да, переносить слова надо по правилам. 
Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?  
( Мы научимся переносить слова.)

IIΙ. Применение знаний. 
- Назовите тему нашего урока. Слайд
- «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.

- А для чего это нужно?

( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)

- По какому плану будем работать?

( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)

4.  Целеполагание.
В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное становится явным». Слайд
- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса. 
(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)

- Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.

- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)

-Как же мы переносили слова? (по слогам) 
(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам»)

-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?

- Для решения этой проблемы выполним задания.

1.    «Открытие» новых знаний.
Сейчас вы будете работать в группах
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
(слайд ) 
     1. Прочитать слова
     2. Обратить внимание на выделенные буквы
3.    Посмотреть, где стоит знак переноса
4.    Сформулировать правило переноса слов.

Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Правило переноса слов.
Сколько правил у нас получится?
Сколько групп, столько и правил

 (Работа в группах. Проверка заданий)


- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?
Слушаем результаты работы групп.

Слушаем первую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. 
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

Вы согласны с выводом группы?

Слушаем вторую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило  под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку

Вы согласны с выводом группы?

Слушаем третью  группу. Слайд 
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? 
( 4 правило  под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку»)
Вы согласны с выводом группы?

Слушаем четвёртую группу. Слайд 
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод 
(5 правило  под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»
Вы согласны с выводом группы?

- Сколько правил мы открыли?
- Проговорим их ещё раз.
Этих правил только пять,
Кто их знает – тому «пять».
                         
                                           (Стихотворение «Перенос»)

- Всё ли тайное стало явным? 

Дидактическая игра:

- Я называю слова. Если слово можно перенести - поднимаете руки вверх, если нельзя перенести - приседаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла)

Первичное закрепление.
К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. Он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.
о-гонь  
по-дъем 
конь-ки              работа Незнайки
зме-я   
ле-йка 
ва-нна 

Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?
- Нет!

- Какая задача стоит перед вами?

-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным  переносом.

Проверка №1
-Что нужно сделать после написания?
-Проверить!
-Как?
-По алгоритму 
Проверка №2
-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.
( Объяснение:
Слово «огонь»  Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.

- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?
-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной. 
-К какой группе правил относится эта ошибка?
-Правописание имен собственных.
-Молодцы!

-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса» 

- А кто еще может ошибаться?
-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться. 

Рефлексия.
     Услышим скоро мы звонок,
     Пора заканчивать урок. 

– А итог урока нам поможет подвести тест.
– Возьмите  фишки красного и жёлтого цвета:
если вы согласны с ответом покажите зеленый цвет; 
если вы не согласны с ответом покажите фишку красного цвета. 

Тест.
Как переносятся слова? (Слайд )
а) по слогам;
б) как поместятся. 
Можно ли переносить одну букву? (Слайд )
а) да;
б) нет. 
Оставлять одну букву на строчке? (Слайд )
а) да;
б) нет. 
Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания? (Слайд)
а) да;
б) нет. 
– Если вы показали все фишки зеленого цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно. 
– Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы. 

Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

– Вы сегодня молодцы.  Спасибо за урок! 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Правила переноса слов". »















Урок русского языка, 1 класс

Тема: Правила переноса слов

  1. Краткая аннотация.
    Тип урока: Открытие нового знания;

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология


  1. Учебник «Русский язык», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

  1. Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая


 Полное описание разработки


цель:

изучении правил переноса слов

планируемые результаты:

предметные:

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока.



Организационный этап.


- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.


- Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится.

(улыбка)

- Подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.


Работа в тетради.

  1. Сядьте правильно, откройте тетради на странице 9, возьмите правильно ручку, запишите число: 4 марта.

  1. Чистописание.

  2. - Отгадайте загадку:

  3. Сама ползёт, на себе дом везёт. (Улитка)


-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?


-Нарисуем улитку на строчке.

(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)


-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)

- Итак, мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. А есть ли такие заглавные буквы и почему?


( Этих заглавных букв нет, так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы.)


- Почему эти буквы встретились сегодня вместе?


( В написании этих букв есть одинаковые элементы.)


- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. Запишите буквы и соединения по образцу, подчеркните самую красивую букву и запишите ее в окошко домика.


3. Работа с рядом слов:

Прочитайте слово, в котором:

- ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука

- есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились?

(Роль Ь, правило определения слогов.)

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

( Обозначить гласные буквы)

Обозначим.

Актуализация знаний.


- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?


Да, переносить слова надо по правилам.

Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

( Мы научимся переносить слова.)


IIΙ. Применение знаний.

- Назовите тему нашего урока. Слайд

- «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.


- А для чего это нужно?


( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)


- По какому плану будем работать?


( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)


4. Целеполагание.

В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное становится явным». Слайд

- Как вы понимаете эти слова?


- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.

(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)


- Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.


- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)


-Как же мы переносили слова? (по слогам)

(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком «Слова переносятся по слогам»)


-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?


- Для решения этой проблемы выполним задания.


  1. «Открытие» новых знаний.

Сейчас вы будете работать в группах

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

(слайд )

1. Прочитать слова

2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса

  2. Сформулировать правило переноса слов.


Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Правило переноса слов.

Сколько правил у нас получится?

Сколько групп, столько и правил


(Работа в группах. Проверка заданий)



- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?

Слушаем результаты работы групп.


Слушаем первую группу. Слайд

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)


Вы согласны с выводом группы?


Слушаем вторую группу. Слайд

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку


Вы согласны с выводом группы?


Слушаем третью группу. Слайд

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком «Буква й не переносится на следующую строку»)

Вы согласны с выводом группы?


Слушаем четвёртую группу. Слайд

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

(5 правило под 5 вопросительным знаком «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»

Вы согласны с выводом группы?


- Сколько правил мы открыли?

- Проговорим их ещё раз.

Этих правил только пять,

Кто их знает – тому «пять».

(Стихотворение «Перенос»)


- Всё ли тайное стало явным?


Дидактическая игра:


- Я называю слова. Если слово можно перенести - поднимаете руки вверх, если нельзя перенести - приседаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла)


Первичное закрепление.

К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. Он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

о-гонь

по-дъем

конь-ки работа Незнайки

зме-я

ле-йка

ва-нна


Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?

- Нет!


- Какая задача стоит перед вами?


-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.


Проверка 1

-Что нужно сделать после написания?

-Проверить!

-Как?

-По алгоритму

Проверка 2

-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.

( Объяснение:

Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.


- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?

-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

-К какой группе правил относится эта ошибка?

-Правописание имен собственных.

-Молодцы!


-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»


- А кто еще может ошибаться?

-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.


Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.


– А итог урока нам поможет подвести тест.

– Возьмите фишки красного и жёлтого цвета:

если вы согласны с ответом покажите зеленый цвет;

если вы не согласны с ответом покажите фишку красного цвета.


Тест.

Как переносятся слова? (Слайд )
а) по слогам;
б) как поместятся.

Можно ли переносить одну букву? (Слайд )
а) да;
б) нет.

Оставлять одну букву на строчке? (Слайд )
а) да;
б) нет.

Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания? (Слайд)
а) да;
б) нет.

– Если вы показали все фишки зеленого цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно.

– Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы.


Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.


– Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок!











(Дополнитнльный материал)

Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас я предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Лейка, угольки, осень, речка, лист, белочка (хором).



2 уровень (голубая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Лес ок, по – лянка, шляп - ка, и юль, ле – то, ёж ик, лужайка, окунь – ки, де ньки (1 человек называет).



3 уровень (розовая карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок.

(1 человек называет)


- Какие тайны переноса мы сегодня узнали? Что было самым интересным? А трудным?


- Кто из ребят нашего класса помог сделать открытия? Похлопаем им.


- На вашем столе лежат два нарисованных человечка. Если вы довольны своей работой на уроке, если у вас хорошее настроение, покажите улыбающегося человечка, если у вас пока не всё получалось удачно - покажите задумчивого человечка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
конспект урока на тему "Правила переноса слов".

Автор: Покатова Наталья Аркадьевна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока на тему:«Деление слов на слоги. Правила переноса слов». "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-slov-na-sloghi-pravila-pierienosa-slov"
    ["file_id"] => string(6) "142271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418242500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка с применением ЭОР"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "248387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446721485"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока на тему "Слог. Перенос слова" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slogh-pierienos-slova"
    ["file_id"] => string(6) "179246"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424964677"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Как переносить слова с одной строки на другую?" "
    ["seo_title"] => string(48) "kak-pierienosit-slova-s-odnoi-stroki-na-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "104256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402679562"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему " Как переносить слова с одной строки на другую?" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kak-pierienosit-slova-s-odnoi-stroki-na-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "130663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415967497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства