1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! Читаю стихотворение …Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Ее по множеству примет. -Назовите слова, которые выделила интонационно - Какой частью речи являются данные слова? - Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока Запись даты и темы урока - Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. Создает проблемную ситуацию Работа с предложением. Такой день наступит скоро. - Понятен ли вам смысл этого предложения? - Кто или что он такой? - Когда он наступит? - Какое получилось предложение? -Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько? - Чем отличаются местоимения от данных частей речи? Самостоятельная работа в парах. Задача. Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости. - Какие морфологические признаки имеет местоимение? … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) Как называет местоимение Реформатский? Почему? Работа со словосочетаниями. - В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями. Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке. - Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: им, наш, несколько. - Определите морфологические признаки этих местоимений. - К какому выводу пришли? Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Текст (отрывок) песни на слайде. Какие местоимения употреблены в песне? Почему они так называются? Какова их особенность? Работа в группах. --Чтобы лучше чувствовать плечо друга в пути, мы сегодня работаем в группах. Девиз как всегда: «Один за всех, все за одного». Выписать местоимения:1 гр. 1лицо, 2 гр.- 2л, 3 гр.-3л. Выполнять учебное задание, используя алгоритм - Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? - На стр. 43 прочитайте текст упражнения 128 - Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте? - Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим? - Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? - Выполните это задание, в парах оцените результат. - Выразительно прочитайте текст. Какую картину представили? - Определите стиль и тип речи. - Озаглавьте текст. - Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания. С какими орфограммами и пунктограммами они связаны? - Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так? Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова? Какую роль в тексте выполняют местоимения? Выполните синтаксический разбор предложения. Она осторожно прижалась к моей руке и стала тихонько повизгивать - Каким членом предложения является местоимение? - Определите синтаксическую роль местоимения во втором предложении - Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте. ( + - справился хорошо +- - думаю, что допустил ошибки - - мне трудно, я пока не справился.) Фронтальная проверка. - Кому из вас потребовалась помощь? - На каком этапе работы? - По алгоритму возникли затруднения? - Пометьте в справочных тетрадях тему для повторного разбора. -О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями - наш урок будет посвящен местоимению - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают предложение в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы. Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос. Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений Читают предложение. Воскресный день наступит скоро. Отвечают. Вместо прилагательного воскресный существительного день наречие скоро Записывают высказывание в тетради. Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают. Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его. Записывают в тетрадь. Проверка по эталону. Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают Выполняют упражнения Личные Они указывают на лицо. Работают в группах, выполняют задание. Правильность выполнения задания проверяют по эталону. Отвечают. 1. Прочитаю предложение 2. Спишу в тетрадь. 3. Выделю грамматическую основу. 4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения. 5. Определю, каким членом предложения оно является. Подчеркну. Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным. Читают текст. Я заблудился. Приближалась ночь. За лесом ничего не было видно. Я выстрелил в воздух, но не получил никаких ответных сигналов. В темноте я залез в какой-то бурелом, но всё-таки умудрился из него выбраться. Вдруг послышался треск сучьев и чьё-то прерывистое дыхание. Какой-то зверь бежал прямо на меня. Кем он мог оказаться? Я почувствовал, как животное подошло ко мне и лизнуло меня. Это возвращалась моя собака. Она осторожно прижалась к моей руке и стала тихонько повизгивать. Без своей собаки я ни за что не нашел бы дороги домой. (по В. Арсеньеву) Отвечают. Работают с текстом. Несколько раз повторяется слово березка. Заменить слово березка местоимением. Работают самостоятельно, сверка с эталоном. Являются средством связи между предложениями в тексте. Выполняют синтаксический разбор. В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением. Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Р8 |