Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления
Знание только тогда знание, когда оно обретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Развиваю творческие способности личности школьника через использование элементов технологии критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с информацией. При применении данной технологии информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Необходимо умение не только овладевать информацией, но и критически ее оценивать, осмысливать, применять. Встречаясь с новой информацией, должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
Проведение подобных уроков проходит три стадии.
1 стадия- стадия вызова. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе)
Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- есть вопросы.
Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.
Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.
« Кластеры»
Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Деепричастие
Признаки глагола Признаки наречия
Сов. В. Несов. В. Не изменяется Явл. обстоят.
«Ведение бортовых журналов» эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:
Известная информация
Новая информация
«Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
«Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Тема «Местоимение»
- Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
- В предложении местоимения бывают только подлежащим.
- В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
- Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
- Местоимения изменяются по падежам и числам.
- В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
«Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание…
3) Все ассоциации учитель записывает на доске
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.
Тема «Написание ы-и после Ц»
Для того чтобы дети легче запомнили слова-исключения, запоминаем следующее предложение: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыпленка «Цыц»!
Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.
Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»
«Синквейн»
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк
Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Тарас Бульба
Мудрый, мужественный,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится Отчизна
Герой
«Инсерт»
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что
они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка его усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.