kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развивать интеллектуальные способности на уроке русского языка

   Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него  чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

    Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках технологии.

На мой взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.

I. Игры на комбинирование предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

II. Игры на планирование направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие - позже.

III. Игры на формирование умения анализировать предусматривает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.

    Я перед собой ставлю задачу не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка математики, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Рассмотрим интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития интеллекта.

В системе интеллектуальных игр упражнений важное место занимают те, которые направлены на развитие распределения внимания, существенно влияющие на формирование орфографической зоркости.

Первый комплекс формирует устойчивость внимания, мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Ударные и безударные гласные".

Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через одну минуту после предъявления учитель закрывает второе слово каждой пары). Ориентируясь на

первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик второе слово. Подберите к ним проверочные  слова и напишите их. Орфограммы подчеркните.

мост р-ка

шум в-да

лес гр-бы

гвоздь д-ска

Постепенно увеличивается количество пар.

Второй комплекс формирует речь, устойчивость и распределение внимания, память, умение осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. Пример задания, выполняемого в рамках темы: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте.

(М.м) аршак (П. п)оэт

(П, п) оэт (М, м)ихаил

(А., а) лексей ( Б,б) орисов

(Р,р) епин (С.с) ергей

(С,с) еменов (И,и )ванов.

При проверке большинства упражнений от учащихся требуется полный, развернутый и  доказательный ответ.

Третий комплекс развивает речь, внимание, творческое воображение, языковую интуицию, мышление. Пример задания, выполняемого в рамках темы "Род имен существительных".

Внимательно рассмотрите буквы.

1) р о е к к у а н ь

2) к о о з г е о р л о д

3) м м а е л д и в е н д а ь

Используя эти слова, отгадайте загадки:

1.Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь).

2. Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).

3. Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).

Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличие. Напишите слова, группируя их по родам.

Важной особенностью комплексных интеллектуальных упражнений является универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или повторить сразу несколько изученных тем. Это ярко просматривается в упражнении с формируемым комплексом 4 (речь, устойчивость внимания, распределение внимания, мышление, умение осуществлять операции сравнения, исключения, составлять рассуждение).

Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Глагол».

Прочитайте слова. Исключите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.

Разрушае …, гл . дят, дружба, подсч . таеш . , надпишеш . , накормиш . .

Часто при составлении и проведении рассматриваемого типа упражнений используются различные шифры, схемы. Это дает возможность вместе с другими качествами интеллекта развивать одно из самых слабых составляющих интеллекта младшего школьника - абстрактное мышление. Пример задания выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных».

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. Определите склонение имен существительных.

Исходный материал. Шифр.

холод-жара 1)школа-учитель

лес-степь 2) озеро-река

ложь-правда 3) трусость- храбрость.

лес- тигр

море-корабль

яблоко- вишня

стакан-вода

дуб-береза

Четвертый комплекс развивает речь, объем, внимание, память, мышление, умение осуществлять группировку. Тема «Местоимение 3-го лица».

Прочитайте. Объедините в группы пары слов, в которых:

а) нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;

б) нет местоимений мужского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;

в) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени.

Он оценил, она готовит, оно подъедает, он заземлил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, он объяснит, оно съежится, он смешал, она велит, она завтракает.

Пятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, память, мышление, наблюдательность, сообразительность . Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Внимательно прочитайте и проанализируйте запись. Найдите закономерность.

1) узкая, сладкая …

2) тяжелое, далекое …

3) местный, грустный …

Слова для справок: веселая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный.

Вариант ответа ученика: надо дополнить каждую группу слов по двум признакам: род имен прилагательных и по орфограммам.

Шестой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное мышление. Тема «Имя существительное».

Соедините между собой пары слов, подходящих по смыслу, используя пример: диван-мебель. К каждому слову задайте вопрос кто? или что? Вставьте пропущенные буквы.

лещ цв . ток

т . релка птица

с . рока п . суда

ландыш рыба.

Седьмой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, умение обобщать, умение устанавливать последовательность подчинения понятий. Тема «Число имен существительных».

Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий одно общее. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и число имен существительных.

п . н . дельник, ч . тверг-?

су .. ота, в . скресенье -? / ?

Восьмой комплекс развивает речь, устойчивость и сосредоточенность внимания, логическое мышление, память, способность устанавливать связи. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова». В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины.

Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, замените их другими близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы.

1) Мур (а,о)вьи приносят лесу б(о,а)льшую пол(ь,-)зу. Мур(а,о)вьи уничт(а,о)жают личинок вредных насекомых.

2) С(а,о)ва и филин охотятся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(з,с) с (о,а)вы и филина ярок и неприятен.

Девятый комплекс развивает речь, устойчивость и объем внимания, логическое и абстрактное мышление, умение находить равнозначные понятия. Тема «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

Прочитайте. Соедините между собой равнозначные понятия. Напишите их. Выделите в прилагательных окончания. Укажите род и падеж имен прилагательных.

черно . золото воскресенье

естествен . спутник земли квадрат

поле . укрытие от снарядов голубой кит

самое больш . животное в мире блиндаж

последн . день недели луна

равносторонн . прямоугольник нефть

Перед выполнением упражнений, содержащих в задании новый для учащихся термин, учитель в доступной форме объясняет его значение. Равнозначными являются понятия, называющие разными словами один предмет.

Десятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, логическое мышление, умение различать общие и единичные понятия, осуществлять группировку слов и словосочетаний. Тема «3 склонение имен существительных».

Прочитайте. Разделите существительные на группы. В первую группу напишите единичные понятия, во вторую группу - общие. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

П . ртрет, луна с . м . лет,первый к . см . навт, т . л . фон, тракт . р, Рос . ия, уч . тель, ст . лица, М . сква, стр . на, Венера, гор . д, Солнечная система, пр .зидент, к . мбайн, Красная площадь, первый учитель.

Пояснения для учащихся: единичными называется понятия, которые обозначают только один, неповторимый предмет. Общим называется понятие, которое обозначает целый ряд родственных предметов.

Практический опыт использования интеллектуальных игр показал однозначный результат: возрастающий интерес учащихся к предмету, частое проявление у школьников положительных эмоций, обеспечение высокой активности учащихся на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" »

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи — явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи. В течение ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г. А. Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляется за счет:

• введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

• увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

• расширения объема работы с понятиями и терминами;

•включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (чистописание, словарно-орфографическая работа, физкультминутки).

Однако меняется методика проведения каждого этапа урока.

В 1-м классе вводится новый этап – мобилизующий. Цель – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2 – 4 минуты и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: наглядно-действенный, наглядно-образный или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.

(Пример для 1 класса) Изменились структура и методика проведения минутки чистописания. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная фаза, в свою очередь, состоит из двух частей:

® Определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

® Формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приёмов, меняющихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма.

Для проведения второй части подготовительной фазы учитель пишет на доске цепочку букв, для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагает детям очередное задание.

На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

(Пример 3 класса )

¨ В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения.

К изменениям относится введение мини-мобилизирующей части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С

помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. От урока к уроку задания и их принцип составления меняются. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяет новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной деятельности.

(Пример для 2 класса)

¨ Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Она представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбирается 12 – 15 языковых единиц по изучаемой теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

¨ Изменён взгляд в новой системе и на учётно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов. Функция контроля знаний здесь также сочетается с интеллектуальным развитием учащихся. Так, для проведения словарного диктанта учитель подбирает необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например:

корова – молоко

завод – рабочий

ученик – тетрадь

класс - учитель

Каждую цепочку, состоящую из двух слов, учитель повторяет 1 раз (о чём предварительно предупреждает учащихся); делает паузу, во время которой дети записывают, то что запомнили; читает новую цепочку из 2 слов и опять делает паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока все слова , запланированные для диктанта, не будут записаны. Потом дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность их написания.

При проведении текстового диктанта помимо сохранения необходимого для данного периода обучения количества орфографических единиц и общего количества слов учитель учитывает количество слов в предложении. Каждое предложение прочитывается дважды (о чём предварительно предупреждает учащихся). После первого прочтения школьники пишут предложение, после второго – проверяют его.

Данная методика, наряду с совершенствованием орфографической зоркости, развивает внимание, различные виды памяти, умение глубоко сосредоточиться на одном объекте определённый период времени.

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности, учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.













Как развивать интеллектуальные способности младших школьников на уроке русского языка

Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках технологии.

На мой взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.

I. Игры на комбинирование предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

II. Игры на планирование направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие - позже.

III. Игры на формирование умения анализировать предусматривает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.

Я перед собой ставлю задачу не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка математики, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Рассмотрим интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития интеллекта.

В системе интеллектуальных игр упражнений важное место занимают те, которые направлены на развитие распределения внимания, существенно влияющие на формирование орфографической зоркости.

Первый комплекс формирует устойчивость внимания, мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Ударные и безударные гласные".

Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через одну минуту после предъявления учитель закрывает второе слово каждой пары). Ориентируясь на

первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик второе слово. Подберите к ним проверочные слова и напишите их. Орфограммы подчеркните.

мост р-ка

шум в-да

лес гр-бы

гвоздь д-ска

Постепенно увеличивается количество пар.

Второй комплекс формирует речь, устойчивость и распределение внимания, память, умение осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. Пример задания, выполняемого в рамках темы: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте.

(М.м) аршак (П. п)оэт

(П, п) оэт (М, м)ихаил

(А., а) лексей ( Б,б) орисов

(Р,р) епин (С.с) ергей

(С,с) еменов (И,и )ванов.

При проверке большинства упражнений от учащихся требуется полный, развернутый и доказательный ответ.

Третий комплекс развивает речь, внимание, творческое воображение, языковую интуицию, мышление. Пример задания, выполняемого в рамках темы "Род имен существительных".

Внимательно рассмотрите буквы.

1) р о е к к у а н ь

2) к о о з г е о р л о д

3) м м а е л д и в е н д а ь

Используя эти слова, отгадайте загадки:

1.Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь).

2. Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).

3. Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).

Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличие. Напишите слова, группируя их по родам.

Важной особенностью комплексных интеллектуальных упражнений является универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или повторить сразу несколько изученных тем. Это ярко просматривается в упражнении с формируемым комплексом 4 (речь, устойчивость внимания, распределение внимания, мышление, умение осуществлять операции сравнения, исключения, составлять рассуждение).

Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Глагол».

Прочитайте слова. Исключите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.

Разрушае …, гл . дят, дружба, подсч . таеш . , надпишеш . , накормиш . .

Часто при составлении и проведении рассматриваемого типа упражнений используются различные шифры, схемы. Это дает возможность вместе с другими качествами интеллекта развивать одно из самых слабых составляющих интеллекта младшего школьника - абстрактное мышление. Пример задания выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных».

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. Определите склонение имен существительных.

Исходный материал. Шифр.

холод-жара 1)школа-учитель

лес-степь 2) озеро-река

ложь-правда 3) трусость- храбрость.

лес- тигр

море-корабль

яблоко- вишня

стакан-вода

дуб-береза

Четвертый комплекс развивает речь, объем, внимание, память, мышление, умение осуществлять группировку. Тема «Местоимение 3-го лица».

Прочитайте. Объедините в группы пары слов, в которых:

а) нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;

б) нет местоимений мужского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;

в) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени.

Он оценил, она готовит, оно подъедает, он заземлил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, он объяснит, оно съежится, он смешал, она велит, она завтракает.

Пятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, память, мышление, наблюдательность, сообразительность . Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Внимательно прочитайте и проанализируйте запись. Найдите закономерность.

1) узкая, сладкая …

2) тяжелое, далекое …

3) местный, грустный …

Слова для справок: веселая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный.

Вариант ответа ученика: надо дополнить каждую группу слов по двум признакам: род имен прилагательных и по орфограммам.

Шестой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное мышление. Тема «Имя существительное».

Соедините между собой пары слов, подходящих по смыслу, используя пример: диван-мебель. К каждому слову задайте вопрос кто? или что? Вставьте пропущенные буквы.

лещ цв . ток

т . релка птица

с . рока п . суда

ландыш рыба.

Седьмой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, умение обобщать, умение устанавливать последовательность подчинения понятий. Тема «Число имен существительных».

Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий одно общее. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и число имен существительных.

п . н . дельник, ч . тверг-?

су .. ота, в . скресенье -? / ?

Восьмой комплекс развивает речь, устойчивость и сосредоточенность внимания, логическое мышление, память, способность устанавливать связи. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова». В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины.

Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, замените их другими близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы.

1) Мур (а,о)вьи приносят лесу б(о,а)льшую пол(ь,-)зу. Мур(а,о)вьи уничт(а,о)жают личинок вредных насекомых.

2) С(а,о)ва и филин охотятся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(з,с) с (о,а)вы и филина ярок и неприятен.

Девятый комплекс развивает речь, устойчивость и объем внимания, логическое и абстрактное мышление, умение находить равнозначные понятия. Тема «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

Прочитайте. Соедините между собой равнозначные понятия. Напишите их. Выделите в прилагательных окончания. Укажите род и падеж имен прилагательных.

черно . золото воскресенье

естествен . спутник земли квадрат

поле . укрытие от снарядов голубой кит

самое больш . животное в мире блиндаж

последн . день недели луна

равносторонн . прямоугольник нефть

Перед выполнением упражнений, содержащих в задании новый для учащихся термин, учитель в доступной форме объясняет его значение. Равнозначными являются понятия, называющие разными словами один предмет.

Десятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, логическое мышление, умение различать общие и единичные понятия, осуществлять группировку слов и словосочетаний. Тема «3 склонение имен существительных».

Прочитайте. Разделите существительные на группы. В первую группу напишите единичные понятия, во вторую группу - общие. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

П . ртрет, луна с . м . лет,первый к . см . навт, т . л . фон, тракт . р, Рос . ия, уч . тель, ст . лица, М . сква, стр . на, Венера, гор . д, Солнечная система, пр .зидент, к . мбайн, Красная площадь, первый учитель.

Пояснения для учащихся: единичными называется понятия, которые обозначают только один, неповторимый предмет. Общим называется понятие, которое обозначает целый ряд родственных предметов.

Практический опыт использования интеллектуальных игр показал однозначный результат: возрастающий интерес учащихся к предмету, частое проявление у школьников положительных эмоций, обеспечение высокой активности учащихся на уроке.



















Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой. Изменения содержания осуществляются за счёт:

--введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

--увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

--включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Даже физминутки проводятся с дидактическим заданием по теме урока, с небольшой мыслительной нагрузкой. Её задание составляется не только учителем. Периодически такое право предоставляется детям. Такие физминутки не разрывают, а, наоборот, соединяют между собой структурные части урока. Они насыщены положительными эмоциями, снимают у детей напряжение, обеспечивают разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы урока.

Например: На доске слова:делать, сделать, написать, списать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз. Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слова, которые имеют приставку, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором нет приставки, приседаете.

Изменения в структуре и методике проведения чистописания.

В структуре выделяется две фазы: подготовительная и исполнительная.

Например: На доске слова: нос, лак, лён. Предлагаю детям выполнить следующее задание: прочитайте слова, определите букву, которую мы будем писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? Учащиеся должны дать полный ответ на 2 поставленных вопроса, не нарушая их последовательности.

2-ой этап. Пишу на доске цепочку букв (на каждом уроке составляю её по новому принципу) и предлагаю детям определить порядок написания букв в данном ряду. Постепенно задания усложняются.

На доске слова: лампа, ветка, отлетел. Задание. Определите букву, которую будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в

нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект преследуется и во время проведения словарно-орфографической работы. Использую разные приёмы. Один из них использование шифров и кодов. Систематическая работа с шифрами, кодами позволяет формировать абстрактное мышление.

На доске дана запись:

12 1 26 1 (каша)

16 3 7 19( ? )

Определите способ кодирования слова каша. С его помощью найдите новое слово, с которым познакомимся на уроке.

Подберите родовое понятие к слову овёс. Далее даётся определение, применение, зачитываются пословицы.

Иногда отсутствуют координирующие установки учителя. Это заставляет детей более напряжённо и сосредоточенно мыслить, мобилизовать волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.

Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

. . . . . . .

О З А Б В Т Е Р А Д К

. . . .

Какие это слова? Как вы их определили?

Найдите смысловое сходство, различие.

Специфика изучения нового материала. На этапе изучения нового материала предпочтение отдаётся частично-поисковому методу. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала разные виды обобщения. Может быть, по заранее составленному учителем плану. Или использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал.

При закреплении материала подбираются такие задания, которые способствуют формированию таких интеллектуальных качеств как: сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, формирование понятий «род», «вид» и установление характера их взаимосвязи.

Таким образом, задания несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к русскому языку.

Уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников. Возрастает роль самих учащихся в организации учебной деятельности.

Используются такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это, в свою очередь, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка"

Автор: Джумагулова Дина Шаймуратовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства