kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Янкиной Ольги Ивановны.
«Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»).

Технология проблемно-диалогического обучения – здоровье сберегающая технология, так как обучение строится с учетом интересов ученика.

Она разработана на основе проблемного обучения ( И.А. Ильницкая, В.Т.Кудрявцев,М.И. Махмутов) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.)

Проблемно-диалогическая технология опробована и реализуется в образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе. Соблюдая преемственность и перспективность обучения и воспитания учащихся в среднем звене, я использую эту технологию, работая в 5 классе по программе и учебникам, составленным следующими авторами: Р. Н. Бунеевым, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучевым.

Используя диалог, работаю над развитием логического мышления, творческие способности учащихся, используя такие деятельностные шаги, как самоопределение к деятельности, актуализацию знаний и фиксацию затруднения в деятельности, постановку задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление в речи, самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексию деятельности.

Учебная проблема существует в двух основных формах: тема урока, не совпадающий с темой вопрос, ответом на который являются новые знания.

Поставить проблему – значит помочь сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Например, после чтения сказки «Умные спорщики», где употреблены неопределенные и отрицательные местоимения, а дети знакомы уже с неопределенными местоимениями, в результате диалога приходят к выводу, какая будет тема урока и записывают ее. Тема урока «Отрицательные местоимения».

Тема урока «Имя существительное в роли обстоятельства» Не сходный с темой урока вопрос «Как отличить обстоятельства от дополнений?»

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивированным приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из следующих действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к формированию учебной проблемы; 3) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Пример. Фрагмент урока русского языка «Неопределенные местоимения-существительные».

Этапы урока

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы.

Постановка проблемы через побуждающий диалог.

Прием: столкновение мнений.

Чтение текста «Умные спорщики» учителем.

Задание: запишите местоимения, знакомые вам.

-О чем эта сказка?

Что вас удивило?

 

-Какие местоимения вы выписали?

-Какие местоимения вы знаете?

-Как называются эти местоимения?

-А еще какие местоимения есть в тексте?

 

Учитель открывает образец записи отрицательных местоимений.

-Что они выражают?

 

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Записываем тему урока.

 

Ученики на обратной стороне доски и в тетрадях записывают местоимения.

 

 

-Спорщики глупые, спорить им было не о чем.

 

Называют местоимения.

 

-Некто, нечто, кто-то, как-то, кого-то.

Неопределенные.

 

Одни ученики затрудняются ответить, но будут и такие, которые назовут: «некто», «нечто»

Дети читают: - Никто, нечего, не о чем.

 

 

Отрицание или отсутствие предмета или лица.

 

 

Отрицательные местоимения.

Решение проблемы.

Проблема не сходный с темой урока вопрос.

-Как пишутся отрицательные местоимения – существительные с приставками НЕ и НИ?

-Какие есть идеи?

 

 

 

-Когда отрицательные местоимения пишутся в три слова?

Давайте изменим по падежам слово НИКТО.

 

 

 

 

-Кто видит ошибку?

 

-Почему? Что такое О?

 

-Заключите предлог в треугольник. Подчеркните пробелы.

 

 

 

 

 

-Пишутся слитно, как в образце учителя, так же, как неопределенные местоимения.

 

 

 

 

 

Учащиеся склоняют местоимений на обратной стороне доски, затем проверяют друг у друга.

- В.п. ниоком, а нужно писать НИ О КОМ.

-Это предлог. Он разделяет приставку и местоимение.

Записываем местоимения с предлогами (исправленный на доске вариант) в тетради: НИ С КОГО, НИ К КОМУ, НИ С КЕМ.

Использовала подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивированным ответом.

Положительное: диалог «учитель-ученик» снижает перегрузку монологической речи. Темп обучения не убыстряется, самооценка учащихся не снижается, навыки, полученные в начальном звене, не теряются. Формируя универсальные учебные действия, можно использовать алгоритм, план, схему понятия, проговаривание алгоритма вслух за учителем. Очень важны самоанализ, самооценка.


 


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»). »

«Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»).

Технология проблемно-диалогического обучения – здоровье сберегающая технология, так как обучение строится с учетом интересов ученика.

Она разработана на основе проблемного обучения ( И.А. Ильницкая, В.Т.Кудрявцев,М.И. Махмутов) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.)

Проблемно-диалогическая технология опробована и реализуется в образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе. Соблюдая преемственность и перспективность обучения и воспитания учащихся в среднем звене, я использую эту технологию, работая в 5 классе по программе и учебникам, составленным следующими авторами: Р. Н. Бунеевым, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучевым.

Используя диалог, работаю над развитием логического мышления, творческие способности учащихся, используя такие деятельностные шаги, как самоопределение к деятельности, актуализацию знаний и фиксацию затруднения в деятельности, постановку задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление в речи, самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексию деятельности.

Учебная проблема существует в двух основных формах: тема урока, не совпадающий с темой вопрос, ответом на который являются новые знания.

Поставить проблему – значит помочь сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Например, после чтения сказки «Умные спорщики», где употреблены неопределенные и отрицательные местоимения, а дети знакомы уже с неопределенными местоимениями, в результате диалога приходят к выводу, какая будет тема урока и записывают ее. Тема урока «Отрицательные местоимения».

Тема урока «Имя существительное в роли обстоятельства» Не сходный с темой урока вопрос «Как отличить обстоятельства от дополнений?»

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивированным приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из следующих действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к формированию учебной проблемы; 3) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Пример. Фрагмент урока русского языка «Неопределенные местоимения-существительные».

Этапы урока

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы.

Постановка проблемы через побуждающий диалог.

Прием: столкновение мнений.

Чтение текста «Умные спорщики» учителем.

Задание: запишите местоимения, знакомые вам.

-О чем эта сказка?

Что вас удивило?



-Какие местоимения вы выписали?

-Какие местоимения вы знаете?

-Как называются эти местоимения?

-А еще какие местоимения есть в тексте?



Учитель открывает образец записи отрицательных местоимений.

-Что они выражают?



-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Записываем тему урока.


Ученики на обратной стороне доски и в тетрадях записывают местоимения.





-Спорщики глупые, спорить им было не о чем.



Называют местоимения.



-Некто, нечто, кто-то, как-то, кого-то.

Неопределенные.



Одни ученики затрудняются ответить, но будут и такие, которые назовут: «некто», «нечто»

Дети читают: - Никто, нечего, не о чем.





Отрицание или отсутствие предмета или лица.





Отрицательные местоимения.

Решение проблемы.

Проблема не сходный с темой урока вопрос.

-Как пишутся отрицательные местоимения – существительные с приставками НЕ и НИ?

-Какие есть идеи?







-Когда отрицательные местоимения пишутся в три слова?

Давайте изменим по падежам слово НИКТО.









-Кто видит ошибку?



-Почему? Что такое О?



-Заключите предлог в треугольник. Подчеркните пробелы.











-Пишутся слитно, как в образце учителя, так же, как неопределенные местоимения.











Учащиеся склоняют местоимений на обратной стороне доски, затем проверяют друг у друга.

- В.п. ниоком, а нужно писать НИ О КОМ.

-Это предлог. Он разделяет приставку и местоимение.

Записываем местоимения с предлогами (исправленный на доске вариант) в тетради: НИ С КОГО, НИ К КОМУ, НИ С КЕМ.

Использовала подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивированным ответом.

Положительное: диалог «учитель-ученик» снижает перегрузку монологической речи. Темп обучения не убыстряется, самооценка учащихся не снижается, навыки, полученные в начальном звене, не теряются. Формируя универсальные учебные действия, можно использовать алгоритм, план, схему понятия, проговаривание алгоритма вслух за учителем. Очень важны самоанализ, самооценка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Янкина Ольга Ивановна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства