kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Виды глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока: познакомить учащихся с различением глаголов на виды по вопросам и по значению; формировать умение владеть способами действия по распознаванию видов глагола; воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Используемые методы: словесный, практический, частично поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Виды глагола», кластер «Способы образования глаголов совершенного вида», карточки.

Все практические задания объединены лексической темой «Весна».

Содержание материала предполагает организацию самостоятельной деятельности учащихся.  Основная работа носит практический характер,  что позволяет уплотнить блок заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Виды глагола" »

Токарева Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы КГУ «Токтамысская средняя школа».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды глагола».


Цели: познакомить учащихся с различением глаголов на виды по вопросам и по значению; формировать умение владеть способами действия по распознаванию видов глагола; воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Методы: словесный, практический, частично поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Виды глагола», кластер «Способы образования глаголов совершенного вида», карточки.

Лексическая тема: «Весна».


Ход урока: 1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Вы готовы к уроку?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь.

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

Психологическая установка на работу.

- Я сейчас в школе на уроке.

- Я радуюсь этому.

- Моё внимание растёт.

-Память моя крепка.

- Голова моя мыслит ясно.

- Я готов к работе.

2.Мотивационно-целевой блок.

Пора, ребята, делать новые открытия в области орфографии, в Стране Глаголов. Вам предстоит хорошенько потрудиться. Начнем!


3. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Пришла весна. По мокрым лужам зажурчали торопливые ручьи. Солнце греет по-особому ласково. Свистит, переливается на все лады молодой лес. Дышится легко и свободно. (Л.Н.Толстой).

-Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?

- Найдите и выпишите глаголы.

Какие глаголы обозначают законченность действия? (Пришла, зажурчали).

Какие глаголы обозначают незаконченность действия? (Греет, свистит, переливается, дышится).

Учащиеся пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают глаголы несовершенного и совершенного вида, затем сравнивают свои выводы с материалом учебника и слушают учителя.

Учитель:

Вы уже узнали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Упрочить эти знания вам поможет такое стихотворение:

Вид совершенный рвётся

В вопрос приставка «С».

Что сделает? Проснётся,

Умоется, поест.

Но нет приставки – значит,

Работа лишь кипит:

Решается задача, сопутствует удача –

Несовершенный вид.


На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? (на вопрос что сделать?)

На что они указывают? (на завершенность действия, на его результат).

На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? (на вопрос что делать?)

На что они указывают? (на незавершенность действия).

Учитель:

Это первый способ, который позволяет нам определить, какой перед нами глагол. А есть ещё один способ – способ И.Милославского.

К глаголу, вид которого вам надо определить, прибавьте слово буду. Если получится правильное русское словосочетание, то перед вами глагол несовершенного вида. Если получится не по-русски, то перед вами глагол совершенного вида. Например:

Читать – буду читать (несовершенного вида).

Прочитать – буду прочитать (совершенного вида).

Далее работа идёт по таблице «Виды глагола».


Вид

Неопределенная

Время

глагола

форма

прошедшее

настоящее

будущее сложное

и простое

Несовершенный вид

что делать?

лететь

решать

что делал?

летел

решал

что делает?

летит

решает

что будет делать?

будет летать

будет решать

Совершенный вид

что сделать?

прилететь

решить

что сделал?

прилетел

решил

Не имеет формы настоящего времени

что сделает?

прилетит

решит


От глаголов несовершенного вида можно получить глаголы совершенного вида.

Коллективно составляется кластер:

присоединение приставки замена суффиксов


Способы образования глаголов совершенного вида









замена ударения замена одного слова другим

4.Закрепление.

Теперь проверим на практике, кто смог прочно усвоить теорию.

(слабым учащимся предлагаются следующие задания).

Задание 1. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, определить вид глаголов.

Зап..вать песню, звонко тика..т, залились трелью, тихо перезван..ваются, послышался звон, шуршит по лист..ям, льет как из ведра, накрапывал утром, громко зазв..нело, се..т как из сита, пот..нуло ветром.

Задание 2. Определить, каким способом образованы глаголы совершенного вида.

Ловить – поймать, рисовать – нарисовать, насыпать – насыпать, ответить – отвечать, прыгать – прыгнуть, ехать – уехать, разрезать – разрезать, говорить – сказать, умыть – умывать, освещать – осветить.

В это время сильные ученики получают индивидуальную работу по карточкам.

Карточка №1.

Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите их вид.

На улице совсем наступила весна. Мостовые покрылись бурым месивом, на котором уже обозначаются будущие тропинки. Сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная молодая зелень. В канавах бежит грязная вода. Щепочки, соломинки несутся по воде, кружатся и цепляются за грязную пену. Возможно, что из канавы они попадут в реку. (А.П.Чехов).

Карточка №2.

Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку. Сделайте морфологический разбор глаголов.

Снег сошел с полей скоро зазеленеют озими воздух наполнился песнями жаворонка.

После проверки заданий проводится игра.

Поиграем немного.

Игра «Распредели по видам».

Таял, пришла, потянуло, надвинулся, переливаются, запестрели. трещал, идет, прояснилось, дрожит, залились, пролетают, заревели.

Учащимся раздаются листочки со словами. Нужно в паре определить вид глаголов и положить листочки в нужную корзинку. Когда все глаголы в корзинках, проводится проверка. Если вид глагола определен правильно, все молчат, неправильно - хлопок в ладоши.



Физминутка.

Хорошо весной гулять!

Вот зелёная сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной клён кудрявый

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо весной гулять.

Будем мышцы разминать.

Раз, два, три, четыре, пять.

- Какие глаголы вы услышали? Определите их вид.


Работа с текстом.

У каждого времени своя особая музыка. Выразительное чтение текста.

Потемнели дороги. Посинел на реке лёд. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Ребята увидели первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Выбежал на опушку заяц. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу. (И.С. Соколов-Микитов).

Беседа по вопросам.

Какова основная мысль текста?

Как вы его можете озаглавить?

В каком стиле написан текст?

Какие слова несут основную смысловую нагрузку?

Выпишите все глаголы в таблицу.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совершенного вида





А теперь, ребята, исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Задание «Как правильно?».

Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в весенний лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не путались в видах глагола. Ребята, помогите им!


5.Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, вы хорошо поработали. Давайте повторим урок.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- Какого вида бывают глаголы?

- Чем они отличаются друг от друга?

Чтобы упрочить ваши знания, запишите и обязательно выполните, ребята, домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мелодии апрельского дождя».

Пусть ваши знания по сегодняшней теме будут у всех прочными. Спасибо всем вам за урок!


Использованная литература.

1.Г.Александрова «Занимательный русский язык». Серия «Нескучный учебник».Тригон. Санкт-Петербург. 1997. 655 стр.

2.Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе». М. Генжер, 1998.

3.А.Т.Арсирий «Материалы по занимательной грамматике русского языка». М. Просвещение, 1967.

4. Тексты художественных произведений (Рассказы для детей о весне).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Виды глагола"

Автор: Токарева Татьяна Викторовна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 148994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок русского языка "Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "178186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424787542"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства