kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается сценарий открытого урока в 8 классе, выполненного в рамках конкурса «Учитель года – 2014» по теме «Способы передачи чужой речи». Предполагается, что учащиеся работают в своих листах (каждый индивидуально), в которых отражены все этапы работы, все виды урока. У ребенка, по требованиям ФГОС, появляется возможность выступить в новом для себя качестве - в качестве эксперта. В уроке представлены индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Сквозной мотив урока - тема Родины.Теме соответствуют все тексты и различного рода сопровождения (музыка, видеоряд).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи" »

Открытый урок в 8 классе на конкурс «Учитель года – 2014»

по теме «Способы передачи чужой речи»

Ребята работают в своих листах (каждый индивидуально), в котором отражены все этапы работы, все виды урока.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна. Я работаю в 5 школе города Михайловска. Я очень рада нашему сотрудничеству.

Ну что ж!!! Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Бывают, ребята, такие моменты, когда хорошо известные факты, понятия выглядят загадкой. Посмотрите внимательно на слайд. Какие ассоциации возникают у вас с данными картинками?

(на слайде видеоряд с выходом на успешного человека через обучение, а успешный – обязательно благодарный родной земле и ценящий ее, то есть патриот)

- Молодцы, ребята! А убеждена в том, что настоящий гражданин, идеальный успешный человек – обязательно должен быть патриотом, обязательно должен любить и ценить свою страну! Родина должна жить в каждом из нас. Вы со мной согласны?

- Вы знаете, тема затронутая нами, неслучайна. Буквально вчера я проводила классный час со своими детьми и мы как раз обсуждали тему великой, державной, могущественной, нашей Родины. И их мнениями я хочу поделиться с вами.

«…Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка», - вспоминала слова своей бабушки Таня. Сережа поддерживал, говоря, что этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

«Родина – это очень много», - заключил класс. «Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли», - твердили мои ребята.

«Какой вам представляется забота об облике нашей земли?» - спрашивала я своих учеников. Они, не задумываясь, ответили: «Очень важной!» Они говорили о том, что наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. «Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга!» - вывод к которому мы пришли.

- И сегодня, ребята, я и вам предлагаю поговорить о нашей Родине. Вы не против?

- Ребята, сейчас я излагала свои мысли? Нет, я излагала мысли своих детей, то есть чужие. А предложения какой конструкции я использовала?

- Верно, спасибо. Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Давайте восстановим верный порядок слов.

Формулировка темы, проблемы, задач.

Тему формулируем так: на слайде в обратном порядке написано предложение «Способы передачи чужой речи». Задача детей – собрать из них нужную тему.

- Ребята, я вас совсем не знаю и хочу попросить вашей помощи! Выберите пожалуйста в каждой группе ученика, который будет выполнять роль моего помощника, тьютера, консультанта. Вы получаете вот такой лист, который поможет вам контролировать и оценивать работу всех участников группы, а мне – оценить вас в конце урока. Договорились?

Формулировка цели:

после озвучивания темы я говорю:

- Ребята, тема данная занимает важное место в учебном плане, находит свое отражение и в ГИА, и в ЕГЭ. И если мы хорошо будем знать ее, то … (прошу детей продолжить).

- Верно! Какие вы молодцы! Вы сами сформулировали цель. Она звучит так –

сформировать устойчивые знания разных способов передачи чужой речи.

- Ребята, для того, чтобы этой цели достичь, нам необходимо вместе сформулировать задачи, на реализацию которых и будет направлена наша деятельность. Посмотрите пожалуйста в свои рабочие листы. В них я сформулировала те задачи, которые на мой взгляд являются самыми важными. Если вы со мной согласны, подтвердите согласие галочкой, а если у вас есть еще предложения – впишите их. И помните, ваше мнение для меня очень ценно.

Постановка задач.

Дети работают в своих рабочих листах:


выберите подходящие

отметьте галочкой подходящее

придумайте самостоятельно

1

- вспомнить структуру предложений с прямой речью и знаки препинания в них;


-

2

- уметь строить схемы предложений с прямой речью;


-

3

- научиться видеть различия предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью;


-

4

- вспомнить, как с помощью вводных слов и дополнений можно передать прямую речь.


-



Далее происходит оценка знаний на начало урока.

- Ребята, данная тема для вас не нова. С нею вы начали знакомиться подробно еще в пятом классе, поэтому я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами те понятия, которые включает в себя наша тема. Оцените уровень своих знаний, использую предложенную символику. Эти символы могут показаться вам немного странными, но я обещаю – в ходе урока мы их смысл обязательно раскроем.



Для этого на слайде высвечиваются слова: прямая речь, косвенная речь, цитата, диалог, реплика, кавычки, дополнение, вводные слова, «П», - а.

Я прошу ребят оценить уровень знаний в рабочих листах, опираясь на предложенную символику.

- Ребята, а скажите, у нашей Родины есть символы? А какие?

- Верно, береза. И в нашем сегодняшнем патриотическом разговоре она тоже присутствует! Вот только несмотря на то, что календарная весна уже наступила, наша береза по-прежнему мрачна и безлика. Но разве мы не поможем ей зацвести? Разве мы не сможем оживить ее нашими знаниями? Конечно сможем!

- Для этого я предлагаю вам немного поработать с учебником и ответить на поставленные вопросы. А результаты отразить на березовых листочках, которые и украсят нашу красавицу. Желаю удачи.

Далее мы переходим к работе в группах с учебником, к сквозному символу урока и к символу России – к березе.

4 группы.

Я задаю ребятам вопрос:

- Ребята, а давайте с вами подумаем и назовем символ России.

Они дают разнее ответы, но мне необходимо услышать от них – береза. Далее я обращаю их внимание на доску, на которой прикреплен графический рисунок березы. Наша задача - нарядить ее в зеленую весеннюю листву, выполнив при этом задания по учебнику.

1 группа – задача: изучив материал на страницах 197-198 обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры.

2 группа – получает конкретную тему «Прямая речь». Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 35) и найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения схем.

3 группа – косвенная речь. Вопросы по параграфу 36: для чего служат предложения с прямой речью, что передают, из чего состоят такие предложения, чем соединяются, знаки препинания.

4 группа – вводные слова, дополнение в форме предложного падежа с предлогом о. Вопросы: примеры вводных слов, знаки препинания, примеры конструкций с предлогом о, знаки препинания (стр. 198).

На зеленых березовых листочках ребята пишут ответы на вопросы, приклеивают их, тем самым символ России приобретает весеннее цветение. Полученные результаты вывешиваются на доску.

- спасибо, ребята! Теперь, благодаря вами, перед нами настоящая русская красавица, та, которой восхищались тысячелетиями и которую воспевали в своих стихах поэты и писатели всех времен. Не забывают о своей функции мои помощники.

Работа в группах с текстом о березе по заданиям.

- Ребята, а вы знаете, почему из великого множества существующих деревьев именно она, именно береза символизирует Россию. Ответить на этот вопрос нам поможет текст, с которым я вам предлагаю поработать.



Текст:

Обязательна работа с текстом – тема, стиль, синтаксические функции.

Читаю я!!!

1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.

3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.

6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.

8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.



Задания для групп:

  1. Найти предложения с прямой речью;

  2. С косвенной;

  3. С предложным падежом и предлогом о;

  4. С вводными словами.

2 задание по группам – заменить найденные предложения на предложения другой структуры:

1 – на дополнение в форме предложного падежа;

2 – на прямую речь;

3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

4 – на предложения с косвенной речью.

Результаты записывают в рабочих листах:

найденные предложения

переделанные предложения









Физминутка.

- а вы знаете, ученые-психологи считают, что на 17 минуте урока мозг ребенка отключается. А это значит, что самое время отдохнуть. Предлагаю вам сегодня провести необычную, лингвистическую физминутку. Для этого прошу вас встать и повторять за мной:

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

- Какие части речи указывали нам на добавочное по отношению к основному – поработать! Правильно, причастия! Присаживайтесь!



Работа в парах.

- Очень хорошо. Спасибо за активность и плодотворную работу. Ребята, сегодня в ходе урока мы говорили о том, что у нашей страны, кроме березы, есть еще ряд символов. Давайте их еще раз вспомним. А во главе нашего государства находится кто? Президент, который, безусловно, поучаствовал бы в нашем разговоре. И поучаствует!

- ТЬЮТЕРЫ! ОТРАЗИТЕ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ГРУППЫ В СВОИХ ЛИСТАХ!



Индивидуальное задание.

- Ребята, самое время порассуждать и выразить свои мысли в сочинении-рассуждении (а это одна из форм работы в ОГЭ) на тему «РОДИНА – МАТЬ, ЧУЖБИНА – МАЧЕХА». Посмотрите, все ли слова вам знакомы? Мне бы хотелось, остановится на слове «чужбина» и объяснить вам ее смысл.

- ТЬЮТЕРЫ!

Итоговый контроль.

- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу и самое время проверить, чему мы научились в ходе урока. Для этого я предлагаю выполнить тест. Время выполнения – 4 минуты.



В качестве итогового контроля знаний ребята решают маленький тест (максимум 5 вопросов) по материалу уроку с вариантами ответов.

Итоговый тест может выглядеть так:

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложения с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан,» - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»

Домашнее задание.

- Ребята, я очень довольна нашим уроком, благодарю вас за ваши мнения, за вашу работу. Не знаю, увидимся ли мы когда-нибудь еще, но хочу, чтобы наш урок вам запомнился. Примите от меня эти открытки, и пусть они будут для вас предписанием, пусть чувство Родины всегда оживляет ваши совсем еще молоденькие, но очень богатые человеческими ценностями сердца.

В качестве домашнего задания я раздаю детям в красивых конвертах послания, оформленные в патриотическом стиле (береза, небо, что-то такое) с хорошим патриотическим высказыванием, или патриотической историей, или цитатой с каким-нибудь проблемным заданием.

Рефлексия.

- посмотрите, пожалуйста, еще раз на нашу березу. Мне кажется, что пейзаж незакончен. Но мы с вами доказали, что своими знаниями способны творить чудеса. Давайте вместе сотворим чудо! Давайте оживим наш пейзаж и позволим русской красавице зацвести, задышать жизнью.

Березовые сережки символизируют прочность полученных знаний. Если ваши знания прочны, прикрепите свои сережки на нашу картину.

Если в ходе урока у вас остались какие-то сомнения, пусть над нашим символом появится маленькое облачко сомнения, которое обязательно развеется.

Ну а если вы жаждите новых знаний – они обязательно прилетят к вам и украсят вашу жизнь, как наши голуби – символы мира, украсят наш пейзаж. Прошу!

- Ребята, позвольте мне закончить наш пейзаж. Как вы думаете, чего нам не хватает? Мне кажется не хватает живительного, согревающего, весеннего солнца!

- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите и любите свою Родину!!!




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"

Автор: ЕСИПЕНКО МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "224364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438711562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "КСП Способы передачи чужой речи"
    ["seo_title"] => string(38) "ksp_sposoby_pieriedachi_chuzhoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "384599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485534531"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "конспект урока по русскому языку на тему"Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kosviennoi-riechi-zamiena-priamoi-riechi-kosviennoi"
    ["file_id"] => string(6) "228577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441388295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства