kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается сценарий открытого урока в 8 классе, выполненного в рамках конкурса «Учитель года – 2014» по теме «Способы передачи чужой речи». Предполагается, что учащиеся работают в своих листах (каждый индивидуально), в которых отражены все этапы работы, все виды урока. У ребенка, по требованиям ФГОС, появляется возможность выступить в новом для себя качестве - в качестве эксперта. В уроке представлены индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Сквозной мотив урока - тема Родины.Теме соответствуют все тексты и различного рода сопровождения (музыка, видеоряд).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи" »

Открытый урок в 8 классе на конкурс «Учитель года – 2014»

по теме «Способы передачи чужой речи»

Ребята работают в своих листах (каждый индивидуально), в котором отражены все этапы работы, все виды урока.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна. Я работаю в 5 школе города Михайловска. Я очень рада нашему сотрудничеству.

Ну что ж!!! Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Бывают, ребята, такие моменты, когда хорошо известные факты, понятия выглядят загадкой. Посмотрите внимательно на слайд. Какие ассоциации возникают у вас с данными картинками?

(на слайде видеоряд с выходом на успешного человека через обучение, а успешный – обязательно благодарный родной земле и ценящий ее, то есть патриот)

- Молодцы, ребята! А убеждена в том, что настоящий гражданин, идеальный успешный человек – обязательно должен быть патриотом, обязательно должен любить и ценить свою страну! Родина должна жить в каждом из нас. Вы со мной согласны?

- Вы знаете, тема затронутая нами, неслучайна. Буквально вчера я проводила классный час со своими детьми и мы как раз обсуждали тему великой, державной, могущественной, нашей Родины. И их мнениями я хочу поделиться с вами.

«…Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка», - вспоминала слова своей бабушки Таня. Сережа поддерживал, говоря, что этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

«Родина – это очень много», - заключил класс. «Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли», - твердили мои ребята.

«Какой вам представляется забота об облике нашей земли?» - спрашивала я своих учеников. Они, не задумываясь, ответили: «Очень важной!» Они говорили о том, что наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. «Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга!» - вывод к которому мы пришли.

- И сегодня, ребята, я и вам предлагаю поговорить о нашей Родине. Вы не против?

- Ребята, сейчас я излагала свои мысли? Нет, я излагала мысли своих детей, то есть чужие. А предложения какой конструкции я использовала?

- Верно, спасибо. Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Давайте восстановим верный порядок слов.

Формулировка темы, проблемы, задач.

Тему формулируем так: на слайде в обратном порядке написано предложение «Способы передачи чужой речи». Задача детей – собрать из них нужную тему.

- Ребята, я вас совсем не знаю и хочу попросить вашей помощи! Выберите пожалуйста в каждой группе ученика, который будет выполнять роль моего помощника, тьютера, консультанта. Вы получаете вот такой лист, который поможет вам контролировать и оценивать работу всех участников группы, а мне – оценить вас в конце урока. Договорились?

Формулировка цели:

после озвучивания темы я говорю:

- Ребята, тема данная занимает важное место в учебном плане, находит свое отражение и в ГИА, и в ЕГЭ. И если мы хорошо будем знать ее, то … (прошу детей продолжить).

- Верно! Какие вы молодцы! Вы сами сформулировали цель. Она звучит так –

сформировать устойчивые знания разных способов передачи чужой речи.

- Ребята, для того, чтобы этой цели достичь, нам необходимо вместе сформулировать задачи, на реализацию которых и будет направлена наша деятельность. Посмотрите пожалуйста в свои рабочие листы. В них я сформулировала те задачи, которые на мой взгляд являются самыми важными. Если вы со мной согласны, подтвердите согласие галочкой, а если у вас есть еще предложения – впишите их. И помните, ваше мнение для меня очень ценно.

Постановка задач.

Дети работают в своих рабочих листах:


выберите подходящие

отметьте галочкой подходящее

придумайте самостоятельно

1

- вспомнить структуру предложений с прямой речью и знаки препинания в них;


-

2

- уметь строить схемы предложений с прямой речью;


-

3

- научиться видеть различия предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью;


-

4

- вспомнить, как с помощью вводных слов и дополнений можно передать прямую речь.


-



Далее происходит оценка знаний на начало урока.

- Ребята, данная тема для вас не нова. С нею вы начали знакомиться подробно еще в пятом классе, поэтому я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами те понятия, которые включает в себя наша тема. Оцените уровень своих знаний, использую предложенную символику. Эти символы могут показаться вам немного странными, но я обещаю – в ходе урока мы их смысл обязательно раскроем.



Для этого на слайде высвечиваются слова: прямая речь, косвенная речь, цитата, диалог, реплика, кавычки, дополнение, вводные слова, «П», - а.

Я прошу ребят оценить уровень знаний в рабочих листах, опираясь на предложенную символику.

- Ребята, а скажите, у нашей Родины есть символы? А какие?

- Верно, береза. И в нашем сегодняшнем патриотическом разговоре она тоже присутствует! Вот только несмотря на то, что календарная весна уже наступила, наша береза по-прежнему мрачна и безлика. Но разве мы не поможем ей зацвести? Разве мы не сможем оживить ее нашими знаниями? Конечно сможем!

- Для этого я предлагаю вам немного поработать с учебником и ответить на поставленные вопросы. А результаты отразить на березовых листочках, которые и украсят нашу красавицу. Желаю удачи.

Далее мы переходим к работе в группах с учебником, к сквозному символу урока и к символу России – к березе.

4 группы.

Я задаю ребятам вопрос:

- Ребята, а давайте с вами подумаем и назовем символ России.

Они дают разнее ответы, но мне необходимо услышать от них – береза. Далее я обращаю их внимание на доску, на которой прикреплен графический рисунок березы. Наша задача - нарядить ее в зеленую весеннюю листву, выполнив при этом задания по учебнику.

1 группа – задача: изучив материал на страницах 197-198 обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры.

2 группа – получает конкретную тему «Прямая речь». Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 35) и найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения схем.

3 группа – косвенная речь. Вопросы по параграфу 36: для чего служат предложения с прямой речью, что передают, из чего состоят такие предложения, чем соединяются, знаки препинания.

4 группа – вводные слова, дополнение в форме предложного падежа с предлогом о. Вопросы: примеры вводных слов, знаки препинания, примеры конструкций с предлогом о, знаки препинания (стр. 198).

На зеленых березовых листочках ребята пишут ответы на вопросы, приклеивают их, тем самым символ России приобретает весеннее цветение. Полученные результаты вывешиваются на доску.

- спасибо, ребята! Теперь, благодаря вами, перед нами настоящая русская красавица, та, которой восхищались тысячелетиями и которую воспевали в своих стихах поэты и писатели всех времен. Не забывают о своей функции мои помощники.

Работа в группах с текстом о березе по заданиям.

- Ребята, а вы знаете, почему из великого множества существующих деревьев именно она, именно береза символизирует Россию. Ответить на этот вопрос нам поможет текст, с которым я вам предлагаю поработать.



Текст:

Обязательна работа с текстом – тема, стиль, синтаксические функции.

Читаю я!!!

1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.

3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.

6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.

8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.



Задания для групп:

  1. Найти предложения с прямой речью;

  2. С косвенной;

  3. С предложным падежом и предлогом о;

  4. С вводными словами.

2 задание по группам – заменить найденные предложения на предложения другой структуры:

1 – на дополнение в форме предложного падежа;

2 – на прямую речь;

3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

4 – на предложения с косвенной речью.

Результаты записывают в рабочих листах:

найденные предложения

переделанные предложения









Физминутка.

- а вы знаете, ученые-психологи считают, что на 17 минуте урока мозг ребенка отключается. А это значит, что самое время отдохнуть. Предлагаю вам сегодня провести необычную, лингвистическую физминутку. Для этого прошу вас встать и повторять за мной:

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

- Какие части речи указывали нам на добавочное по отношению к основному – поработать! Правильно, причастия! Присаживайтесь!



Работа в парах.

- Очень хорошо. Спасибо за активность и плодотворную работу. Ребята, сегодня в ходе урока мы говорили о том, что у нашей страны, кроме березы, есть еще ряд символов. Давайте их еще раз вспомним. А во главе нашего государства находится кто? Президент, который, безусловно, поучаствовал бы в нашем разговоре. И поучаствует!

- ТЬЮТЕРЫ! ОТРАЗИТЕ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ГРУППЫ В СВОИХ ЛИСТАХ!



Индивидуальное задание.

- Ребята, самое время порассуждать и выразить свои мысли в сочинении-рассуждении (а это одна из форм работы в ОГЭ) на тему «РОДИНА – МАТЬ, ЧУЖБИНА – МАЧЕХА». Посмотрите, все ли слова вам знакомы? Мне бы хотелось, остановится на слове «чужбина» и объяснить вам ее смысл.

- ТЬЮТЕРЫ!

Итоговый контроль.

- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу и самое время проверить, чему мы научились в ходе урока. Для этого я предлагаю выполнить тест. Время выполнения – 4 минуты.



В качестве итогового контроля знаний ребята решают маленький тест (максимум 5 вопросов) по материалу уроку с вариантами ответов.

Итоговый тест может выглядеть так:

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложения с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан,» - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»

Домашнее задание.

- Ребята, я очень довольна нашим уроком, благодарю вас за ваши мнения, за вашу работу. Не знаю, увидимся ли мы когда-нибудь еще, но хочу, чтобы наш урок вам запомнился. Примите от меня эти открытки, и пусть они будут для вас предписанием, пусть чувство Родины всегда оживляет ваши совсем еще молоденькие, но очень богатые человеческими ценностями сердца.

В качестве домашнего задания я раздаю детям в красивых конвертах послания, оформленные в патриотическом стиле (береза, небо, что-то такое) с хорошим патриотическим высказыванием, или патриотической историей, или цитатой с каким-нибудь проблемным заданием.

Рефлексия.

- посмотрите, пожалуйста, еще раз на нашу березу. Мне кажется, что пейзаж незакончен. Но мы с вами доказали, что своими знаниями способны творить чудеса. Давайте вместе сотворим чудо! Давайте оживим наш пейзаж и позволим русской красавице зацвести, задышать жизнью.

Березовые сережки символизируют прочность полученных знаний. Если ваши знания прочны, прикрепите свои сережки на нашу картину.

Если в ходе урока у вас остались какие-то сомнения, пусть над нашим символом появится маленькое облачко сомнения, которое обязательно развеется.

Ну а если вы жаждите новых знаний – они обязательно прилетят к вам и украсят вашу жизнь, как наши голуби – символы мира, украсят наш пейзаж. Прошу!

- Ребята, позвольте мне закончить наш пейзаж. Как вы думаете, чего нам не хватает? Мне кажется не хватает живительного, согревающего, весеннего солнца!

- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите и любите свою Родину!!!




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"

Автор: ЕСИПЕНКО МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "224364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438711562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "КСП Способы передачи чужой речи"
    ["seo_title"] => string(38) "ksp_sposoby_pieriedachi_chuzhoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "384599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485534531"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "конспект урока по русскому языку на тему"Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kosviennoi-riechi-zamiena-priamoi-riechi-kosviennoi"
    ["file_id"] => string(6) "228577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441388295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства