Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"
Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"
Вашему вниманию предлагается сценарий открытого урока в 8 классе, выполненного в рамках конкурса «Учитель года – 2014» по теме «Способы передачи чужой речи». Предполагается, что учащиеся работают в своих листах (каждый индивидуально), в которых отражены все этапы работы, все виды урока. У ребенка, по требованиям ФГОС, появляется возможность выступить в новом для себя качестве - в качестве эксперта. В уроке представлены индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Сквозной мотив урока - тема Родины.Теме соответствуют все тексты и различного рода сопровождения (музыка, видеоряд).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи" »
Открытый урок в 8 классе на конкурс «Учитель года – 2014»
по теме «Способы передачи чужой речи»
Ребята работают в своих листах (каждый индивидуально), в котором отражены все этапы работы, все виды урока.
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна. Я работаю в 5 школе города Михайловска. Я очень рада нашему сотрудничеству.
Ну что ж!!! Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Бывают, ребята, такие моменты, когда хорошо известные факты, понятия выглядят загадкой. Посмотрите внимательно на слайд. Какие ассоциации возникают у вас с данными картинками?
(на слайде видеоряд с выходом на успешного человека через обучение, а успешный – обязательно благодарный родной земле и ценящий ее, то есть патриот)
- Молодцы, ребята! А убеждена в том, что настоящий гражданин, идеальный успешный человек – обязательно должен быть патриотом, обязательно должен любить и ценить свою страну! Родина должна жить в каждом из нас. Вы со мной согласны?
- Вы знаете, тема затронутая нами, неслучайна. Буквально вчера я проводила классный час со своими детьми и мы как раз обсуждали тему великой, державной, могущественной, нашей Родины. И их мнениями я хочу поделиться с вами.
«…Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка», - вспоминала слова своей бабушки Таня. Сережа поддерживал, говоря, что этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.
«Родина – это очень много», - заключил класс. «Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли», - твердили мои ребята.
«Какой вам представляется забота об облике нашей земли?» - спрашивала я своих учеников. Они, не задумываясь, ответили: «Очень важной!» Они говорили о том, что наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. «Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга!» - вывод к которому мы пришли.
- И сегодня, ребята, я и вам предлагаю поговорить о нашей Родине. Вы не против?
- Ребята, сейчас я излагала свои мысли? Нет, я излагала мысли своих детей, то есть чужие. А предложения какой конструкции я использовала?
- Верно, спасибо. Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Давайте восстановим верный порядок слов.
Формулировка темы, проблемы, задач.
Тему формулируем так: на слайде в обратном порядке написано предложение «Способы передачи чужой речи». Задача детей – собрать из них нужную тему.
- Ребята, я вас совсем не знаю и хочу попросить вашей помощи! Выберите пожалуйста в каждой группе ученика, который будет выполнять роль моего помощника, тьютера, консультанта. Вы получаете вот такой лист, который поможет вам контролировать и оценивать работу всех участников группы, а мне – оценить вас в конце урока. Договорились?
Формулировка цели:
после озвучивания темы я говорю:
- Ребята, тема данная занимает важное место в учебном плане, находит свое отражение и в ГИА, и в ЕГЭ. И если мы хорошо будем знать ее, то … (прошу детей продолжить).
- Верно! Какие вы молодцы! Вы сами сформулировали цель. Она звучит так –
сформировать устойчивые знания разных способов передачи чужой речи.
- Ребята, для того, чтобы этой цели достичь, нам необходимо вместе сформулировать задачи, на реализацию которых и будет направлена наша деятельность. Посмотрите пожалуйста в свои рабочие листы. В них я сформулировала те задачи, которые на мой взгляд являются самыми важными. Если вы со мной согласны, подтвердите согласие галочкой, а если у вас есть еще предложения – впишите их. И помните, ваше мнение для меня очень ценно.
Постановка задач.
Дети работают в своих рабочих листах:
выберите подходящие
отметьте галочкой подходящее
придумайте самостоятельно
1
- вспомнить структуру предложений с прямой речью и знаки препинания в них;
-
2
- уметь строить схемы предложений с прямой речью;
-
3
- научиться видеть различия предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью;
-
4
- вспомнить, как с помощью вводных слов и дополнений можно передать прямую речь.
-
Далее происходит оценка знаний на начало урока.
- Ребята, данная тема для вас не нова. С нею вы начали знакомиться подробно еще в пятом классе, поэтому я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами те понятия, которые включает в себя наша тема. Оцените уровень своих знаний, использую предложенную символику. Эти символы могут показаться вам немного странными, но я обещаю – в ходе урока мы их смысл обязательно раскроем.
Для этого на слайде высвечиваются слова: прямая речь, косвенная речь, цитата, диалог, реплика, кавычки, дополнение, вводные слова, «П», - а.
Я прошу ребят оценить уровень знаний в рабочих листах, опираясь на предложенную символику.
- Ребята, а скажите, у нашей Родины есть символы? А какие?
- Верно, береза. И в нашем сегодняшнем патриотическом разговоре она тоже присутствует! Вот только несмотря на то, что календарная весна уже наступила, наша береза по-прежнему мрачна и безлика. Но разве мы не поможем ей зацвести? Разве мы не сможем оживить ее нашими знаниями? Конечно сможем!
- Для этого я предлагаю вам немного поработать с учебником и ответить на поставленные вопросы. А результаты отразить на березовых листочках, которые и украсят нашу красавицу. Желаю удачи.
Далее мы переходим к работе в группах с учебником, к сквозному символу урока и к символу России – к березе.
4 группы.
Я задаю ребятам вопрос:
- Ребята, а давайте с вами подумаем и назовем символ России.
Они дают разнее ответы, но мне необходимо услышать от них – береза. Далее я обращаю их внимание на доску, на которой прикреплен графический рисунок березы. Наша задача - нарядить ее в зеленую весеннюю листву, выполнив при этом задания по учебнику.
1 группа – задача: изучив материал на страницах 197-198 обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры.
2 группа – получает конкретную тему «Прямая речь». Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 35) и найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения схем.
3 группа – косвенная речь. Вопросы по параграфу 36: для чего служат предложения с прямой речью, что передают, из чего состоят такие предложения, чем соединяются, знаки препинания.
4 группа – вводные слова, дополнение в форме предложного падежа с предлогом о. Вопросы: примеры вводных слов, знаки препинания, примеры конструкций с предлогом о, знаки препинания (стр. 198).
На зеленых березовых листочках ребята пишут ответы на вопросы, приклеивают их, тем самым символ России приобретает весеннее цветение. Полученные результаты вывешиваются на доску.
- спасибо, ребята! Теперь, благодаря вами, перед нами настоящая русская красавица, та, которой восхищались тысячелетиями и которую воспевали в своих стихах поэты и писатели всех времен. Не забывают о своей функции мои помощники.
Работа в группах с текстом о березе по заданиям.
- Ребята, а вы знаете, почему из великого множества существующих деревьев именно она, именно береза символизирует Россию. Ответить на этот вопрос нам поможет текст, с которым я вам предлагаю поработать.
Текст:
Обязательна работа с текстом – тема, стиль, синтаксические функции.
Читаю я!!!
1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.
3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.
6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.
8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.
Задания для групп:
Найти предложения с прямой речью;
С косвенной;
С предложным падежом и предлогом о;
С вводными словами.
2 задание по группам – заменить найденные предложения на предложения другой структуры:
1 – на дополнение в форме предложного падежа;
2 – на прямую речь;
3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;
4 – на предложения с косвенной речью.
Результаты записывают в рабочих листах:
найденные предложения
переделанные предложения
Физминутка.
- а вы знаете, ученые-психологи считают, что на 17 минуте урока мозг ребенка отключается. А это значит, что самое время отдохнуть. Предлагаю вам сегодня провести необычную, лингвистическую физминутку. Для этого прошу вас встать и повторять за мной:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
- Какие части речи указывали нам на добавочное по отношению к основному – поработать! Правильно, причастия! Присаживайтесь!
Работа в парах.
- Очень хорошо. Спасибо за активность и плодотворную работу. Ребята, сегодня в ходе урока мы говорили о том, что у нашей страны, кроме березы, есть еще ряд символов. Давайте их еще раз вспомним. А во главе нашего государства находится кто? Президент, который, безусловно, поучаствовал бы в нашем разговоре. И поучаствует!
- ТЬЮТЕРЫ! ОТРАЗИТЕ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ГРУППЫ В СВОИХ ЛИСТАХ!
Индивидуальное задание.
- Ребята, самое время порассуждать и выразить свои мысли в сочинении-рассуждении (а это одна из форм работы в ОГЭ) на тему «РОДИНА – МАТЬ, ЧУЖБИНА – МАЧЕХА». Посмотрите, все ли слова вам знакомы? Мне бы хотелось, остановится на слове «чужбина» и объяснить вам ее смысл.
- ТЬЮТЕРЫ!
Итоговый контроль.
- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу и самое время проверить, чему мы научились в ходе урока. Для этого я предлагаю выполнить тест. Время выполнения – 4 минуты.
В качестве итогового контроля знаний ребята решают маленький тест (максимум 5 вопросов) по материалу уроку с вариантами ответов.
Итоговый тест может выглядеть так:
1. Укажите неверное утверждение.
А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.
Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.
В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.
Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.
2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
А. Что с вами приключилось, малыши?
Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.
В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...
Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.
3. Укажите предложения с косвенной речью.
А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».
В. Дежурный сообщил об отсутствующих.
Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
Б. Врач спросил, какая у меня температура.
В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.
Б. «Погоди, капитан,» - сказал Дерсу.
В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.
Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»
Домашнее задание.
- Ребята, я очень довольна нашим уроком, благодарю вас за ваши мнения, за вашу работу. Не знаю, увидимся ли мы когда-нибудь еще, но хочу, чтобы наш урок вам запомнился. Примите от меня эти открытки, и пусть они будут для вас предписанием, пусть чувство Родины всегда оживляет ваши совсем еще молоденькие, но очень богатые человеческими ценностями сердца.
В качестве домашнего задания я раздаю детям в красивых конвертах послания, оформленные в патриотическом стиле (береза, небо, что-то такое) с хорошим патриотическим высказыванием, или патриотической историей, или цитатой с каким-нибудь проблемным заданием.
Рефлексия.
- посмотрите, пожалуйста, еще раз на нашу березу. Мне кажется, что пейзаж незакончен. Но мы с вами доказали, что своими знаниями способны творить чудеса. Давайте вместе сотворим чудо! Давайте оживим наш пейзаж и позволим русской красавице зацвести, задышать жизнью.
Березовые сережки символизируют прочность полученных знаний. Если ваши знания прочны, прикрепите свои сережки на нашу картину.
Если в ходе урока у вас остались какие-то сомнения, пусть над нашим символом появится маленькое облачко сомнения, которое обязательно развеется.
Ну а если вы жаждите новых знаний – они обязательно прилетят к вам и украсят вашу жизнь, как наши голуби – символы мира, украсят наш пейзаж. Прошу!
- Ребята, позвольте мне закончить наш пейзаж. Как вы думаете, чего нам не хватает? Мне кажется не хватает живительного, согревающего, весеннего солнца!
- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите и любите свою Родину!!!