kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  урока:

 

  • Образовательная - дать представление о различных способах передачи чужой речи; повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей до и после слов автора; дать представление о предложениях, разорванных словами автора; формировать умения строить схемы предложений.
  • Развивающая - создать условия для нахождения способа правильной расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
  • Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.

Тип урока – объяснение нового материала.

                                                                             Ход урока

1.Организациооный момент

- Давайте прочитаем записанное на доске высказывание.

По отношению       каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                                               К. Г. Паустовский.

—  Прочитайте, кто является автором этого высказывания.

—  Таким образом, высказывание передает речь кого-либо, то есть выражает «чужую речь».

-  Какими способами можно передать чужую речь? (В случае затруднения прочитать теоретический материал на странице 176 учебника).

-   Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики героев. (Приведите примеры из изученных произведений).          

II. Сообщение темы урока,целеполагание

- Мы начинаем изучать последнюю тему курса русского языка  за 8 класс «Способы передачи чужой речи». Многие определения и пунктуационные правила вам хорошо известны, мы их повторим, а также узнаем много нового.

-Сегодня на уроке мы обратимся к предложениям с прямой речью, мы научимся :

-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;

- определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.»

III. Осмысле­ние нового материала

—  Передайте содержание записанного на доске высказывания в форме предложения с прямой речью.

—  В каком разделе русского языка изучается прямая речь?

—  Ознакомьтесь с информацией о прямой речи (самостоятельно найти этот материал в учебных пособиях, отметить, что уже известно, с чем ещё не знакомы ).

  1. -  Дайте определение прямой речи. Из каких двух частей состоят  предложения с прямой речью?                          
  2. – Что представляют из себя слова автора (вводящие слова)? На что они указывают? Что обозначают?                            
  3. –   Каково расположение слов автора к словам прямой речи? Как пунктуационно оформляется прямая речь? Какие пунктуаци­онные знаки при этом используются?                                     
  4. -  Схемы предложений с прямой речью (составить на доске).

- Определение диалога, правила оформления диалога на письме.    

IV.  Закрепление нового материала

1)-Запишите высказывание К. Паустовского в форме предложения с прямой речью (1вариант - слова автора – перед прямой речью, 2 вариант – слова автора – после прямой речи)

- А давайте попробуем записать высказывание так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора :

«По отношению          каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности,-говорил К.Г Паустовский,- истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»

-Сравним поставленные в этом предложении знаки с теми, которые представлены в схемах в учебнике.

2)Составьте схемы предложений, выведенных на экран.

1. «П,- а,- п».

2. «П,- а.- П.»

3. «П?- а.-П?»

4. «П!- а.- П!»

3) -Рассмотрим сложные случаи ( примеры на экране).

- Давайте подумаем, в чём же заключается эта сложность. (использование однородных членов  в словах автора,и сами слова автор тоже могут быть раорваны).

-Делаем вывод,что не только прямая речь может разрываться словами автора, но и слова автора могут быть разорваны прямой речью.

- Расскажите о пунктуации в предложениях с прямой речью (Знаки препинания в предложениях с ПР. Итоговая)

-Занесём к себе в тетради схемы, где слова автора разрываются прямой речью.

4)-Прямая речь  может существовать в виде диалога, монолога, полилога. Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал.

V. Закрепление

-Расставить знаки препинания, пользуясь схемами (задание на экране).

VI.  Рефлексия

VII. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«прямая речь»

Цели урока:

знать

уметь

- способы передачи чужой речи;

- понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»;

- структуру предложений с прямой речью;

- правила письменного оформления диалога.

-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;

- определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью.



Задачи урока:

  • Образовательная - дать представление о различных способах передачи чужой речи; повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей до и после слов автора; дать представление о предложениях, разорванных словами автора; формировать умения строить схемы предложений.

  • Развивающая - создать условия для нахождения способа правильной расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

  • Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.

Тип урока – объяснение нового материала.

















Ход урока


1.Организациооный момент

- Давайте прочитаем записанное на доске высказывание.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский.

— Прочитайте, кто является автором этого высказывания.

— Таким образом, высказывание передает речь кого-либо, то есть выражает «чужую речь».

- Какими способами можно передать чужую речь? (В случае затруднения прочитать теоретический материал на странице 176 учебника).

- Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики героев. (Приведите примеры из изученных произведений).

II. Сообщение темы урока,целеполагание

- Мы начинаем изучать последнюю тему курса русского языка за 8 класс «Способы передачи чужой речи». Многие определения и пунктуационные правила вам хорошо известны, мы их повторим, а также узнаем много нового.

-Сегодня на уроке мы обратимся к предложениям с прямой речью, мы научимся :

-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;

- определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.»


III. Осмысле­ние нового материала

— Передайте содержание записанного на доске высказывания в форме предложения с прямой речью.

— В каком разделе русского языка изучается прямая речь?

— Ознакомьтесь с информацией о прямой речи (самостоятельно найти этот материал в учебных пособиях, отметить, что уже известно, с чем ещё не знакомы ).

  1. - Дайте определение прямой речи. Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

  2. – Что представляют из себя слова автора (вводящие слова)? На что они указывают? Что обозначают?

  3. – Каково расположение слов автора к словам прямой речи? Как пунктуационно оформляется прямая речь? Какие пунктуаци­онные знаки при этом используются?

  4. - Схемы предложений с прямой речью (составить на доске).

- Определение диалога, правила оформления диалога на письме.


IV. Закрепление нового материала


1)--Запишите высказывание К. Паустовского в форме предложения с прямой речью (1вариант - слова автора – перед прямой речью, 2 вариант – слова автора – после прямой речи)

- А давайте попробуем записать высказывание так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора :

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности,-говорил К.Г Паустовский,- истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»

-Сравним поставленные в этом предложении знаки с теми, которые представлены в схемах в учебнике.


2)Составьте схемы предложений, выведенных на экран.

1. «П,- а,- п».

2. «П,- а.- П.»

3. «П?- а.-П?»

4. «П!- а.- П!»


3) -Рассмотрим сложные случаи ( примеры на экране).

- Давайте подумаем, в чём же заключается эта сложность. (использование однородных членов в словах автора,и сами слова автор тоже могут быть раорваны).

-Делаем вывод,что не только прямая речь может разрываться словами автора, но и слова автора могут быть разорваны прямой речью.

- Расскажите о пунктуации в предложениях с прямой речью (Знаки препинания в предложениях с ПР. Итоговая)

-Занесём к себе в тетради схемы, где слова автора разрываются прямой речью.

4)-Прямая речь может существовать в виде диалога, монолога, полилога. Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал.

V. Закрепление

--Расставить знаки препинания, пользуясь схемами (задание на экране).


VI. Рефлексия


VII. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.






-


Просмотр содержимого презентации
«Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой речью

Чужая речь Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.

Чужая речь

Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.

Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, - крикнул старик ласково. -Боюсь, - раздался тонкий голосок. 2  Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голоском ответила, что боится

Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, - крикнул старик ласково.

-Боюсь, - раздался тонкий голосок.

2

Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голоском ответила, что боится

Способы передачи чужой речи  (синтаксические синонимы)

Способы передачи чужой речи (синтаксические синонимы)

  • Предложения с прямой речью для передачи ее без изменений;
  • СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;
  • ПП с дополнением , называющим тему чужой речи;
  • предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Прямая речь это передача чужой речи с сохранением формы и содержания.

Прямая речь это передача чужой речи с сохранением формы и содержания.

Проанализируйте предложения, составьте схемы. 1 Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» 2. Валя, обняв за плечи мать, успокаивала её: «Ты не тревожься, мама». 3. «Это лошадь отца моего», - сказала Бэла. 4. «Что там у вас?» - спросил Фандорин. 5. «Ветру бы теперь дунуть...» - говорит Сергей.

Проанализируйте предложения, составьте схемы.

1 Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!»

2. Валя, обняв за плечи мать, успокаивала её: «Ты не тревожься, мама».

3. «Это лошадь отца моего», - сказала Бэла.

4. «Что там у вас?» - спросил Фандорин.

5. «Ветру бы теперь дунуть...» - говорит Сергей.

Составьте схемы предложений 1. «Мы решили, - продолжал Мешков, - что останемся здесь ночевать». 2. «Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». * 3. «Ой, не воротиться ли? - говорил я. - К чему упрямиться?» 4.«Вот он край света! – воскликнул Мохов.– Никогда еще так далеко не ездил!»

Составьте схемы предложений

1. «Мы решили, - продолжал Мешков, - что останемся здесь ночевать».

2. «Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». *

3. «Ой, не воротиться ли? - говорил я. - К чему упрямиться?»

4.«Вот он край света! – воскликнул Мохов.– Никогда еще так далеко не ездил!»

Сложные случаи знаков препинания. «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова потребовал : - Старуха, отвечай!» 2. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.  Раздался голос: «К вам можно?» - и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату.

Сложные случаи знаков препинания.

  • «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова потребовал : - Старуха, отвечай!»

2. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.

Раздался голос: «К вам можно?» - и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Монолог [гр. Monologos  один + logos речь ] - речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Диалог - разговор двух лиц.  Полилог - разговор нескольких лиц .
  • Монолог [гр. Monologos один + logos речь ] - речь, обращенная к слушателям или к самому себе.
  • Диалог - разговор двух лиц.
  • Полилог - разговор нескольких лиц .

Оформление диалога

«П». - «П!»

«П», -а. «П».

- П.

- П!

1 . Как-то раз я спросил Бахчаняна: - Ты армянин? - Армянин. - На сто процентов? - Даже на сто пятьдесят. - Как это? - Даже мачеха у меня была армянка. 2. Как-то раз я спросил Бахчаняна: «Ты армянин?» - «Армянин». - «На сто процентов?» - «Даже на сто пятьдесят». - «Как это?» - «Даже мачеха у меня была армянка».

1 . Как-то раз я спросил Бахчаняна:

- Ты армянин?

- Армянин.

- На сто процентов?

- Даже на сто пятьдесят.

- Как это?

- Даже мачеха у меня была армянка.

2. Как-то раз я спросил Бахчаняна: «Ты армянин?» - «Армянин». - «На сто процентов?» - «Даже на сто пятьдесят». - «Как это?» - «Даже мачеха у меня была армянка».

Расставить знаки препинания, пользуясь выведенными схемами. 1. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа. 2. Штаны коту не полагаются мессир с большим достоинством отвечал кот Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? 3.Она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку. 4. Петров на прощанье сказал Позвони мне и вышел на остановке.

Расставить знаки препинания, пользуясь выведенными схемами.

1. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа. 2. Штаны коту не полагаются мессир с большим достоинством отвечал кот Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? 3.Она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку. 4. Петров на прощанье сказал Позвони мне и вышел на остановке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Коняева Анна Алексеевна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства