Задачи урока:
- Образовательная - дать представление о различных способах передачи чужой речи; повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей до и после слов автора; дать представление о предложениях, разорванных словами автора; формировать умения строить схемы предложений.
- Развивающая - создать условия для нахождения способа правильной расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.
Тип урока – объяснение нового материала.
Ход урока
1.Организациооный момент
- Давайте прочитаем записанное на доске высказывание.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский.
— Прочитайте, кто является автором этого высказывания.
— Таким образом, высказывание передает речь кого-либо, то есть выражает «чужую речь».
- Какими способами можно передать чужую речь? (В случае затруднения прочитать теоретический материал на странице 176 учебника).
- Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики героев. (Приведите примеры из изученных произведений).
II. Сообщение темы урока,целеполагание
- Мы начинаем изучать последнюю тему курса русского языка за 8 класс «Способы передачи чужой речи». Многие определения и пунктуационные правила вам хорошо известны, мы их повторим, а также узнаем много нового.
-Сегодня на уроке мы обратимся к предложениям с прямой речью, мы научимся :
-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;
- определять место слов автора и прямой речи;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;
- составлять схемы предложений с прямой речью.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.»
III. Осмысление нового материала
— Передайте содержание записанного на доске высказывания в форме предложения с прямой речью.
— В каком разделе русского языка изучается прямая речь?
— Ознакомьтесь с информацией о прямой речи (самостоятельно найти этот материал в учебных пособиях, отметить, что уже известно, с чем ещё не знакомы ).
- - Дайте определение прямой речи. Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
- – Что представляют из себя слова автора (вводящие слова)? На что они указывают? Что обозначают?
- – Каково расположение слов автора к словам прямой речи? Как пунктуационно оформляется прямая речь? Какие пунктуационные знаки при этом используются?
- - Схемы предложений с прямой речью (составить на доске).
- Определение диалога, правила оформления диалога на письме.
IV. Закрепление нового материала
1)-Запишите высказывание К. Паустовского в форме предложения с прямой речью (1вариант - слова автора – перед прямой речью, 2 вариант – слова автора – после прямой речи)
- А давайте попробуем записать высказывание так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора :
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности,-говорил К.Г Паустовский,- истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»
-Сравним поставленные в этом предложении знаки с теми, которые представлены в схемах в учебнике.
2)Составьте схемы предложений, выведенных на экран.
1. «П,- а,- п».
2. «П,- а.- П.»
3. «П?- а.-П?»
4. «П!- а.- П!»
3) -Рассмотрим сложные случаи ( примеры на экране).
- Давайте подумаем, в чём же заключается эта сложность. (использование однородных членов в словах автора,и сами слова автор тоже могут быть раорваны).
-Делаем вывод,что не только прямая речь может разрываться словами автора, но и слова автора могут быть разорваны прямой речью.
- Расскажите о пунктуации в предложениях с прямой речью (Знаки препинания в предложениях с ПР. Итоговая)
-Занесём к себе в тетради схемы, где слова автора разрываются прямой речью.
4)-Прямая речь может существовать в виде диалога, монолога, полилога. Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал.
V. Закрепление
-Расставить знаки препинания, пользуясь схемами (задание на экране).
VI. Рефлексия
VII. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«прямая речь»
Цели урока:
знать | уметь |
- способы передачи чужой речи; - понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»; - структуру предложений с прямой речью; - правила письменного оформления диалога. | -находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать; - определять место слов автора и прямой речи; - правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку; - составлять схемы предложений с прямой речью. |
Задачи урока:
Образовательная - дать представление о различных способах передачи чужой речи; повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей до и после слов автора; дать представление о предложениях, разорванных словами автора; формировать умения строить схемы предложений.
Развивающая - создать условия для нахождения способа правильной расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.
Тип урока – объяснение нового материала.
Ход урока
1.Организациооный момент
- Давайте прочитаем записанное на доске высказывание.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский.
— Прочитайте, кто является автором этого высказывания.
— Таким образом, высказывание передает речь кого-либо, то есть выражает «чужую речь».
- Какими способами можно передать чужую речь? (В случае затруднения прочитать теоретический материал на странице 176 учебника).
- Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики героев. (Приведите примеры из изученных произведений).
II. Сообщение темы урока,целеполагание
- Мы начинаем изучать последнюю тему курса русского языка за 8 класс «Способы передачи чужой речи». Многие определения и пунктуационные правила вам хорошо известны, мы их повторим, а также узнаем много нового.
-Сегодня на уроке мы обратимся к предложениям с прямой речью, мы научимся :
-находить в тексте предложения с прямой речью и выразительно их читать;
- определять место слов автора и прямой речи;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;
- составлять схемы предложений с прямой речью.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.»
III. Осмысление нового материала
— Передайте содержание записанного на доске высказывания в форме предложения с прямой речью.
— В каком разделе русского языка изучается прямая речь?
— Ознакомьтесь с информацией о прямой речи (самостоятельно найти этот материал в учебных пособиях, отметить, что уже известно, с чем ещё не знакомы ).
- Дайте определение прямой речи. Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
– Что представляют из себя слова автора (вводящие слова)? На что они указывают? Что обозначают?
– Каково расположение слов автора к словам прямой речи? Как пунктуационно оформляется прямая речь? Какие пунктуационные знаки при этом используются?
- Схемы предложений с прямой речью (составить на доске).
- Определение диалога, правила оформления диалога на письме.
IV. Закрепление нового материала
1)--Запишите высказывание К. Паустовского в форме предложения с прямой речью (1вариант - слова автора – перед прямой речью, 2 вариант – слова автора – после прямой речи)
- А давайте попробуем записать высказывание так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора :
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности,-говорил К.Г Паустовский,- истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»
-Сравним поставленные в этом предложении знаки с теми, которые представлены в схемах в учебнике.
2)Составьте схемы предложений, выведенных на экран.
1. «П,- а,- п».
2. «П,- а.- П.»
3. «П?- а.-П?»
4. «П!- а.- П!»
3) -Рассмотрим сложные случаи ( примеры на экране).
- Давайте подумаем, в чём же заключается эта сложность. (использование однородных членов в словах автора,и сами слова автор тоже могут быть раорваны).
-Делаем вывод,что не только прямая речь может разрываться словами автора, но и слова автора могут быть разорваны прямой речью.
- Расскажите о пунктуации в предложениях с прямой речью (Знаки препинания в предложениях с ПР. Итоговая)
-Занесём к себе в тетради схемы, где слова автора разрываются прямой речью.
4)-Прямая речь может существовать в виде диалога, монолога, полилога. Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал.
V. Закрепление
--Расставить знаки препинания, пользуясь схемами (задание на экране).
VI. Рефлексия
VII. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
-
Просмотр содержимого презентации
«Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
Способы передачи чужой речи
Предложения с прямой речью
Чужая речь
Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.
Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, - крикнул старик ласково.
-Боюсь, - раздался тонкий голосок.
2
Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голоском ответила, что боится
Способы передачи чужой речи (синтаксические синонимы)
- Предложения с прямой речью для передачи ее без изменений;
- СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;
- ПП с дополнением , называющим тему чужой речи;
- предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Прямая речь это передача чужой речи с сохранением формы и содержания.
Проанализируйте предложения, составьте схемы.
1 Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!»
2. Валя, обняв за плечи мать, успокаивала её: «Ты не тревожься, мама».
3. «Это лошадь отца моего», - сказала Бэла.
4. «Что там у вас?» - спросил Фандорин.
5. «Ветру бы теперь дунуть...» - говорит Сергей.
Составьте схемы предложений
1. «Мы решили, - продолжал Мешков, - что останемся здесь ночевать».
2. «Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». *
3. «Ой, не воротиться ли? - говорил я. - К чему упрямиться?»
4.«Вот он край света! – воскликнул Мохов.– Никогда еще так далеко не ездил!»
Сложные случаи знаков препинания.
- «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова потребовал : - Старуха, отвечай!»
2. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.
Раздался голос: «К вам можно?» - и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
- Монолог [гр. Monologos один + logos речь ] - речь, обращенная к слушателям или к самому себе.
- Диалог - разговор двух лиц.
- Полилог - разговор нескольких лиц .
Оформление диалога
«П». - «П!»
«П», -а. «П».
- П.
- П!
1 . Как-то раз я спросил Бахчаняна:
- Ты армянин?
- Армянин.
- На сто процентов?
- Даже на сто пятьдесят.
- Как это?
- Даже мачеха у меня была армянка.
2. Как-то раз я спросил Бахчаняна: «Ты армянин?» - «Армянин». - «На сто процентов?» - «Даже на сто пятьдесят». - «Как это?» - «Даже мачеха у меня была армянка».
Расставить знаки препинания, пользуясь выведенными схемами.
1. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа. 2. Штаны коту не полагаются мессир с большим достоинством отвечал кот Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? 3.Она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку. 4. Петров на прощанье сказал Позвони мне и вышел на остановке.