Тема занятия: Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной.
Цель: через восприятие знаний о косвенной речи, о способах замены прямой речи косвенной учащиеся научатся употреблять их в речи.
Задачи:
-учащиеся познакомятся со способом передачи чужой мысли – косвенной речью;заменят прямую речь косвенной;
-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
анализировать.
-поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении
групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие
в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении
к слову.
Ход занятия:
1. Побуждение.
1/ Сравнительная характеристика предложений:
-
«Рагим! Расскажи сказку.» - прошу я старика.
-
Я попросил Рагима, чтобы он рассказал сказку.
2/ Даиграмма Венна:
Прямая речь Чужая речь Косвенная речь
- чужая речь, которая
передается без изменения -чужая речь, которая передается в измененной форме
3/ Таблица предположений:
Косвенная речь -
Случаи замены прямой речи косвенной-
2. Реализация значения
1/ Сопоставление с правильным ответом:
Жигсо – 2: учащиеся группы читают свою часть правила, понимают ее,
затем расходятся в экспертные группы и там объясняют эту часть задания, учащиеся с другой группы соответственно объясняют свою часть правила, таким образом, класс усваивает весь теоретический материал:
- Косвенная речь - 1 группа
- Случаи замены прямой речи косвенной – 2 группа
2/ Распределительный диктант:
1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? »- соглашается Рагим.
2. Народная мудрость гласит, что рожденный ползать – летать не может!
3.Уж подумал, что в небе, должно быть, и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет.
-
«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет.» - подумал уж.
5.Змея подумала, как ей там ползать.
-
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!.»
-
Он предложил свободной птице, чтобы она подвинулась на край ущелья и бросилась вниз.
-
«Я знаю счастье!.Я видел небо.» - ответил Сокол.
-
Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни !»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
п
к
к
п
к
п
к
п
п
3/ За малым круглым столом учащиеся заменяют прямую речь в косвенную.
1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? »- соглашается Рагим.
Рагим соглашается, чтобы рассказать мне песню.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет.» - подумал уж.
Уж подумал, что летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет.
-
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!.»
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы, что в небо б ему хоть раз подняться.
8. «Я знаю счастье!.Я видел небо!» - ответил Сокол.
Ответил Сокол, что он видел счастье, что он видел небо.
9. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых-вот мудрость жизни !»
Дрожало небо от грозной песни, что безумство храбрых – это мудрость жизни.
3. Рефлексия
1. Литературный кружок – групповое расследование
- текст Максим Горький «Песня о Соколе»
- распределение ролей:
Пересказчик – его задача подготовить пересказ содержания сказки со своей точки зрения или в собственном видении. Он рассказывает,заменяя прямую речь косвенной.
Исследователь – его задача изучить всесторонне и представить характер главного героя. /Ассоциативный кластер. Диаграмма Венна.
Характеризующая карта /
Составитель вопросов – готовит вопросы по основным событиям.
/Вопросы низкого и высокого уровня /
Искатель цитаций – найти афоризмы и поговорки, раскрывающие тематику песни
Художник – его задача дать словесное описание героя / нарисовать рисунок /
Современник- его задача связать основные идеи или события с сегодняшней жизнью.