Просмотр содержимого документа
«КСП Способы передачи чужой речи»
Четверть IV
Неделя 3
День 1
Урок 2
Тема урока:
Способы передачи чужой речи
Цель:
Знать: способы передачи чужой речи. Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.
Результат обучения для ученика А:
Знать, что такое чужая речь, способы передачи чужой речи. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с разными способами передачи прямой речи. Понимать и объяснять разницу разницу между разными способами , составлять предложения , соответствующие данным способам.
Результат обучения для ученика Б:
Знать, что такое чужая речь, способы передачи чужой речи. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с разными способами передачи прямой речи и объяснять их. Понимать разницу между разными способами, составлять предложения, соответствующие данным способами.
Результат обучения для ученика В:
Знать, что такое чужая речь, способы передачи чужой речи. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с разными способами передачи прямой речи.
Основные ключевые идеи:
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»)
В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: 1) формы прямой передачи(прямая речь), 2) формы косвенной передачи (косвенная речь). Тема чужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о.
Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.)
Вид деятельности и время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вводная часть
1.Организационный момент
2.Проверка дом. задания.
Приём верное –неверное утверждение
2.Деление на группы: приём «Хобби»
Проверка готовности к уроку, цели и задачи урока.
На дом было задано определить значение паронимов:
- Что такое паронимы? Дайте определение. Задание в парах.
Верно ли , что :
-понятливый « обоснованный, доступный пониманию»
-понятный «быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо»
- доверительный « высказывающий полное доверие кому-либо, чему-либо, чему-нибудь.»
- доверчивый « легко доверяющий, питающий ко всем доверие, основанный на доверии»
- гуманный « обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека»
-гуманитарный « направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый»
- исполнительский
« осуществляющий принудительное исполнение чего-либо»
- вековой « не перестающий существовать, сохраняющий на многие века.»
Составьте предложения с данными паронимами.
Предлагает 4 уч-ся (кол-во групп) назвать хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.
Аудирование учеников.
Учащиеся выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем.
Делятся на группы
Основная часть
1.Проблемный вопрос:
- Что такое чужая речь?
Приём корзина идей.
2.Новая тема: способы передачи чужой речи.
Приём «Фишбоун»
3.Закрепление.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
4.Закрепление.
Приём «Карусель»
Предлагает собрать в «корзину» свои идеи относительно заданной темы.
Каждая группа получает текст с информацией по одному из способов передачи чужой речи.
Группа 1- предложения с прямой речью
2-с косвенной речью
3- предложения с вводными словами
4- предложения, которые включают дополнения с предлогом о
Даёт задание составить по в «толстых» и «тонких» вопроса по прослушанной информации.
Группы получают одинаковое задание(приложение).
Каждая группа в течение 2-3 минут собирает свои идеи, затем знакомит с ними других.
Приходят к выводу , что это речь другого лица, включенная различными способами в речь говорящего.
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. На хвосте- примеры.
Презентация схем.
Оценивание :сигнальные карточки.
Составляют вопросы.
Ученики по группам выполняют задание, затем , переходя от группы к группе , проверяют работы.
Заключительная часть
Вывод по теме урока.
Рефлексия
Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Заполняют анкету, аргументируют.
Ресурсы:
Презентация,
карточки с заданиями. Сигнальные карточки, рабочие тетради.
Домашнее задание:
Повторить знаки препинания при прямой речи.
№п/п
задание
1вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
1.
Составить предложения по схеме
«П», - а.
А: «П!»
«П?» - а.
А: «П?»
2.
Составьте предложения с прямой речью, используя данные слова автора
… растерянно спросил лесничий.
… объявил машинист электоропоезда.
… в недоумении спросил Володя.
… спросил Челкаш Гаврилу.
3.
Расставьте знаки препинания в предложении
Старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал возьми капитан береги он принесет тебе счастье
Зачем вы повязались платком спросил я Владимира
Сторож подошел к нам и строго предупредил здесь ловить рыбу не разрешается
Балда приговаривал с укоризной не гонялся бы ты поп за дешевизной
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Чужая речь— это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»): «Ты думаешь?— встревоженношепнулБерлиоз, а самподумал: А ведь он прав!»(М. Булгаков).
В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других — только содержание.
В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: 1) формы прямой передачи(прямая речь),2) формы косвенной передачи (косвенная речь).Предложения с прямой речью специально предназначены для точного (дословного) воспроизведения чужой речи (её содержания и формы), а предложения с косвенной речью — лишь для передачи содержания чужой речи. Ср.:
Затем он [командир полка Закаблука]сказал, что отлучаться из аэродромных блиндажей командование запрещает и с нарушителями шуток не будет.(Косвенная речь) — Щоб мне не спали в воздухе, а хорошо выспались пэрэд полётом,— объяснилон (В. Гроссман).(Прямая речь)
Эти формы передачи чужой речи являются наиболее распространёнными.
Кроме этих двух основных способов, существуют и другие формы, предназначенные для передачи только темы,предмета чужой речи, для включения в авторскую речь элементовчужой речи.
Темачужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения,выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (И. Тургенев). 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).
Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций,указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зренияи т. п.) такого-то, каксказал (считал, отмечали т. п.) такой-тои под. Например: 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский).2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь (И. Тургенев).3) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).
В художественной литературе используется особая форма передачи чужой речи — несобственно-прямая речь.
Предложения с прямой речью
Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.
Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.
Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.
Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).
Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.
Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».
Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.
Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)
Прямая речь разнообразна. Ею может быть:
1. Речь людей:
а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.
Например: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А. Пушкин.)
Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)
А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)
Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)
б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.
Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)
2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.
Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама...» (Ф. Достоевский.)
3. Различные надписи, цитирование чужого текста.
Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».
4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.
Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.
Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:
Схема предложен я с прямой речью
Пример
I. Прямая речь перед словами автора:
Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«П...» — а.
«Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
«Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.
«Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.
«А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.
II. Прямая речь после слов автора:
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»
Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».
Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»
Мишка кричит: «Здорово получается!»
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.
Например: Мне сказали,что это был брат мой...(А. Пушкин.) Она требовала,чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники.(А. Чехов.)Говорили о том,как живут наловленные мною птицы.(М. Горький.)
Темачужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения,выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (И. Тургенев). 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).
Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций,указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зренияи т. п.) такого-то, каксказал (считал, отмечали т. п.) такой-тои под. Например: 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский).2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь (И. Тургенев).3) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).