kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы»

В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследовала цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решала следующие задачи:

  1. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
  2. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  3. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
  4. Использовать в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  5. Поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  6. Создать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Я старалась всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.

“Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…”, - сказал Рене Декард.

Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.

Использовала:

1. Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. “Познавательная самодеятельность, - поясняет психолог Д.Б.Богоявленская, - это стремление к постоянному углублению в проблему”. В этой способности “не гаснуть” в полученном ответе, а “возгораться” в новом вопросе кроется тайна высших форм развития личности. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке русского языка  в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: “Словомейкерство – дань моде или творчество?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы, указав правило, которое это явление описывает или характеризует.

3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. “Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю”. Это слова Конфуция, сказанные давно, но очень точно отражающие важность этого метода. Исследование – согласно трактовке словаря – научный процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, а это проверяю заранее, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, а такое бывает, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа или пара не справляется с заданием, я оставляю за собой право – и об этом информирую заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются:

  1. групповые,
  2. парные,
  3.  индивидуальные.

 В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтролю, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности.

При разработке дидактического материала учитывала психолого –педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий вводила описание приемов их выполнения, которые задавала непосредственно:

1. в виде правил,
2. предписаний,
3. алгоритмов действий.

 Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяла на несколько этапов:

1. создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;

2. трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы;

3. создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

4. дополнение схем материалом из курса предыдущих классов; 5. создание обобщающих алгоритмов.

   Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбирала способы передачи материала. Использовала методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступала к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

   Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создавала на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общих и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.

  Проводила сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока).

  Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

  Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

  Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовила учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

        Планируя уроки литературы, старалась  строить их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, старалась добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

   Строила уроки литературы как диалог, который классики ведут между собой, старшеклассники с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, давала задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

   Появляется возможность и необходимость полной характеристики фамусовского общества. Каждому ученику нужно обратиться к тексту. Или, например, вопрос: в какой семье ты хотел бы жить – у Ростовых или Болконских? – задевает за живое. Класс чувствует, для чего разбирается художественное произведение. Только ли для того, чтобы знать. Это неинтересно. Если же предстоит подумать над чем-то сложным, но важным лично для тебя, тогда можно и не пожалеть сил. Это заставляет учащихся критически относиться не только к героям художественных произведений, но и к себе.

   При изучении художественной литературы старалась выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использовала в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщала биографические сведения, другая учила стихи, третья анализировала поэтические тексты.

   Готовясь к занятиям, школьники  заранее подбирали необходимую литературу, делали выписки, обдумывали свои суждения. Это позволяло работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентировались  в материале, легко понимали мысль учителя.

   Работая в старших классах, много времени уделяла подготовке к написанию сочинений. Конечная цель работы по развитию речи – формировать умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно использовать, а главное уместно, языковые средства, помочь понимать самого себя и других, осознать свое место среди людей. Я люблю давать темы непривычные, неожиданные.

  Такие, чтобы у детей не было возможностей переписывать критические статьи, методические пособия. На уроках русского языка использовала работу с опорными конспектами, давала творческие задания по их составлению, что способствовало эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

  

   Особое место на уроках занимал лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

   Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывался мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

   Все перечисленные способы, методы, приемы помогали  развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» »

Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы»

В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследовала цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решала следующие задачи:

  1. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

  2. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  3. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

  4. Использовать в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  5. Поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  6. Создать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Я старалась всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.

“Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…”, - сказал Рене Декард.

Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.

Использовала:

1. Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. “Познавательная самодеятельность, - поясняет психолог Д.Б.Богоявленская, - это стремление к постоянному углублению в проблему”. В этой способности “не гаснуть” в полученном ответе, а “возгораться” в новом вопросе кроется тайна высших форм развития личности. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке русского языка в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: “Словомейкерство – дань моде или творчество?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы, указав правило, которое это явление описывает или характеризует.

3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. “Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю”. Это слова Конфуция, сказанные давно, но очень точно отражающие важность этого метода. Исследование – согласно трактовке словаря – научный процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, а это проверяю заранее, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, а такое бывает, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа или пара не справляется с заданием, я оставляю за собой право – и об этом информирую заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются:

  1. групповые,

  2. парные,

  3. индивидуальные.

 В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтролю, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности.

При разработке дидактического материала учитывала психолого –педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий вводила описание приемов их выполнения, которые задавала непосредственно:

1. в виде правил,
2. предписаний,
3. алгоритмов действий.

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяла на несколько этапов:

1. создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;

2. трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы;

3. создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

4. дополнение схем материалом из курса предыдущих классов; 5. создание обобщающих алгоритмов.

   Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбирала способы передачи материала. Использовала методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступала к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

   Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создавала на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общих и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.

  Проводила сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока).

  Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

  Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

  Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовила учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

        Планируя уроки литературы, старалась строить их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, старалась добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

   Строила уроки литературы как диалог, который классики ведут между собой, старшеклассники с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, давала задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

   Появляется возможность и необходимость полной характеристики фамусовского общества. Каждому ученику нужно обратиться к тексту. Или, например, вопрос: в какой семье ты хотел бы жить – у Ростовых или Болконских? – задевает за живое. Класс чувствует, для чего разбирается художественное произведение. Только ли для того, чтобы знать. Это неинтересно. Если же предстоит подумать над чем-то сложным, но важным лично для тебя, тогда можно и не пожалеть сил. Это заставляет учащихся критически относиться не только к героям художественных произведений, но и к себе.

   При изучении художественной литературы старалась выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использовала в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщала биографические сведения, другая учила стихи, третья анализировала поэтические тексты.

   Готовясь к занятиям, школьники заранее подбирали необходимую литературу, делали выписки, обдумывали свои суждения. Это позволяло работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентировались в материале, легко понимали мысль учителя.

   Работая в старших классах, много времени уделяла подготовке к написанию сочинений. Конечная цель работы по развитию речи – формировать умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно использовать, а главное уместно, языковые средства, помочь понимать самого себя и других, осознать свое место среди людей. Я люблю давать темы непривычные, неожиданные.

  Такие, чтобы у детей не было возможностей переписывать критические статьи, методические пособия. На уроках русского языка использовала работу с опорными конспектами, давала творческие задания по их составлению, что способствовало эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

  

   Особое место на уроках занимал лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

   Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывался мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

   Все перечисленные способы, методы, приемы помогали развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Саттарова Елена Ивановна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116568


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства