kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме " Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов проблемного обучения и групповой работы. Учащиеся знакомятся с правилами написания соединительных гласных о-е в сложных словах, учатся выделять гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации, обогащают письменную и устную речь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспест урока»

МОУ Черниговская СОШ, Агаповский район, Челябинская область

Учитель начальных классов: Батурина Елена Владимировна

Класс:3

Программа «Школа России»


Тема. Сложные слова.


Тип урока: открытие новых знаний


Цели.

1.Образовательная:познакомить с правилом написания соединительных гласных о-е в сложных словах

2. Развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации; развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.

Методы обучения:

• Проблемный

• Исследовательский

• Информационно-коммуникативный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная

Программное обеcпечение: MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord, ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор


Оборудование: опорные схемы , кроссворды для групповой работы, карточка «Помогай-ка»,презентация , мультимедийный проектор

Учебник : Русский язык, М., Просвещение,2010


Ход урока.

I.Организационный момент.

Стих про урок русского языка читает учитель.


Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Начинаем урок русского языка.

А какие секреты слов ты хотел бы узнать?

(Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов. )

(Дети говорят и делают)

Я тетрадь свою открою (открывают тетрадь.)

И наклонно положу (кладут наклонно)

Я друзья от вас не скрою (берут ручки в руки)

Ручку я вот так держу (ставят руку на локоть)

Сяду прямо, не согнусь (опускают руку на тетрадь.)

За работу я возьмусь (записывают число и «Классная работа»)


II.Повторение пройденного

Словарная работа (работа в группах) на листочках

  1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? дрожжи

  2. Группа дружных детей. коллектив

  3. Шестой день недели. суббота

  4. Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он
    Держит их руками. троллейбус

  5. Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. антенна

  6. Во мне два к. Не забывайте!
    Таким, как я, всегда бывайте
    Я точный, чистый и опрятный,
    Иным же словом - аккуратный.

  7. Вдоль дороги по бокам
    Липы, клёны тут и там.
    Всем идти здесь веселее.
    Этот путь зовут … аллея

Какие слова мы повторяли?

Почему они появляются в русском языке?

3. Образуйте однокоренные слова с одним из слов. Разберите его по составу.

Коллектив- коллективная работа

-С помощью какой части слова образовалось данное.

-Для чего надо уметь образовывать слова?


Физминутка


III. Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний

А) Словообразовательная работа (работа в группе)

Образуй слова .Записывают в тетрадь


1 группа


Лес, рубить - лесоруб

Свинья, пасти - свинопас

Пчела, разводить - пчеловод

Рыба, ловить - рыболов

Скала, лазать - скалолаз


2 группа


Море, плавать - мореплаватель

Сталь, варить - сталевар

Земля, пахать - землепашец

Ведёт передачи на телевидении – телеведущий

(слайд 3)

Что общего? Чем различаются?

Какую ещё особенность заметили в «сложных словах »словах?

(соединительная – о, или – е).

Б) Постановка проблемного вопроса

Когда пишется е-о?( 10 мин)

(В случае затруднения обратить внимание на основу: лес-лесоруб

сталь-сталевар)

в)Вывод(слайд 5)

Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.


  1. Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О

2. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е


(Учитель добавляет)

3. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е


Пешеход, сердцеед


Ученик выходит с буквами


Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.



Физкультминутка для глаз (муз- слайд 6)


IV.Закрепление.


-Что скажите про лексическое значение этих слов? (обозначают профессии людей)


А)Творческая работа (слайд 7)

Составьте и запишите предложение к схеме используя эти слова

Предложение записывают в тетрадь

(определение, подлежащее, сказуемое, дополнение)

Карточка «Помогай-ка» Какой(ая)? Кто? Что делает? Что?

Б)Резервные задания

1.(волшебный мешочек)

Вспомните и запишите сложные слова-предметы из сказок( поставить предметы в классе –сапоги, скатерть, ковер)

2.Печка на колёсах. (слайд 8)

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - ложа, да в ней намёк». Люди давно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самолёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самодвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тяжёлый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

V.Домашнее задание с.44, № 101 (по заданию) ( слайд 9)

VI.Итог (слайд 10)

Я вспомнил…..

Я узнал….

Я научился…







5



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку русского»

Х Тема урока: Сложные слова Батурина Елена Владимировна   учитель начальных классов  МОУ Черниговская СОШ  Агаповский район  Челябинская область http://aida.ucoz.ru

Х

Тема урока: Сложные слова

Батурина Елена Владимировна учитель начальных классов МОУ Черниговская СОШ Агаповский район Челябинская область

http://aida.ucoz.ru

а к о к  л к т у р л с р о е у а л к а л т б т л л а н и е б н й о е в д ы т т р я й б а у  о е н  ж с н  ж а  и

а

к

о

к

л

к

т

у

р

л

с

р

о

е

у

а

л

к

а

л

т

б

т

л

л

а

н

и

е

б

н

й

о

е

в

д

ы

т

т

р

я

й

б

а

у

о

е

н

ж

с

н

ж

а

и

    сс    Когда в сложных словах используется соединительная гласная о , а когда соединительная гласная е ?

    сс

    Когда в сложных словах используется соединительная гласная о , а когда соединительная гласная е ?

    Алгоритм написания соединительных гласных о,е в сложных словах.  Если основа оканчивается на твердый согласный звук
    • Алгоритм написания соединительных гласных о,е в сложных словах.
    • Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О
    • Во д о пад, ско р о ход.
    • 2. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е
    • Зем л е мер, си н е глазый
    • 3. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е
    • Пе ш е ход, серд ц е ед
    Ребята, берегите зрение!

    Ребята, берегите зрение!

    первый паровой автомобиль 1770г- французский инженер Жан Кюньо

    первый паровой автомобиль

    1770г- французский инженер

    Жан Кюньо

    Домашнее задание

    Домашнее задание

    • с.44, № 101 (по заданию)
    Я

    Я

    • вспомнил
    • узнал
    • научился
    http :// prezentazia.ucoz.ru / load / dlja_nachalnoj_shkoly /1-1-0-68 шаблон презентации «хочу всё знать» http :// luchiki.ucoz.ru / load / ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz /15-1-0-77 зарядка для глаз http://900igr.net/datas/fizika/Teplovye-mashiny/0005-005-Pervyj-parovoj-avtomobil.jpg первый паровой автомобиль http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&pos=13&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F1asch1262.ucoz.ru%2F185f.jpg домашнее задание
    • http :// prezentazia.ucoz.ru / load / dlja_nachalnoj_shkoly /1-1-0-68 шаблон презентации «хочу всё знать»
    • http :// luchiki.ucoz.ru / load / ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz /15-1-0-77 зарядка для глаз
    • http://900igr.net/datas/fizika/Teplovye-mashiny/0005-005-Pervyj-parovoj-avtomobil.jpg первый паровой автомобиль
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&pos=13&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F1asch1262.ucoz.ru%2F185f.jpg домашнее задание


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 3 класс

    Скачать
    Урок русского языка по теме " Сложные слова"

    Автор: Батурина Елена Владимировна

    Дата: 10.06.2014

    Номер свидетельства: 100081

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#872 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(236) "Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема «Сложные слова», УМК «Перспективная начальная школа». Проект урока"
        ["seo_title"] => string(121) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka"
        ["file_id"] => string(6) "270277"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1451053377"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#894 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(110) "Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов""
        ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
        ["file_id"] => string(6) "268568"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1450640521"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#872 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(98) "Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова" "
        ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnyie-slova"
        ["file_id"] => string(6) "221692"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1435541643"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#894 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
        ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
        ["file_id"] => string(6) "103352"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1402580951"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#872 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
        ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
        ["file_id"] => string(6) "159743"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1421942015"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства