Постановка проблемы. - Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Сережа и Данил, Максим и Веня? -На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Сережа, Данил? К какой части речи они относятся?(сущ) -На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них?(Кто) -На место какой части речи мы ставим это слово? (На место имени существительного) -Как можно назвать новую часть речи, если мы используем эти слова вместо имени сущ.? МЕСТОИМЕНИЕ место имя 2. Определение темы. - Так как же называется часть речи, с которой нам предстоит познакомиться? (Местоимение) 3. Постановка цели урока. Попробуйте определить цель нашего урока (познакомиться с местоимением) (Узнать, к какой части речи относятся новые слова, отличительные признаки новой части речи.) (ответ с опорой на алгоритм) 4. Поиск решения проблемы А) Послушайте отрывок и определите, кому принадлежат слова диалога: - Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты? "Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!" - подумал я и спросил напрямик: - Стало быть, ты попал сюда с другой планеты? Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом! -Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? -Попробуйте сформулировать определение местоимения. (Местоимение -часть речи, которая заменяет существительные. Местоимения не называют предмет или лицо, а указывают на него.) Б) Коррекция текста (на слух) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. -Что не так с этим текстом? Как его исправить? (убрать повторы сущ.) -Какой вывод можно сделать? (Много повторов, текст звучит некрасиво.) Знаете ли вы, что… Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов -- около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69. Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?» -Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи. - Для чего существуют местоимения в речи? ( Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.) - Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Сделайте вывод. -Как называется новая часть речи и для чего служит? 5. Сравните свой вывод с правилом учебника с 151 |