kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. Педагог: Ерохина Наталья Викторовна Класс: 7 «Б» Тема: «Местоимение» Цель: создать коррекционно-развивающие условия для успешного усвоения знаний детьми, со сложной структурой дефекта. Задачи: 1)Ученик сможет дать определение местоимения, отличить его от других частей речи по характерным признакам, заменить существительные местоимениями. 2)Ученик сможет найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам на основе толерантности, 3)Ученик сможет оценить значение дружбы и взаимоуважения в своей жизни. 4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт и словарный запас, расширить предметные представления, установить соответствие между словом и конкретным образом. Ученик сможет ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме на экране, в тетради. Ученик сможет различить и называть эталоны формы геометрических фигур (круг, шар) Первый урок по теме «Местоимение» Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. При разработке урока учитывались возрастные и личностные особенности учащихся и класса. Данный урок направлен не только на обучение, но и на коррекцию различных видов деятельности и мыслительных процессов В связи с этим урок построен на основе текстоцентрического подхода, то есть на основе текста. Целенаправленный отбор для работы текстового материала из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» создал ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных-нравственных,(а это является ключевым требованием ФГОС), интеллектуальных качеств личности.Использование алгоритма и схем способствует развитию умения выстраивать словесно-логические умозаключения, устанавливать закономерности, преобразовывать и перерабатывать информацию.Работа по развитию речи заключалось в определении лексического значения слов, высказываний, составлении предложений, в замене существительных местоимениями. Социализация достигается через использование задания по коррекции текста (чтоб могли видеть речевые ошибки и впоследствии строили свои грамотные речевые высказывания). По программе 8 вида не достаточно заданий на формирование правильного строя речи, поэтому считаю целесообразным и эффективным средством использование упражнений данного типа. Вся информация переработана, адаптирована в соответствии с особенностями восприятия детей со сложным дефектом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс »


Государственное казённое специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностям здоровья

«Михайловская специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа-интернат IV вида” Волгоградской области












Конспект урока


русского языка в 7 «Б» классе


по теме: «Местоимения»








Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ерохина Н.В.






















Дата проведения: 07 февраля 2014 г.



Конспект урока в 7 «Б» классе


Педагог: Ерохина Наталья Викторовна Предмет: русский язык

Класс: 7 «Б»

Тема: «Местоимение»

Цель: создать коррекционно-развивающие условия для успешного усвоения знаний детьми, со сложной структурой дефекта.

Задачи:

1)Ученик сможет дать определение местоимения, отличить его от других частей речи по характерным признакам, заменить существительные местоимениями.

2)Ученик сможет  найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам на основе толерантности.

3)Ученик сможет  оценить значение дружбы и взаимоуважения в своей жизни.

4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт и словарный запас, расширить предметные представления, установить соответствие между словом и конкретным образом.

Ученик сможет ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме на экране, в тетради.

Ученик сможет различить и называть эталоны формы геометрических фигур (круг, шар) .

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дата проведения: 07.02.2014г.

Методы: предметно-практическая работа, словесный, наглядный

Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбук, игра «Рыбалка», карточки.



Этап урока

Ход урока


I.Орг. момент. Мотивация






























1. Проверка готовности к уроку

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.



- Ваш класс очень дружный.

2.Мотивация

«Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». Это слова известного французского писателя, военного летчика, который участвовал во Второй мировой войне Антуана де Сэнт-Экзюпери. Незадолго до своей гибели Сент- Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие книжку-сказку «Маленький принц» и сам ее проиллюстрировал. В последний день июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери растворился в небе над французской Ривьерой, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...


-Что вам известно о Маленьком принце? (он прилетел с другой планеты в поисках друга)

Что же необходимо для настоящей дружбы? Кого можно назвать настоящим другом?


3.Лексическая разминка

Синквейн на тему «Друг»? (Веня на карточке)


Один из героев писателя обращается к людям с такими словами

«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

(Видят глазами, а чувствуют сердцем)

( Зрячий – обладающий зрением; о человеке, способном сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую боль, говорят, что у него зрячее сердце.)






















1 сл








2 сл





3 сл


















2. Актуализация знаний
































Словарная работа

А) Он – Маленький принц – главный герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И ни на маленьких планетах, ни на Большой земле не встретил Маленький принц никого, кто бы мог быть его другом.

- А кто из вас знает, что такое ПЛАНЕТА? (небесное тело, космический предмет)

-Как называлась планета Маленького принца? (Астероид 612)

-А как называется планета, на которой живем мы с вами? (Земля)

-Как еще называют нашу планету за ее форму (Земной шар)

Найдите среди рисунков изображение нашей планеты. (Вене- лист печатной тетради.)

-Какой формы она? (круглая) Где расположена на рисунке? (в центре, внизу)

-Что изображено справа? Что изображено слева?

- У меня в руках глобус-это макет нашей планеты, уменьшенной во много-много раз

- Какую форму имеет глобус? (форму шара)


Б) Откройте тетради. Запишите число.

-Запишите слово «Планета».

-Подчеркните ошибкоопасное место, которое вызывает затруднение в написании. Попробуйте подобрать проверочное слово.

-Как называют слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово? (Словарными) Мы должны запомнить их написание.)

- Составьте предложение со словом ПЛАНЕТА

(Мы живем на планете Земля.)

-С какой буквы написали слово Земля? Почему? (Имя собственное. Название планеты)


Синтаксический разбор предложения.

-Разберите предложение по членам. ( Веня у доски)

-Назовите подлежащее… На какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем?

-Назовите сказуемое… на какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем»

-Скажите, как по другому называют подлежащее и сказуемое? (главные члены).

- Какие еще члены предложения кроме главных вы знаете? Как подчеркиваем?



4 сл





5 сл


















Сл 6


















3 Офтальмологическая зарядка



-В бескрайних небесных просторах все находится в постоянном движении. Проследите только глазами, как двигаются планеты.

(Сергей к столу, Веня,Данил с места)

4. Открытие новых знаний.



  1. Постановка проблемы.


- Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Сережа и Данил, Максим и Веня?

-На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Сережа, Данил? К какой части речи они относятся?(сущ)

-На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них?(Кто)

-На место какой части речи мы ставим это слово?

(На место имени существительного)

-Как можно назвать новую часть речи, если мы используем эти слова вместо имени сущ.?

МЕСТОИМЕНИЕ


место имя




2. Определение темы.

- Так как же называется часть речи, с которой нам предстоит познакомиться? (Местоимение)

3. Постановка цели урока. Попробуйте определить цель нашего урока (познакомиться с местоимением)

(Узнать, к какой части речи относятся новые слова, отличительные признаки новой части речи.)

(ответ с опорой на алгоритм)

4. Поиск решения проблемы

А) Послушайте отрывок и определите, кому принадлежат слова диалога:


- Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

"Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!" -

подумал я и спросил напрямик:

- Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то

величиной с дом!


-Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

-Попробуйте сформулировать определение местоимения.

(Местоимение -часть речи, которая заменяет существительные. Местоимения не называют предмет или лицо, а указывают на него.)


Б) Коррекция текста (на слух)


У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.


-Что не так с этим текстом? Как его исправить?

(убрать повторы сущ.)

-Какой вывод можно сделать?

(Много повторов, текст звучит некрасиво.)

Знаете ли вы, что…

Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов -- около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.

Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»

-Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи.


- Для чего существуют местоимения в речи?

( Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

- Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.


Сделайте вывод.

-Как называется новая часть речи и для чего служит?


5. Сравните свой вывод с правилом учебника с 151












СЛ 7-8






























Сл.9










Сл 9



















4.Физминутка


-Попробуем развеселить маленького принца. Покажем ему настоящее мужское занятие -Рыбалка .

Необходимо поймать рыбку. Назвать изображенный на ней предмет. Заменить название местоимением.


темно

5. Закрепление

А) Составление схемы (работа в парах)

Тот, кто говорит

Тот, кто слушает

Тот, о ком говорят




-Заполните таблицу местоимениями, опираясь на памятку. Обратите внимание на участников речи.



Б) Переработка и преобразование полученной информации

Отгадайте загадку

Уч-ся.

Он, Она, Оно.

Моё стихотворение -

Про местоимения…

Утром -

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей…

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл - плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…


-Кто же это ОН, ОНО, ОНА?

(Месяц, солнце и луна ( иллюстрации).

- Сразу ли вы поняли, что это такое? А как вы думаете, почему?

( Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)


-Так что же такое местоимение? Для чего существуют местоимения в речи?

( Местоимение-часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.


3) Работа на слух с последующим комментированием (Веня у доски)

Упражнение «Отыщи местоимение в слове» выделить цветом .

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!


-Запись под диктовку:яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон. (Веня на доске)

Сл 10
































Сл111










Сл

12

6. Итог


1.Итог урока

Отгадайте загадку:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.


Д. Это – местоимение.

- Какова была тема урока?


Какую цель мы ставили в начале урока?

( Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.)

У. Справились мы с целью урока?

Д. Да.

- Сделайте вывод: для чего в нашей речи мы используем местоимения?


- Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал  в полную силу.

Если бы вы вели дневник, какую запись вы бы сделали о сегодняшнем уроке русского языка? Составьте текст, используя слова:

- Мне на уроке было интересно…

- Мне на уроке было трудно…

- Урок заставил меня задуматься о том, что…

Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.

2.Оценка ответов учителем

-Оцените урок, вашу работу, продолжив предложение «Я считаю, что…».

Поставьте себе общую оценку за урок



























Сл

13










7. Домашнее задание

Итоги урока Быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга – вот что, пожалуй, главное в дружбе. И отразить эту мысль вам помогли местоимения. Они придают речи искренность, взволнованность, помогают раскрыть главную мысль автора: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня.

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.


В небольшой творческой работе попытайтесь ответить на этот вопрос. Используйте местоимения.

Вене. Задание на карточке. Списать, выделить местоимения. Выписать местоимения с существительными, которые они заменяют.

Домашнее задание Вене.

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то

величиной с дом!

Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц

прилетел с планетки, которая называется "астероид В-612".


Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подравняйтесь

С гостями попрощайтесь.















Сл 14






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс

Автор: Ерохина Наталья Викторовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437328087"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка в 6 классе с применением ЭОР по теме "Местоимение". "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-s-primienieniiem-eor-po-tiemie-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "204108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429610398"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства