kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сложные слова

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для  усвоения детьми понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных)
  • формировать умение составлять сложные слова

развивающая:

  •     способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости, навыков исследовательской деятельности, внимания, мышления.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к урокам русского языка, к родному слову; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

 Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова" »

Тема урока: Сложные слова

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для усвоения детьми понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных)

  • формировать умение составлять сложные слова

развивающая:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости, навыков исследовательской деятельности, внимания, мышления.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к урокам русского языка, к родному слову; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

- установить тематические рамки.


- Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Кто готов сделать открытия?

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.

- Вот девиз нашего урока.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся дружок!»

- Как вы понимаете этот призыв?


Отвечают на вопросы

- Я готов сделать открытие, узнать что-то новое.








- проговаривают девиз урока.

- объясняют, как понимают девиз

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные: действие самоопределения, смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений распознавать однокоренные слова, группировать их, умение выделять корень в словах;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Актуализация знаний

- Перед вами названия орфограмм

безударные гласные

парные согласные




непроизносимые согласные






- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?




- Какие слова называются однокоренными?



2. Выполнение пробного действия

- Прочитайте слова на доске (вода, водопад, лёд, рыба, ловит, ходит, падает)

- Запишите, выделите в них корень.

- Выполните задание на доске.


- У кого другой вариант?


3. Фиксация затруднения.


- Какой же вопрос возникает?











- в корне слова

- Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Однокоренные слова – это, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.


Высказывают свои мнения.


Выполняют задание.

Один ученик выделяет корень на доске.

- два разных мнения (осознание противоречия)


Фиксируют затруднение. (Я не знаю)


- Кто прав? Какой корень в слове водопад? (учебная проблема как вопрос)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.





- Где возникло затруднение?



Подводящий диалог к открытию нового знания

- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.

- Какое лексическое значение имеет слово «водопад»? А что говорит нам словарь?


- Посмотрите на слова, которые вы написали. Какие из них подойдут по лексическому значению к слову водопад?

- Какие корни выделены в этих словах?

- Есть ли корни –вод- и –пад- в слове «водопад»?

- Так сколько же корней в слове «водопад»?

Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- Какой корень в слове водопад?

- Мы не знаем, какое мнение правильное.



Один ребенок работает со словарем. Это стремительно падающий с высоты поток воды.



Называют слова и корень.

- да, есть

- Два корня.

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

  1. «Открытие нового знания»

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках.

  1. Введение нового понятия

- Как бы вы назвали слова с двумя корнями?

- Проверим наши предположения. (сложные слова)


- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

- Давайте запишем название слов в схему.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.


- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока?





- Так какие же слова называются сложными, дайте им определение.


- Запишите вывод в схему. Проверьте себя. (на слайде правило)

- Давайте обратим внимание на то, как образуются сложные слова.

Чтобы узнать это вернёмся к нашему слову «водопад»

- Какие корни мы выделили?

- При помощи чего соединяются корни?

- Как её можно назвать?


- Какие ещё бывают соединительные гласные, я предлагаю вам узнать самостоятельно.

Откройте учебник на с.77 упр.138

Выполните задание по плану:

- Выпишите слова любого столбика

- Устно объясните их лексическое значение

- Выделите в них корень

- Подчеркните соединительную гласную.

- Какие слова выписали, какие соединительные гласные подчеркнули?

Сделайте вывод: Как образуются сложные слова? Запишите вывод в схему.

- Соединительные гласные «о» и «е» это орфограмма!

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать весеннюю песенку. По желанию вы можете выполнять любые движения.

Физкультминутка


- Что мы ещё в нашей схеме не заполнили?


- Давайте вернёмся к нашему слову «водопад». Что оно означает?


- Что удобнее использовать в речи?

- Почему?

Сделайте вывод. Какую роль играют сложные слова в русском языке?


- Давайте обобщим всё, что мы узнали. Зачитайте результаты нашего исследования.




Учащиеся высказывают свои предположения.

- соединили (сложили), два корня –вод- и –пад-


Самостоятельно формулируют тему и цели урока

- Научиться отличать сложные слова от других слов.

- Учиться выделять корень в сложных словах.


Дают определение сложным словам.

Слова, в которых два корня, называются сложными

Заполняют схему.




- мы выделили корни -вод- и -пад-

- соединяет корни гласная «о»

- соединительная


Дети выполняют задание. Работа в паре.











- сложные слова образуются при помощи сложения двух корней и соединительной гласной «о» или «е».






- Какую играют роль в русском языке?

- это стремительно падающий с высоты поток воды.

- слово «водопад»

- так короче, удобнее, быстрее

- для краткости речи: вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание

Работа по схеме.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли, высказывать своё предположение.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


Слайд

- Давайте попробуем сами составить сложные слова.

- Выделите в словах корень

- Составьте из корней данных слов сложные слова. Запишите.



Л

падать

сам

ист свалить

Звезда варить

Камни катить


Выполняют задания в тетрадях (фронтальная работа)

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

- Выпишите в тетрадь только сложные слова

- Выделите в них корень, подчеркните соединительную гласную.


Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, пчеловод, дружба, водолаз, знания, пешеход, урок, утконос, пенал.

Самопроверка

- У кого все правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чем причина?

Выполняют задания самостоятельно в тетради



Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Выполняют самооценку.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Личностные: самоопределение.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

Слайд

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

знаю

Я запомнил

смог

-Оцените свою деятельность на уроке.

Оценка учителя.

Домашнее задание с.78 упр.139


Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.




Выполняют самооценку



Познавательные:

Рефлексия деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова"

Автор: Мосиенко Надежда Владимировна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства