- Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Кто готов сделать открытия? - Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. - Вот девиз нашего урока. Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся дружок!» - Как вы понимаете этот призыв? | Отвечают на вопросы - Я готов сделать открытие, узнать что-то новое. - проговаривают девиз урока. - объясняют, как понимают девиз | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие самоопределения, смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
1. Актуализация знаний - Перед вами названия орфограмм безударные гласные парные согласные непроизносимые согласные - В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными? 2. Выполнение пробного действия - Прочитайте слова на доске (вода, водопад, лёд, рыба, ловит, ходит, падает) - Запишите, выделите в них корень. - Выполните задание на доске. - У кого другой вариант? 3. Фиксация затруднения. - Какой же вопрос возникает? | - в корне слова - Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Однокоренные слова – это, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Высказывают свои мнения. Выполняют задание. Один ученик выделяет корень на доске. - два разных мнения (осознание противоречия) Фиксируют затруднение. (Я не знаю) - Кто прав? Какой корень в слове водопад? (учебная проблема как вопрос) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. |
- Где возникло затруднение? Подводящий диалог к открытию нового знания - Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. - Какое лексическое значение имеет слово «водопад»? А что говорит нам словарь? - Посмотрите на слова, которые вы написали. Какие из них подойдут по лексическому значению к слову водопад? - Какие корни выделены в этих словах? - Есть ли корни –вод- и –пад- в слове «водопад»? - Так сколько же корней в слове «водопад»? | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. - Какой корень в слове водопад? - Мы не знаем, какое мнение правильное. Один ребенок работает со словарем. Это стремительно падающий с высоты поток воды. Называют слова и корень. - да, есть - Два корня. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Введение нового понятия - Как бы вы назвали слова с двумя корнями? - Проверим наши предположения. (сложные слова) - Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? - Давайте запишем название слов в схему. Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели мы перед собой поставим по теме урока? - Так какие же слова называются сложными, дайте им определение. - Запишите вывод в схему. Проверьте себя. (на слайде правило) - Давайте обратим внимание на то, как образуются сложные слова. Чтобы узнать это вернёмся к нашему слову «водопад» - Какие корни мы выделили? - При помощи чего соединяются корни? - Как её можно назвать? - Какие ещё бывают соединительные гласные, я предлагаю вам узнать самостоятельно. Откройте учебник на с.77 упр.138 Выполните задание по плану: - Выпишите слова любого столбика - Устно объясните их лексическое значение - Выделите в них корень - Подчеркните соединительную гласную. - Какие слова выписали, какие соединительные гласные подчеркнули? Сделайте вывод: Как образуются сложные слова? Запишите вывод в схему. - Соединительные гласные «о» и «е» это орфограмма! - Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать весеннюю песенку. По желанию вы можете выполнять любые движения. Физкультминутка - Что мы ещё в нашей схеме не заполнили? - Давайте вернёмся к нашему слову «водопад». Что оно означает? - Что удобнее использовать в речи? - Почему? Сделайте вывод. Какую роль играют сложные слова в русском языке? - Давайте обобщим всё, что мы узнали. Зачитайте результаты нашего исследования. | Учащиеся высказывают свои предположения. - соединили (сложили), два корня –вод- и –пад- Самостоятельно формулируют тему и цели урока - Научиться отличать сложные слова от других слов. - Учиться выделять корень в сложных словах. Дают определение сложным словам. Слова, в которых два корня, называются сложными Заполняют схему. - мы выделили корни -вод- и -пад- - соединяет корни гласная «о» - соединительная Дети выполняют задание. Работа в паре. - сложные слова образуются при помощи сложения двух корней и соединительной гласной «о» или «е». - Какую играют роль в русском языке? - это стремительно падающий с высоты поток воды. - слово «водопад» - так короче, удобнее, быстрее - для краткости речи: вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание Работа по схеме. | Коммуникативные: Управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли, высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные: Контроль, коррекция. |
- Выпишите в тетрадь только сложные слова - Выделите в них корень, подчеркните соединительную гласную. Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, пчеловод, дружба, водолаз, знания, пешеход, урок, утконос, пенал. Самопроверка - У кого все правильно? - У кого есть ошибки? - В чем причина? | Выполняют задания самостоятельно в тетради Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Выполняют самооценку. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: самоопределение. |
- Какая была тема урока? - Какую цель ставили? - Достигли цели? Слайд -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог -Оцените свою деятельность на уроке. Оценка учителя. Домашнее задание с.78 упр.139 | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку | Познавательные: Рефлексия деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |