kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема «Сложные слова», УМК «Перспективная начальная школа». Проект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен проект урока русского языка по теме "Сложные слова" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"). В разработке показан системно-деятельностный подход на уроках. Урок соответствует требованиям ФГОС.Проект был разработан для защиты курса повышения квалификации по программе "Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема «Сложные слова», УМК «Перспективная начальная школа». Проект урока»













ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Тема «Сложные слова»

УМК «Перспективная начальная школа»







Выполнила: Башкисер Е.В.

МБОУ СОШ №22, учитель начальных классов

















Новокузнецк, 2015

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………. 3

  2. Методическая разработка…………………………………………. 4

  3. Заключение………………………………………………………… 8

  4. Список литературы………………………………………………… 9













































Введение

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования со­циально- и личностно-значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение зна­ний учащимися, возможность их самостоя­тельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • обеспечение условий для общекуль­турного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только ус­пешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по­знания.







Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока. Сложные слова.

Цели урока:

1) формирование представления о сложных словах;

2) способствование создания условий для самостоятельного образования сложных слов

3) развитие умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

4) воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуальность знаний

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Как образуются новые слова с помощью суффикса? (К основе слова прикрепляем подходящий суффикс и добавляем окончание)

Задание 1.

- Откройте обратный словарь на букву Й (упражнение 33).найдите слова на –НЫЙ. Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, как они образовались.

пустячный пустяк ([ч]/[к])

успешный успех ([ш]/[х])

грешный грех ([ш]/[х])

потешный потеха ([ш]/[х])

воздушный воздух ([ш]/[х])



- Выделите корни. Подчеркните в корнях буквы чередующихся согласных. Выделите окончания. Отметьте суффикс в словах, называющих признаки предметов.

- В корнях каких слов есть чередование звуков ([ч]/[к])? (Пустячный-пустяк)

- А чередование звуков ([ш]/[х])?( Успешный –успех, грешный - грех,

потешный – потеха, воздушный- воздух)

- Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН?(Без мягкого знака)

- Вернитесь к последним четырём парам слов на –НЫЙ. Покажите письменно, как образовались слова – названия признаков.

1 вариант – УСПЕШНЫЙ

2 вариант – ВОЗДУШНЫЙ

Взаимопроверка задания. Оценка работы класса.

- Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Умение выделять части слова, умение пользоваться алгоритмом образования новых слов с помощью суффиксов)

III. Создание учебной ситуации

Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация

Задание 2.

Работа в группах

Перед вами карточки. Внимательно прочитайте и выполните задание.



Задание. Разделите перечисленные слова на группы.

Синичка, телёнок, рукомойник, собачка, мышеловка, котёнок.



Ответственный в каждой группе делится результатом работы группы.

- Какие слова вас удивили? ( рукомойник, мышеловка) Почему?

- Чем они отличаются от остальных? ( Два корня, образованы от двух слов)

- Как вы думаете, какое открытие будем совершать на уроке?(Составлять из двух слов одно)

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи

- Перед вами слова: лес, тундра, корень, плод (основы подчёркнуты). Используя основы, составьте из четырёх слов – два. (Это «ловушка». Основы слов сложить нельзя, так как не бывает слов: тундрлес, кореньплод)

- Какой же секрет мы попытаемся открыть? (Как можно сложить две основы и получить красивое слово)

Поиск решения учебной задачи

Групповая работа.

Задание. Хотите сами открыть тайну, как из двух основ составить одно слово?

Проведите наблюдение за группой слов: водопад, звездолёт, самовар, утконос, мореход.

Сделайте вывод, с помощью чего можно соединить две основы. Подготовьте защиту своего открытия.

Проверка и оценка групповой работы.

Вывод. Какое открытие об образовании таких слов вы сделали.

- Какую роль играют эти гласные? (Соединяют две основы)

- Дайте им название. (Соединительные)

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи

Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу.

Работа у доски.

- Сколько основ мы будем выделять в этих словах? (Предположения детей)

Вывод. Сложили два слова, но получили одно новое, значит и одна основа.

- Как можно назвать такие слова? (Двузначные, составные, двусоставные)

Проверим себя по учебнику. Правило на стр.37.

- Прочитай правило с удивлением

- Прочитай правило с уверенностью в том, что ты знаешь что такое «сложные слова».

IV. Первичное закрепление

Работа с учебником.

  • Прочитайте стихотворение Э. Котляр (упражнение 36).

  • Найдите слова, выделенные цветом. Что означает слово «бе­лоручка»? (Белоручка - бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми.)

  • Что означает слово «мясорубка»? (Мясорубка - машинка, с по­мощью которой рубят мясо на фарш.)

  • Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участ­вовали основы разных слов?

  • А это основы каких именно слов? (Белый и ручка; мясо и ру­бит.)

  • Слова, образованные из основ разных слов, называются сложными словами.

  • Подберите проверочные слова к словам с пропущенными бу­квами. (Со стола - стол; гу[п]ка - губа; мясору[п]ка - рубит; подметать - подмел.)

  • Спишите текст. Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы о (бе­лоручка, мясорубка).

  • Прочитайте диалог Миши и Волшебницы в учебнике.

  • Что нового вы узнали о сложных словах? (Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы «е».)

  • Объясните значение каждого слова в упражнении 37. (Кофеварка - машинка, которая варит кофе. Птицелов - человек который ловит птиц. Овцевод - человек, который разводит овец. Знаменосец - человек, который несет знамя.)

  • Как называются такие слова? Какой буквой соединяются ме­жду собой части каждого слова? (Буквой «е».) Запишите эти слова. Подчеркните букву е.

V. Итоговая рефлексия

- А сейчас дайте оценку своей работе на уроке. (в ходе этого поставить детям отметки за урок). Проанализируйте всё, что вы сегодня услышали на уроке. Покажите знаком, какое бы вы использовали предложение, отвечая на вопрос – « Как вы сегодня усвоили учебный материал?» (Поднятые карточки со значками помогают учителю проследить, с кем следует ещё поработать по данной теме)

Я узнал(а) и могу бы поделиться!

Я сомневаюсь?

Я хотел(а) бы повторить…



VI. Задание на дом

-Подберите и запишите 10 сложных слов. Разберите их по составу.



















Заключение

Системно — деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Для меня, пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не всегда ученики сделают правильные  выводы, медленно будут думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.

Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.



















































Литература.

Чуракова Н.А. Русский язык: 2кл.: Учебник: В 3 ч.М. «Академкнига/ Учебник», 2012

1. И.Б. Антипова, Е.С. Грабчикова «500 упражнений по русскому языку»

2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова сборник «300 примеров по русскому языку». Издательство АСТ Астрель, Харвест, 2008 г.

3. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. «Просвещение» 1994 г.







































11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Башкисер Елена Владимировна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства