kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образование сложных слов.

Цель: Научить  образовывать сложные слова.

Задачи: усвоить понятия «сложные слова», «соединительные гласные»; научить различать сложные слова; правильно писать; употреблять в речи; разбирать по составу.

Оборудование:

? компьютер;

?мультимедийный проектор и  экспозиционный экран;

?CD  проигрыватель;

? карточки со скороговорками.

 Прилагаемые материалы:

? приложение 1 - презентация авторская 

? приложение 2 - тест

? приложение 3 -  аудиозапись: звучание гуслей

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я очень рада нашей новой встрече.

Нам с вами будет интересно, друзья.

И умные ваши ответы

С удовольствием послушаю я.

  1. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение Е. Измайлова.

Слайды 2,3,4.

Стихи веселые читай,

А для чего они - смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало,

И в походе вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот –

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход. 

-О чем говорится в этом стихотворении?

-Каким образом получаем сложные слова?

-Тема урока «Сложные слова». Вы научитесь образовывать сложные слова и правильно их писать  и употреблять в речи.  

  1. Работа над новой темой.

Слайд 5.

-Скажите, вы знаете, что такое режим дня?

-Урок будет построен в таком режиме.

-С чего начинается день? (С утренней зарядки)

-А мы начнем с речевой разминки. (У детей на партах карточки со скороговорками)

-Попробуйте быстро и четко произнести скороговорки.

*Кукушка кукушонку купила капюшон.

*Барабан бьет в барабан.

*Жук жужжит над абажуром.

*Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

*Проворонила  ворона вороненка.

*Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

*Съел Валерик вареник,

А Варюшка ватрушку.

- Что вы можете сказать о самом слове скороговорка? (сложное слово)

-Докажи.

 

4. Минутка чистописания.

            -Выпишите из слова скороговорка сочетания оро, ого, ово.

-С какими согласными они составлены? (со звонкими)

-Составьте свои сочетания и пропишите их

5. После утренней разминки идет…(умывание)

            Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (вода)

          -Запишите в тетрадь слово грязь в транскрипции.

Слайд 6 – Проверка.  [г р’ я с ь ]         [  г р’ а с’ ]     [ г р ’а з ь ]

         -Выберите правильный ответ (выделяется  верный ответ).

         -Образуйте и запишите сложные слова  с корнем вод-

 Слайд 7

            Вода, падать - водопад

Вода, лазить – водолаз

Вода, проводить – водопровод

Вода, возить – водовоз

Вода, качать - водокачка

Самопроверка: Чтоб ошибок избежать,  зоркость будем развивать.

                 Сейчас проверить можешь сам

                 Свое внимание к словам. (Появляются ответы)

-Назови лишнее слово. (Водокачка - оно не имеет парной согласной на конце)

           -Разделите слова на 2 группы. (Слова, состоящие из двух корней и слова, состоящие из корней + другие части слова;  или слова, обозначающие профессии и остальные слова).

    6.  В режиме дня следующий пункт - ….завтрак.

- Как называют человека по профессии, который варит еду? ПОВАР

- Как называют человека, который варит кашу? КАШЕВАР

-  Из чего пьем чай? САМОВАР

-  Как называется кастрюля, в которой все очень быстро варится? СКОРОВАРКА

Слайд 8 -  Проверка.  - Какое слово лишнее? (Повар, т. к. оно не сложное)

 

  1. Назовите следующий пункт в режиме дня. (Занятия в школе)

-Какие названия уроков являются сложными словами?

Слайд 9.  (Природоведение, обществознание, чистописание)

- А у нас урок русского языка. Выполним упражнение № 94 на стр.41.

Проверка:

-Какую машину выдумал Ваня?

-Как называют мальчика, который что-либо придумывает? (Фантазер)

-У Н.Носова есть книга, которая так и называется «Фантазеры». (Учитель демонстрирует книгу). Прочитайте дома о мальчиках-фантазерах.

8. Физкультминутка.

           -Давайте пофантазируем. Представь, что у тебя длинный нос, как у Буратино.

Напиши в воздухе какое-нибудь слово, пользуясь носом, как ручкой.

            Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Руку правую вперед, руку левую вперед,

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

          - Кто услышал в физкультминутке однокоренные слова?

          - Какое из них сложное? (самолет). Докажи.

  1. После отдыха выполняем уроки.

Слайд 10. -Запишите слово, которое показано в транскрипции: [старажыл.]

Проверка. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 11.

 Сторожил – это                

 Старожил – это

-Придумайте предложение с каждым из этих слов.

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, называются омофоны.

 

 10. Подходит день к концу и по режиму – сон. И на ночь мама рассказывает тебе сказки. Посмотрите отрывки из мультфильмов и назовите слова, которые являются сложными.

  Слайды 12-18.

1) ковер - самолет, видеосюжет из м/ф «Алладин»

2) гусли - самогуды, аудиозапись «гусли» (Приложение 3)

3) скатерть - самобранка, видеосюжет из м/ ф «Вовка в тридевятом

    царстве»

4) сапоги - скороходы, видеосюжет из м/ ф «Карлик-Нос»

   -Докажите, что это сложные слова.

11. Закрепление знаний.

Дети отвечают на вопросы теста. (Приложение 2).

     12. Рефлексия.

-Выполнение  какого задания вызвало затруднение на уроке?

-Каким образом вы справились с этим затруднением?

-Кто запомнил правило образования сложных слов?

-Помогите своим товарищам, которые еще затрудняются.

13. Домашнее задание.

Литература

      1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. М.: «Баласс»,20 02;

  1. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. – Тесты по русскому языку: Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998;
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: ООО и ИТИ Технологии, Москва, 2003;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №2»

г. Николаевск Волгоградской области









Конспект урока по русскому языку

«Образование сложных слов»


3 класс



подготовила

Головкова Елена Викторовна

учитель начальных классов


















Николаевск

2015

Тема: Образование сложных слов.


Цель: Научить образовывать сложные слова.



Задачи: усвоить понятия «сложные слова», «соединительные гласные»; научить различать сложные слова; правильно писать; употреблять в речи; разбирать по составу.

Оборудование:

● компьютер;

●мультимедийный проектор и экспозиционный экран;

●CD проигрыватель;

● карточки со скороговорками.


Прилагаемые материалы:

● приложение 1 - презентация авторская

● приложение 2 - тест

● приложение 3 - аудиозапись: звучание гуслей



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я очень рада нашей новой встрече.

Нам с вами будет интересно, друзья.

И умные ваши ответы

С удовольствием послушаю я.


  1. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение Е. Измайлова.

Слайды 2,3,4.

Стихи веселые читай,

А для чего они - смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало,

И в походе вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот –

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход.

-О чем говорится в этом стихотворении?

-Каким образом получаем сложные слова?

-Тема урока «Сложные слова». Вы научитесь образовывать сложные слова и правильно их писать и употреблять в речи.

  1. Работа над новой темой.

Слайд 5.

-Скажите, вы знаете, что такое режим дня?

-Урок будет построен в таком режиме.

-С чего начинается день? (С утренней зарядки)

-А мы начнем с речевой разминки. (У детей на партах карточки со скороговорками)

-Попробуйте быстро и четко произнести скороговорки.

*Кукушка кукушонку купила капюшон.

*Барабан бьет в барабан.

*Жук жужжит над абажуром.

*Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

*Проворонила ворона вороненка.

*Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

*Съел Валерик вареник,

А Варюшка ватрушку.

- Что вы можете сказать о самом слове скороговорка? (сложное слово)

-Докажи.


4. Минутка чистописания.

-Выпишите из слова скороговорка сочетания оро, ого, ово.

-С какими согласными они составлены? (со звонкими)

-Составьте свои сочетания и пропишите их


5. После утренней разминки идет…(умывание)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (вода)

-Запишите в тетрадь слово грязь в транскрипции.

Слайд 6 – Проверка. [г р’ я с ь ] [ г р’ а с’ ] [ г р ’а з ь ]

-Выберите правильный ответ (выделяется верный ответ).

-Образуйте и запишите сложные слова с корнем вод-

Слайд 7

Вода, падать - водопад

Вода, лазить – водолаз

Вода, проводить – водопровод

Вода, возить – водовоз

Вода, качать - водокачка

Самопроверка: Чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать.

Сейчас проверить можешь сам

Свое внимание к словам. (Появляются ответы)

-Назови лишнее слово. (Водокачка - оно не имеет парной согласной на конце)

-Разделите слова на 2 группы. (Слова, состоящие из двух корней и слова, состоящие из корней + другие части слова; или слова, обозначающие профессии и остальные слова).


6. В режиме дня следующий пункт - …..завтрак.

- Как называют человека по профессии, который варит еду? ПОВАР

- Как называют человека, который варит кашу? КАШЕВАР

- Из чего пьем чай? САМОВАР

- Как называется кастрюля, в которой все очень быстро варится? СКОРОВАРКА

Слайд 8 - Проверка. - Какое слово лишнее? (Повар, т. к. оно не сложное)


  1. Назовите следующий пункт в режиме дня. (Занятия в школе)

-Какие названия уроков являются сложными словами?

Слайд 9. (Природоведение, обществознание, чистописание)

- А у нас урок русского языка. Выполним упражнение № 94 на стр.41.

Проверка:

-Какую машину выдумал Ваня?

-Как называют мальчика, который что-либо придумывает? (Фантазер)

-У Н.Носова есть книга, которая так и называется «Фантазеры». (Учитель демонстрирует книгу). Прочитайте дома о мальчиках-фантазерах.


8. Физкультминутка.

-Давайте пофантазируем. Представь, что у тебя длинный нос, как у Буратино.

Напиши в воздухе какое-нибудь слово, пользуясь носом, как ручкой.

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Руку правую вперед, руку левую вперед,

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

- Кто услышал в физкультминутке однокоренные слова?

- Какое из них сложное? (самолет). Докажи.


  1. После отдыха выполняем уроки.

Слайд 10. -Запишите слово, которое показано в транскрипции: [старажыл.]

Проверка. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 11.

Сторожил – это

Старожил – это

-Придумайте предложение с каждым из этих слов.

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, называются омофоны.


10. Подходит день к концу и по режиму – сон. И на ночь мама рассказывает тебе сказки. Посмотрите отрывки из мультфильмов и назовите слова, которые являются сложными.

Слайды 12-18.

1) ковер - самолет, видеосюжет из м/ф «Алладин»

2) гусли - самогуды, аудиозапись «гусли» (Приложение 3)

3) скатерть - самобранка, видеосюжет из м/ ф «Вовка в тридевятом

царстве»

4) сапоги - скороходы, видеосюжет из м/ ф «Карлик-Нос»

-Докажите, что это сложные слова.


11. Закрепление знаний.

Дети отвечают на вопросы теста. (Приложение 2).


12. Рефлексия.

-Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?

-Каким образом вы справились с этим затруднением?

-Кто запомнил правило образования сложных слов?

-Помогите своим товарищам, которые еще затрудняются.


13. Домашнее задание.


Литература


1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. М.: «Баласс»,20 02;



  1. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. – Тесты по русскому языку: Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998;

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: ООО и ИТИ Технологии, Москва, 2003;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов"

Автор: Головкова Елена Викторовна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "221692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435541643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства