kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" и входит в блок "Как устроен наш язык". Цель данного урока - обобщение и систематизация знаний о словосочетании. Система заданий, представленных в содержании урока, способствует формированию умений различать слова,  словосочетания и предложения, определять типы связи слов в словосочетаниях. Организация групповой работы содействует развитию творческих способностей и коммуникативных умений младших школьников. Урок построен в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях."»

Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях.

Цель: обобщение и систематизация знаний о словосочетании.

Педагогические задачи: способствовать формированию умений различать слова, словосочетания, предложения; определять типы связи слов в словосочетаниях; содействовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные: умение различать слова, словосочетания, предложения; определять типы связи слов в словосочетаниях.

Метапредметные: познавательные – умение осуществлять анализ предложенных словосочетаний, классифицировать записи в соответствии с указанными признаками; исключать языковые единицы на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать свою речь и речь собеседника.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, умение применять в общении диалогическую форму речи.

Личностные: готовность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи,  обнаруживать настойчивость и терпение в преодолении трудностей; потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность

Оборудование: презентация к уроку, фразеологический словарь; карточки для групповой работы, ПК


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Мы приветствуем наших гостей. Всегда приятно видеть приветливые лица.

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова русского поэта и драматурга Гавриила Романовича Державина

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Г. Р. Державин

- Как вы понимаете смысл этих слов?


- Сегодня я снова предлагаю вам окунуться в богатство русского языка, приблизиться к разгадке его тайн. Желаю успеха.


2. Определение темы. Актуализация знаний.

- По опорным словам определите тему урока: подчинительная связь

соединение слов

главное слово

зависимое слово

- Вспомните, что вы уже знаете о словосочетании.

Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.


В словосочетании есть главное слово и зависимое.


Существует 3 типа связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.


Словосочетаниями не являются грамматическая основа предложения, однородные члены, фразеологизмы.


-Это уже не первый урок по теме. Как вы думаете, какова основная цель нашего урока?

(Систематизировать и обобщить материал по теме «Словосочетание»)


3. Определение целей и задач урока.

- Чтобы проверить, насколько глубоко каждый из вас усвоил материал, предлагаю вам выполнить задания теста.

1. Отметь словосочетание типа «прилаг. + сущ.»

а) день недели

б) медвежий след

в) к восьмому марта

г) отдыхать на даче


2. Отметь только словосочетания

а) гулять в парке

б) читает и пишет

в) цветёт сирень

г) водить за нос


3. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения На клумбе огненно цвели красные маки. Отметь, если есть, ошибки.

а) красные маки

б) маки на клумбе

в) огненно цвели

г) цвели на клумбе


4. Отметь словосочетание с управлением.

а) на широкой улице

б) любить родину

в) зреет клубника

г) внимательно посмотрел


5. Укажи словосочетание, в котором зависимое слово неизменяемое.

а) быстро бежать

б) серьёзный разговор

в) платье из шерсти

г) аккуратно


Самопроверка.

- Оцените свою работу (без ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2»)


- Знания из каких разделов русского языка вам понадобились, чтобы справиться с заданиями?

(Синтаксис – уметь правильно устанавливать связь слов в предложении, морфология – уметь определять части речи и знать их грамматические признаки, орфография – в словосочетании порядковое числительное + существительное название месяца имя существительное всегда употребляется в родительном падеже.)


- Проанализируйте результаты, чтобы определить для себя задачи, которые каждый должен постараться решить в течение урока.


4. Работа в группах. (Индивидуальная работа у доски)


- Часть ребят я приглашаю поработать у доски.


  1. Выполнить синтаксический разбор предложения, выписать словосочетания. Русский язык неисчерпаемо богат и выразителен!

Проверяет 1 ученик.

Дополнительно: какие группы обстоятельств ты знаешь? Обстоятельство какой группы встретилось в предложении?

  1. Морфологический разбор русский


Проверяет 1 ученик.

Дополнительно: в словосочетаниях с каким типом связи могут употребляться имена прилагательные? (согласование – зависимое слово, примыкание – главное слово)


  1. Соотнести схемы словосочетаний и типы связи:

Глагол + существительное

Прилагательное + существительное управление

Глагол + местоимение

Глагол + наречие согласование

Порядковое числительное + существительное

Существительное + существительное примыкание

Прилагательное + наречие


Проверяют все (после проверки групповой работы)


  1. Работа с компьютером.

Подумай, в какие группы можно объединить данные сочетания слов. Распредели их по группам.

Сильно дует; ветер дует; дует и свистит; в ус не дует; льёт как из ведра; льёт воду; льёт, но не проливает; дождь льёт; сел в галошу; сел и смотрит; ученик сел; сел за стол.


Проверяют все (после проверки групповой работы)

Дополнительно: почему данные сочетания слов не являются словосочетаниями?


Работа в группах:

Работа с учебником упр. 1 с. 103

Дополнительно: исключите «лишние» словосочетания.

1 группа: предметы – компот из смородины, деревянный дом, любимая

игрушка.

2 группа: признаки – слишком трудный, очень весёлый, красный от

волнения

3 группа: действия – построить мост, пристально смотреть, выйти из

Дома

4 группа* Составьте словосочетания, учитывая форму главного слова. Определите тип связи слов в словосочетаниях:

1) несовершенный вид, 1 спряжение; в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 лице;

2) качественное; в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде;

3) нарицательное, неодушевлённое, 3 склонения; в предложном падеже, в единственном числе.


Проверка.


  1. Физкультминутка


  1. Работа в парах (творческая работа)

- С предложенными сочетаниями составьте 2 предложения: в одном из них используйте это сочетание как фразеологизм, в другом – как словосочетание.

за обе щеки, в двух словах, без пяти минут, прикусить язык


- Если вы затрудняетесь в определении значения фразеологизма, можете воспользоваться фразеологическим словарём.

Проверка.


- Удивительно богат и разнообразен русский язык! Богатство его позволяет нам точно передать любые образы и мысли в своей речи. Так считал исследователь русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.


  1. Работа в группах.

- Исключите «лишнюю» запись. Словосочетания объедините в предложения.

1) знание языка

для учёбы и общения

необходимо нам

необходимо для учёбы

необходимо для общения

Знание языка необходимо нам для учёбы и общения.


2) язык

родной язык

помогает хранить историю

помогает хранить культуру

помогает хранить традиции

традиции народа


Родной язык помогает хранить историю, культуру и традиции народа.


3) изучаем язык

совершаем открытия

мы изучаем


Мы изучаем язык и совершаем открытия.


4) люби язык

знай язык

родной язык

люби и знай


Люби и знай родной язык!


На экране: Знание языка необходимо нам для учёбы и общения.

Родной язык помогает хранить историю, культуру и традиции народа. Мы изучаем язык и совершаем открытия. Люби и знай родной язык!

-Ребята, многие из вас назвали русский язык любимым школьным предметом. Давайте послушаем, как выразили своё отношение к родному языку наши юные поэты.


8. Чтение стихов собственного сочинения.

Действительно, язык всем знаниям и всей природе ключ.


Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

Языку мы учимся и должны учиться

непрерывно до последних дней своей жизни.

Замечательные слова К. Г. Паустовского


9. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните, какую цель каждый из вас поставил для себя в начале урока. Удалось ли вам её достичь?

- Продолжите предложения, выражая своё отношение к уроку и к своей работе на уроке.

- Для меня урок был …

- Я понял, что…

- Теперь я твёрдо знаю, что…

- Мне было трудно…

- Мне не очень хорошо удаётся …

- Мне было приятно…

- Справиться с трудными заданиями мне помогли …


Завершая работу, я предлагаю вам определить, что было самым значимым для каждого из вас на этом уроке, Опираясь на цвет, сделайте свой выбор.

Красный цвет – Я открыл для себя что-то новое.

Жёлтый цвет – Для меня было приятным общение и участие в дискуссиях.

Зелёный цвет – Я испытывал трудности при выполнении большинства

заданий.

Синий цвет – думать и рассуждать – это интересно!


Рефлексия учителя: Мне было приятно работать с вами (жёлтый цветок)

В своих творческих работах вы по-новому проявили себя (красный цветок)

Для меня очень важно воспитать у вас желание учиться, стремление к новым знаниям. (синий цветок)


- За правильные, обоснованные, логически выстроенные ответы «5» получают…

- И, конечно, следует учесть оценки, которые вы поставили себе за тест.

- Спасибо вам за урок. Надеюсь, что уроки русского языка помогут вам стать образованными, культурными, интересными людьми.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях."

Автор: Клименко Жанна Викторовна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация урока русского языка по теме "Дательный падеж" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-datiel-nyi-padiezh"
    ["file_id"] => string(6) "165373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422801087"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка для 4 класса "Наречие" по УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykadlia4klassanariechiiepoumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "296375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455985895"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(86) "glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "103926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402650297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства