Урок-объяснение нового материала во 2 классе по теме «Словосочетание» составлен с использованием методики развивающего обучения, в частности - метода и приёма «эвристическая беседа» и приёма «Ловушка». Они помогают развивать самостоятельность учащихся, активность мыслительных операций, умение слушать, выделять главное, сравнивать, доказывать, аргументировать, критически осмысливать полученную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Словосочетание"»
Урок Русского языка во 2 классе
Учитель: Вешкина С.А. КГУ «Средняя школа № 7» г. Петропавловска Республики Казахстан.
Тип урока: объяснение нового материала.
Тема: Словосочетание.
Цели: познакомить учащихся с содержанием понятия «Словосочетание»;
начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
развивать речь;
воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Ключевое понятие – словосочетание.
Тезис: «Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний».
Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.
Ход урока:
Оргмомент (мотивация).
- Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы - учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика «Шум дождя»;
б) психологический настрой.
- Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)
На презентации открывается слайд с изображением солнышка.
- Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.
в) оформление тетрадей
г) минутка чистописания
- На какую букву начинается слово «солнышко»?
- Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?
- И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт «и-раз-и»
Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:
Сс Сс Сс Семипалатинск
Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
- Будете записывать слова под диктовку и «по-цепочке» комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).
- Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.
Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).
- А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали…
Из слова «сварить» выпишите только приставку, из слова «ловить» - корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова «молоко» - окончание, из слова «собрать» - приставку, первый слог из слова «четверг», окончание из слова «шишка», суффикс из слова «чудный», окончание из слов «степи» и «воде».
Объяснение нового понятия.
- Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).
1) Эвристическая беседа.Возможный вариант беседы:
- Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
- А что означает слово «сочетание»? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
- Вы слышали когда-нибудь слово «чета»? Что оно обозначает?
- Говорят «супружеская чета», «он тебе не чета». «Чета» значит пара. Пара – это сколько?
- Приставка со- придаёт значение «находиться вместе, быть соединённым». Что же у нас получилось? (На слайде:
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
сочетание слов по смыслу и с помощью окончаний
со-чета
со- пара (два)
соединение
2) Работа по уточнению правила.
- Прочитайте: «сварить». Это словосочетание? Почему?
- Добавляю слово «класс». «Сварить класс» - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: «Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу».
- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу «каша». Что получилось? (сварить каша)
- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
- А как нужно сказать? («Сварить кашу»)
- Что же изменилось? (окончание в слове «каша»)
- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову «каша». Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове «каша» по вопросу от слова «сварить». «Сварить (что?) кашу».
- Давайте ещё более уточним наше правило. «Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний».
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами « с помощью окончаний». Х
- Изобразим это правило с помощью схемы: (…?)
- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком «х». А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
- Расскажите ещё раз по схеме, что такое «словосочетание»?
4. Первичное закрепление.
а) - У нас осталось слово «класс». Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?
- Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: «дружная класс». Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте «х».
б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?
- Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.
в) – Добавьте слово к слову «ловить», чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.
- Подберите прилагательное к слову «шишка»: шишка (какая?) сосновая.
- Запишите ещё одно словосочетание: «вкусный молоко». Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.
- Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.
- Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).
- Запишите каждый своё словосочетание.
г) Физминутка.
_ Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется «Лесорубы». Покажите, как лесорубы работают топорами.
- А составьте словосочетание про лесорубов.
- А теперь про то, как они работают.
- Следующее упражнение «Пловцы». Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.
- А о том, как они плавают.
- А теперь о нашем настроении.
- Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)
Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!»
На слайде: Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.
- Выпишите из этих строк словосочетания.
(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)
- Что мы записали? (словосочетания)
- Почему?
5. Подведение итогов.
а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: ….. . А оценки получат все по результатам тестирования.
- На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите «частичку нашего солнышка». (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока «Словосочетание» и нарисована его схема.)