Тема: "Антонимы"
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания потребности здорового образа жизни.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске .
Ход урока.
- Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.
Слайд 2.
- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Минутка чистописания.
- Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
(Самомассаж фаланг пальцев)
Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)
аоеия
Ходить, шагать, плестись
- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв будем закреплять ? Что общего у этих букв?( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).
-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
- Какие слова называются синонимами?
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Подберите проверочные слова (устно)
(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)
- Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)
-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)
- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)
3. Словарная работа. (Голосовая гимнастика). (Слайд 4-8)
- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)
(Учитель читает загадку, дети называют отгадку и записывают слово в тетрадь. Затем подчеркивают орфограммы и ставят ударение).
Дорога, деревня, класс, лестница, Москва).
- Составьте предложение с одним их этих слов, запишите его в тетрадь , подчеркните подлежащие и сказуемое.
Рефлексия. Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? ( Ребята поднимают сигнальные карточки)
4. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать над блоком «Как устроен наш язык».
Послушайте стихи Генриха Сапгира. (Слайд 9)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А Мышонок_ высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка - далеко,
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
- Кислое?- зачем оно?
- Что вы? – шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок.
- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?
- Положите перед собой текст стихотворения.
Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.
Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.
(Учащиеся анализируют информацию.)
-Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.
- Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий.
Учащиеся актуализируют свои знания.
- Эти слова противоположны по смыслу.
- Что вы можете о них сказать?
Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем» с. 60
Мозговой штурм. (Приём технологии развития критического мышления. Позволяет получить максимальное количество идей в минимальное время. Ученики по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их).
- Откройте учебник на с. 60 и обратите внимание на слайды 10 - 11.
- Рассмотрите картинки на слайде и на стр. 60 в учебнике. Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.
5. Постановка учебной задачи.
-Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)
- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)
- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?
Корзина идей. (Слайды 12-14).
(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.)
- Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
- Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
-(Учитель обобщает ответы детей.) На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
6. Освоение новых знаний.
а). Поиск слов противоположных по своему значению.
- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 15
(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)
- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?
- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.
- Продолжаем работать.
- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов? Каковы по значению эти слова? (Эти слова противоположны по своему значению, отвечают на один и тот же вопрос)
- Такие слова в русском языке называются антонимами.
- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.
- Давайте послушаем, что нам расскажут об антонимах Данила и Вероника. (Слайд 16-20)
в) Физминутка для глаз. (Слайд 21)
(Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз в разных направлениях. Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей)
7. Открытие нового знания.
- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.
- Верно, ли мы сформулировали правило? Какие слова называются антонимами?
- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения. (Слайды 22-24 )
- Слон большой, а мышка……..
- Зимой погода холодная, а летом …….
- Работать трудно, а отдыхать …….
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? ( Они делают нашу речь богаче, красивее.)
- Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
8. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа. Поиск антонимов. Упр. 1 ( с. 61).
-Прочитайте пословицы. Выпишите парами антонимы.
-Какие слова называются антонимами?
Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро.
2) Проверка. Что будем проверять? Как будем проверять?
(Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью в тетради)
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?
После проверки.
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.
3) Динамическая пауза. Игра «Топай –хлопай!»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете……
Весёлый –радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.
4) Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах. (Слайд 25-26)
- Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.
- Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).
- Мир строит, а война (разрушает).
- Ласточка день начинает, а соловей (кончает).
- Горьким лечат, а сладким (калечат).
- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?
- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
Физминутка. (слайд 27)
(Чётко проговаривают слова стихотворного текста. Выполняют упражнения в соответствии с предложенной инструкцией под музыку ).
9.Систематизация знаний по теме.
а)Дифференцированная работа. (Слайд 28)
Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) II группа.- 1, 2; I группа - 3,4
Упр. 5 стр. 62 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) III - группа
Проверка. Что будем проверять? Как будем проверять?
Проверка по образцу (Слайд 29)
11. Итог урока. - С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами?
- Выполните задания тренажера «Что такое антонимы?»
12. Рефлексия. (Слайд 30)
- Вам понравилось работать на уроке?
- Потрите свои ладошки. Зажмите их в кулачок. А теперь расскажите о своих чувствах: открывайте пальчик, и закончите предложения.
13. Домашнее задание: (Слайд 31.)
Выучить правило, стр. 60;
Спасибо за урок. (Слайд 32)