kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Слова - антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: "Антонимы"

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания потребности здорового образа жизни.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация; рабочие тетради, сигнальные карточки  красного ,зелёного  цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены  на доске .

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

-  Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте  в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт  любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.           

  Слайд 2.

-  Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

 

  1. Минутка чистописания.

- Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж  фаланг пальцев)

Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

 - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа. (Слайд 3)

аоеия

Ходить, шагать, плестись

-  Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв  будем закреплять ? Что общего у этих букв?( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

  • Какие слова называются синонимами?

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)

  1.   Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)

-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)

- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)

3. Словарная работа. (Голосовая гимнастика). (Слайд 4-8)

- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)

(Учитель читает загадку, дети называют отгадку и записывают слово в тетрадь. Затем подчеркивают орфограммы и ставят ударение).

Дорога, деревня, класс, лестница,  Москва).

- Составьте предложение с одним их этих слов, запишите его в тетрадь , подчеркните подлежащие и сказуемое.

Рефлексия.  Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов?    ( Ребята  поднимают сигнальные карточки)

4. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

Послушайте стихи Генриха Сапгира. (Слайд 9)

 У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

 Ну кому какое дело?                                                                                                  

 Просто яблоко висело.

 Только Конь сказал, что низко.

 А Мышонок_ высоко.

 Воробей сказал, что близко,

 А Улитка - далеко,

 А Телёнок озабочен

 Тем, что яблоко мало.

 А Цыплёнок - тем,

 Что очень велико и тяжело.

 А Котёнку всё равно:

 - Кислое?- зачем оно?

 - Что вы? – шепчет Червячок,

 - Сладкий у него бочок.

 - Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

 - Положите перед собой текст стихотворения.

 Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.

Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

(Учащиеся анализируют информацию.)

 -Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

 - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий.

Учащиеся актуализируют свои знания.

 - Эти слова противоположны по смыслу.

 - Что вы можете о них сказать?

Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем»  с. 60

Мозговой штурм.  (Приём технологии развития критического мышления. Позволяет  получить максимальное количество идей в минимальное время. Ученики по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их).

- Откройте учебник на с. 60 и обратите внимание на слайды 10 - 11.

- Рассмотрите картинки на слайде и на стр. 60 в учебнике. Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.

  5. Постановка учебной задачи.

-Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)

- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?   

Корзина идей.     (Слайды 12-14). 

(Используется приём технологии развития критического мышления  ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.)    

  • Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
  • Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)

-(Учитель обобщает ответы детей.)  На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

6. Освоение новых знаний.

а). Поиск слов противоположных по своему значению.

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 15

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

- Продолжаем работать.

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов?  Каковы по значению эти слова? (Эти слова противоположны по своему значению, отвечают на один и тот же вопрос)

- Такие слова в русском языке называются антонимами.

- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.

- Давайте послушаем, что нам расскажут об антонимах Данила и Вероника. (Слайд 16-20)

в) Физминутка для глаз.   (Слайд 21)

(Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз в разных направлениях. Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей)

7. Открытие нового знания.

- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.

- Верно, ли мы сформулировали правило? Какие слова называются антонимами?

- А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы?  Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения. (Слайды 22-24   )

  • Слон большой, а мышка……..
  • Зимой  погода холодная, а летом …….
  • Работать трудно, а отдыхать …….

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? ( Они делают нашу речь богаче, красивее.)

-  Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

8. Первичное закрепление.

1) Самостоятельная работа. Поиск антонимов.  Упр. 1 ( с. 61).

-Прочитайте пословицы. Выпишите парами антонимы.

-Какие слова называются антонимами?

Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро.

2) Проверка.   Что будем проверять? Как будем проверять?

(Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью в тетради)

Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы  правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

После проверки.

 У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

 !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.

3) Динамическая пауза. Игра «Топай –хлопай!»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете……

Весёлый –радостный,  весёлый – грустный,   молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.

4)  Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах. (Слайд 25-26)

-  Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

  • Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).
  • Мир строит, а война (разрушает).
  • Ласточка день начинает, а соловей (кончает).
  • Горьким лечат, а  сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Физминутка. (слайд 27)

(Чётко проговаривают слова стихотворного текста. Выполняют упражнения в соответствии с предложенной инструкцией  под музыку  ).

9.Систематизация знаний по теме.

а)Дифференцированная работа.  (Слайд 28)

Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) II группа.- 1, 2;    I группа - 3,4

Упр. 5 стр. 62 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) III - группа

Проверка.   Что будем проверять? Как будем проверять?

Проверка по образцу (Слайд 29)

11. Итог урока.  - С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами?  

- Выполните задания тренажера «Что такое антонимы?»

12. Рефлексия.  (Слайд 30)

 - Вам понравилось работать на уроке?  

 - Потрите свои ладошки. Зажмите их в кулачок. А теперь расскажите о своих чувствах: открывайте пальчик, и закончите предложения.

13. Домашнее задание:     (Слайд 31.)

  Выучить правило, стр. 60;

 Спасибо за урок.  (Слайд 32)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Слова - антонимы" »

УМК «Начальная школа 21 века» Русский язык, 2 класс Антонимы Учитель начальных классов МОУ Шатковская СОШ №1 Маякина М.Ю.

УМК «Начальная школа 21 века»

Русский язык, 2 класс

Антонимы

Учитель начальных классов

МОУ Шатковская СОШ №1

Маякина М.Ю.

21 февраля  Классная работа Минутка чистописания  аоеия ___аоеия___________________  _ ходить шагать плестись_____

21 февраля Классная работа

Минутка чистописания

аоеия ___аоеия___________________

_ ходить шагать плестись_____

д о рога Не живая – а идёт, Неподвижна – а ведёт.

д о рога

Не живая – а идёт,

Неподвижна – а ведёт.

д е ревня Где есть гуси в речке? Где есть дед на печке? Где есть лес с грибами? Догадайтесь сами.

д е ревня

Где есть гуси в речке?

Где есть дед на печке?

Где есть лес с грибами?

Догадайтесь сами.

кла сс  Каждый год звонок весёлый  Собирает вместе нас.  Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!  Здравствуй, наш любимый ...

кла сс

Каждый год звонок весёлый Собирает вместе нас. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Здравствуй, наш любимый ...

Лежит на спине —  Никому не нужна,  Прислони к стене —  Заберешься вверх по ней. лес т ница Лежит на спине —  Никому не нужна,  Прислони к стене —  Заберёшься вверх по ней.

Лежит на спине — Никому не нужна, Прислони к стене — Заберешься вверх по ней.

лес т ница

Лежит на спине — Никому не нужна, Прислони к стене — Заберёшься вверх по ней.

М о сква Мы учили песенку, А в песенке слова: «Здравствуй, наша Родина, Город наш …»

М о сква

Мы учили песенку,

А в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина,

Город наш …»

А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблочко Мало. А цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело, А котёнку все равно: - Кислое, зачем оно? - Что вы?- Шепчет червячок,- Сладкий у него бочок. У прохожих на виду Висело яблоко в саду, Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок- Высоко, Воробей сказал, Что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблочко

Мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень

Велико и тяжело,

А котёнку все равно:

- Кислое, зачем оно?

- Что вы?-

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок-

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

Рубрика «Давай подумаем» День Вход грустный Ночь Весёлый Выход

Рубрика «Давай подумаем»

День

Вход

грустный

Ночь

Весёлый

Выход

Чему будете учиться на уроке? Что вы хотите узнать об антонимах?

Чему будете учиться на уроке?

Что вы хотите узнать об антонимах?

Узнаем Для чего нужны Антонимы Какие слова называются антонимами?

Узнаем

Для чего нужны Антонимы

Какие слова называются антонимами?

Будем учиться Находить антонимы, подбирать антонимы Правильно употреблять антонимы в речи?

Будем учиться

Находить антонимы, подбирать антонимы

Правильно употреблять антонимы в речи?

Больной, бледный, веселиться, румяный, грустит, слабый, крепкий, здоровый,

Больной, бледный, веселиться, румяный, грустит, слабый, крепкий, здоровый,

Антонимы ( от греч. anti  - против, onima  - имя ) – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг-враг, рассвет-закат.

Антонимы ( от греч. anti - против, onima - имя ) – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг-враг, рассвет-закат.

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки Антонимы Общий признак День Ночь Противоположные признаки «время суток» Жар Холод «температура» «светлое» «тёмное» «высокая» «низкая»

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки

Антонимы

Общий признак

День

Ночь

Противоположные признаки

«время суток»

Жар

Холод

«температура»

«светлое»

«тёмное»

«высокая»

«низкая»

Антонимы могут быть

Антонимы могут быть

  • С разным корнем ( веселье-грусть ),
  • Однокоренными ( вбежать-выбежать ).
для выражения противопоставления:  Рано  оседлали, да поздно  поскакали  (Пословица) ; для выражения полноты охвата явления: Он описывает всё,  нужное  и ненужное  (А. Чехов).
  • для выражения противопоставления: Рано оседлали, да поздно поскакали (Пословица) ;
  • для выражения полноты охвата явления: Он описывает всё, нужное и ненужное (А. Чехов).
Историческая справка А нтонимические пары могут появляться в языке в связи с возникновением новых слов и значений.

Историческая справка

  • А нтонимические пары

могут появляться в языке

в связи с возникновением

новых слов и значений.

  • Однако антонимические пары могут и распадаться.
Закончи предложение Слон  большой, а мышка…  маленькая. 21

Закончи предложение

Слон большой,

а мышка…

маленькая.

21

Зимой погода холодная, а    летом… тёплая.

Зимой погода холодная, а летом…

тёплая.

Работать трудно, А отдыхать… легко

Работать трудно,

А отдыхать…

легко

Игра « Топай – хлопай! » Весёлый –радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.

Игра « Топай хлопай! »

Весёлый –радостный,

весёлый – грустный,

молодость – старость,

нежный – ласковый,

тихо – громко,

строить – разрушать,

друг – товарищ.

Дополните пословицы. 1. Лучшая вещь новая, лучший друг …. 2. Мир строит, а война …. 3. Ласточка день начинает, а соловей …. 4. Горьким лечат, а сладким ….

Дополните пословицы.

1. Лучшая вещь новая, лучший друг ….

2. Мир строит, а война ….

3. Ласточка день начинает, а соловей ….

4. Горьким лечат, а сладким ….

Скажу я слово ВЫСОКО,  А ты ответишь…  Скажу я слово ДАЛЕКО,  А ты ответишь:…  Скажу я слово ПОТОЛОК,  А ты ответишь:…  Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,  И скажешь ты…(нашёл)  Скажу тебе я слово ТРУС,  Ответишь ты…(храбрец)  Теперь НАЧАЛО я скажу,  Ну, отвечай:..

Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь… Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты…(нашёл) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай:..

Дифференцированная работа. Упр. 2 стр. 60 (Подбери антонимы к данным словам)  II группа - 1, 2; I группа - 3,4 Упр. 5 стр. 62 (отгадай загадки, найди и  выпиши антонимы)  III группа

Дифференцированная

работа.

  • Упр. 2 стр. 60 (Подбери антонимы к данным словам)

II группа - 1, 2; I группа - 3,4

  • Упр. 5 стр. 62 (отгадай загадки, найди и

выпиши антонимы)

III группа

Проверь себя. II группа  Белый – чёрный Далеко – близко Сверху –снизу I группа  Брать - давать Друг – враг Назад - вперёд

Проверь себя.

II группа

Белый – чёрный

Далеко – близко

Сверху –снизу

I группа

Брать - давать

Друг – враг

Назад - вперёд

Рефлексия.  Мне было трудно… Мне ещё нужно… (не нужно…) Мне было  интересно… Я смогу научить… Я научился…

Рефлексия.

Мне было трудно…

Мне ещё нужно…

(не нужно…)

Мне было

интересно…

Я смогу научить…

Я научился…

Домашнее  задание:   Выучить правило, стр. 60; 2. Выучить три пословицы, в которых встречаются антонимы.

Домашнее

задание:

  • Выучить правило, стр. 60;

2. Выучить три пословицы,

в которых встречаются антонимы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Слова - антонимы"

Автор: Маякина Марина Юрьевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "»."
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-tiema-slovo-zima"
    ["file_id"] => string(6) "249447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446902267"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок русского языка на тему "Слова, противоположные по значению" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_russkogo_iazyka_na_temu_slova_protivopolozhnye_po_znacheniiu_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "505175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553832979"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства