Конспект урока по русскому языку
Тема: Слова-антонимы
(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Подготовила: учитель начальных классов Елисеева Г.В.
Тема: Слова-антонимы
(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Цель урока:
- Познакомить детей с понятием «антоним».
2. Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
3. Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем – словарем антонимов.
4. Учить взаимодействовать в парах, группах.
5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.
Тип урока: открытие нового знания
Результаты деятельности:
Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи.
Метапредметные:
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.
Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
(Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу,
За посадкою слежу, на отлично напишу!)
2.Актуализация знаний. (приложение 1)
Уч. - Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)
Уч. – По какому основанию создадите эти пары слов?
( - Близкие по значению.)
Уч. – Как называются слова близкие по значению?
( – Синонимы.)
(Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).
Уч. – Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.
(Дети доказывают).
Уч. - Все ли слова образовали пару? (Выписать на доску)
Д. – Эти слова не являются синонимами. ( У них разные значения (противоположные).
Уч.- А как вы доказали, что слова правда и ложь не являются синонимами?
Д.- У этих слов разные значения, следовательно, они не являются синонимами. (А какими словами они являются, мы не знаем.)
Уч. - А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.
Уч. - О чем будем говорить на уроке? И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом противоположные по смыслу слова.
Уч. – Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?
Д. – В содержание учебника.
Уч. – Урок 107.
(дети читают и узнают тему урока – Слова - антонимы)
Уч. – Какова тема урока?
Д. – Тема урока: Слова – антонимы.
Уч. – Какое новое слово узнали?
Д.- Антонимы.
Уч. – Каковы будут задачи урока?
Д. – 1. Узнать, как называются слова с противоположным значением. 2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте. 4. Использовать их в речи.( вывесить на доске)
Уч. –А чтобы разгадать еще одну тайну языка. Надо узнать о словах подобных словам, правда и ложь, научиться создавать такие пары слов и использовать их и в речи.
Уч.- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62.
(Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).
Уч. – Теперь мы можем предположить, что слова подобные словам, правда - ложь называются антонимами. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».
3. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
(Дети в учебнике на стр. 62 находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)
Уч. – Какое задание будете выполнять?
Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.
(Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)
Уч. – Как записали слова? (парами)
Уч. - Как называются слова, которые вы записали парами?
Д.- Антонимы.
Уч. - Что объединяет эти пары слов?
Уч. – Давайте попробуем составить правило об антонимах? (Дети говорят) - Где можем проверить правильность нашего вывода?
Д.- В учебнике. Рубрика «Тайны языка».
(Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).
Уч. - Мы правильно сказали, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.
Уч. - Проверим, являются ли антонимами слова правда – ложь.(Дети доказывают что слова, правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).
Уч.- Верными ли были наши предположения?
Д. – Да, верными. Эти слова - антонимы. (Дети анализируют, сравнивают, делают выводы).
Физминутка
А нам теперь пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
А вы ответите («конец»)!
Уч. – Расскажите, какая тема урока и что узнали.
Д.- Тема урока: Слова – антонимы. Узнали что, слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.
Уч. – Скажите, какую из задач урока мы с вами выполнили?
Д.- Первую. Узнали, как называются слова с противоположным значением.
Уч. – Какая следующая задача, над которой мы будем работать?
Д. – Вторая задача - научиться создавать пары слов.
- Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.
Уч. - Для этого и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
Д. – Записать парами антонимы. (Один у доски.)
Уч.- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их, Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)
Д.- Подобрать антонимы. Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.
Уч.- Поработайте самостоятельно. Уч. - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.
- Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?
Д. – Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов. Теперь будем находить эти слова в тексте.
Уч.- Учебник стр. 63. упр. 4. Прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.
Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
Д. – Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.
Уч. – Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).
- Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.
Уч. - Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили? Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.
- Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.
- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)
Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось? Д. – 12.
- Рефлексия деятельности.
Если вы были активны, старались и всё уяснили, расположите свой жетон соответственно на «лесенке успеха».