kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку
 

Тема: Слова-антонимы

(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)

Подготовила: учитель начальных классов Елисеева Г.В.

Тема: Слова-антонимы

(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)

Цель урока:

  1.  Познакомить детей с понятием «антоним».
    2.   Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь    правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
    3. Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем – словарем антонимов.
    4. Учить взаимодействовать в парах, группах.
    5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.

Тип урока:  открытие нового знания

Результаты деятельности:

Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в  речи.

Метапредметные:

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Познавательные: умение  осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Коммуникативные: формировать собственное  мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

Предметные: знание определения «антонимы», построение модели  слов  - антонимов, выявлять слова,  значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

1.Мотивация к учебной деятельности.   

 Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

          (Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу,
          За посадкою слежу, на отлично напишу!)

2.Актуализация знаний. (приложение 1)

Уч. - Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо  выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)

Уч. – По какому основанию  создадите  эти пары слов?

( -  Близкие   по  значению.)

Уч. – Как называются слова близкие по значению?

( – Синонимы.)

 (Дети работают в парах, создают пары слов по близкому  значению,  опираясь на модель синонимов).

Уч. – Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.

(Дети доказывают).

Уч. - Все ли слова образовали пару?    (Выписать на доску)

Д. – Эти слова не являются синонимами. ( У них разные  значения (противоположные).

Уч.- А как вы доказали, что слова правда и  ложь не являются синонимами?

Д.- У этих  слов  разные  значения, следовательно,  они не являются синонимами.  (А какими словами они являются,  мы не знаем.)

Уч. - А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.

Уч. - О чем будем говорить на уроке?  И так,  у вас затруднение: надо назвать одним словом  противоположные по смыслу слова.

Уч. – Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?

Д. – В содержание учебника.

Уч. – Урок 107.

(дети читают и узнают тему урока – Слова - антонимы)

Уч. – Какова тема  урока?

Д. – Тема урока: Слова – антонимы.

Уч. – Какое новое слово узнали?

Д.- Антонимы.

Уч. – Каковы будут  задачи  урока?

Д. 1. Узнать,  как называются слова с противоположным значением.  2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте.                      4.  Использовать их в речи.( вывесить на доске)

Уч. –А чтобы разгадать еще одну тайну языка. Надо узнать о словах подобных словам,  правда и ложь, научиться создавать такие пары слов и использовать их и в речи.

Уч.- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62.

(Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).

Уч. – Теперь мы можем предположить,  что слова подобные словам,  правда - ложь называются антонимами. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».

3. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

(Дети в учебнике  на стр. 62  находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)

Уч. – Какое задание будете выполнять?

Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.

(Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)

Уч. – Как записали слова? (парами)

Уч. - Как называются слова,  которые вы записали парами?

Д.- Антонимы.

Уч. - Что объединяет эти пары слов?

Уч. – Давайте попробуем составить правило об антонимах? (Дети говорят)       - Где можем проверить правильность нашего вывода?

Д.- В учебнике. Рубрика «Тайны языка».

(Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).

Уч. - Мы правильно сказали, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.

Уч. -  Проверим, являются ли антонимами слова  правда – ложь.(Дети доказывают что слова,  правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).

Уч.- Верными ли были наши предположения?

Д. – Да, верными. Эти слова -  антонимы. (Дети анализируют,      сравнивают,  делают выводы).

Физминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)! 

Уч. – Расскажите,  какая  тема урока и что узнали.

Д.- Тема урока:  Слова – антонимы. Узнали что,  слова,  отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.

Уч. – Скажите,    какую     из задач урока мы с вами выполнили?

Д.- Первую. Узнали,  как называются слова с противоположным значением.

Уч. – Какая следующая задача,  над которой мы будем работать?

Д.Вторая задача -  научиться создавать пары слов.

  • Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений. 

Уч. - Для этого  и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

         Д. – Записать парами антонимы. (Один у доски.)

Уч.- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их,  Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)

Д.- Подобрать антонимы.  Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.

Уч.- Поработайте самостоятельно.  Уч. - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.

  • Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?

Д. – Узнали,  как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.  Теперь будем находить эти слова в тексте.

Уч.-  Учебник стр. 63. упр. 4.   Прочитайте  текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.

Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

Д.Лось -  зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.

Уч. – Молодцы! Прочитаем,  как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).

  • Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.

Уч. - Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили?  Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.

  • Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)

Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось?     Д. – 12.

  • Рефлексия деятельности.  

Если вы были активны, старались и всё уяснили,  расположите свой жетон соответственно на «лесенке успеха».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение – средняя общеобразовательная школа № 13

имени героя Советского Союза А.П.Маресьева г.Орла








Конспект урока по русскому языку


Тема: Слова-антонимы

(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)







Подготовила:

учитель начальных классов

Елисеева Г.В.







Тема: Слова-антонимы

(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)

Цель урока:

  1. Познакомить детей с понятием «антоним».
    2. Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
    3. Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем – словарем антонимов.
    4. Учить взаимодействовать в парах, группах.
    5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания



Результаты деятельности:

Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи.

Метапредметные:

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.




1.Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.


(Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу,
За посадкою слежу, на отлично напишу!)


2.Актуализация знаний. (приложение 1)

Уч. - Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)

Уч. – По какому основанию создадите эти пары слов?

( - Близкие по значению.)

Уч. – Как называются слова близкие по значению?

( – Синонимы.)

(Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).

Уч. – Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.

(Дети доказывают).

Уч. - Все ли слова образовали пару? (Выписать на доску)

Д. – Эти слова не являются синонимами. ( У них разные значения (противоположные).

Уч.- А как вы доказали, что слова правда и ложь не являются синонимами?

Д.- У этих слов разные значения, следовательно, они не являются синонимами. (А какими словами они являются, мы не знаем.)

Уч. - А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.

Уч. - О чем будем говорить на уроке? И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом противоположные по смыслу слова.

Уч. – Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?

Д. – В содержание учебника.

Уч. – Урок 107.

(дети читают и узнают тему урока – Слова - антонимы)

Уч. – Какова тема урока?

Д. – Тема урока: Слова – антонимы.

Уч. – Какое новое слово узнали?

Д.- Антонимы.

Уч. – Каковы будут задачи урока?

Д. 1. Узнать, как называются слова с противоположным значением. 2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте. 4. Использовать их в речи.( вывесить на доске)

Уч. –А чтобы разгадать еще одну тайну языка. Надо узнать о словах подобных словам, правда и ложь, научиться создавать такие пары слов и использовать их и в речи.

Уч.- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62.

(Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).

Уч. – Теперь мы можем предположить, что слова подобные словам, правда - ложь называются антонимами. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».

3. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

(Дети в учебнике на стр. 62 находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)

Уч. – Какое задание будете выполнять?

Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.

(Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)

Уч. – Как записали слова? (парами)

Уч. - Как называются слова, которые вы записали парами?

Д.- Антонимы.

Уч. - Что объединяет эти пары слов?

Уч. – Давайте попробуем составить правило об антонимах? (Дети говорят) - Где можем проверить правильность нашего вывода?


Д.- В учебнике. Рубрика «Тайны языка».

(Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).

Уч. - Мы правильно сказали, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.

Уч. - Проверим, являются ли антонимами слова правда – ложь.(Дети доказывают что слова, правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).

Уч.- Верными ли были наши предположения?

Д. – Да, верными. Эти слова - антонимы. (Дети анализируют, сравнивают, делают выводы).

Физминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)!

Уч. – Расскажите, какая тема урока и что узнали.

Д.- Тема урока: Слова – антонимы. Узнали что, слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.

Уч. – Скажите, какую из задач урока мы с вами выполнили?

Д.- Первую. Узнали, как называются слова с противоположным значением.

Уч. – Какая следующая задача, над которой мы будем работать?

Д.Вторая задача - научиться создавать пары слов.

  • Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.

Уч. - Для этого и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

Д. – Записать парами антонимы. (Один у доски.)


Уч.- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их, Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)

Д.- Подобрать антонимы. Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.

Уч.- Поработайте самостоятельно. Уч. - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.

  • Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?


Д. – Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов. Теперь будем находить эти слова в тексте.

Уч.- Учебник стр. 63. упр. 4. Прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.

Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

Д.Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.

Уч. – Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).

  • Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.

Уч. - Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили? Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.

  • Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)

Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось? Д. – 12.


  • Рефлексия деятельности.

Если вы были активны, старались и всё уяснили, расположите свой жетон соответственно на «лесенке успеха».





Приложение 1



школьник торопиться

азбука друг

спешить ученик

товарищ ложь

правда алфавит



Приложение 2


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

Добро-_____________ , сила- , лето- ,

мир- ______________ , молодость -____________________ .


Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.


На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?


__________________________________________________________________________________

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

хороший - , толстый -______________ ___,

весёлый - , близкий -______________ ____,

большой - .


Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.


На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

__________________________________________________________________________________


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

работать - , любить - ,

смеяться - , расцветать - ,

приходить ____________________ .


Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.


На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?



_____________________________________________________________________________________


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

Добро-_____________ , сила- , лето- ,

мир- ______________ , молодость -____________________ .



На какие вопросы отвечают слова?__________________________________

Какой частью речи они являются?___________________________________


__________________________________________________________________________________


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

хороший - , толстый -_____________________,

весёлый - , близкий -_______________________,

большой - .


На какие вопросы отвечают слова?_________________________________

Что обозначают слова?___________________________________________

Какой частью речи они являются?_________________________________

__________________________________________________________________________________


Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

работать - , любить - ,

смеяться - , расцветать - ,

приходить ____________________ .


Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , уходить, увядать.


На какие вопросы отвечают слова?________________________________________

Какой частью речи они являются?________________________________________

Что обозначают слова?______________________________________________________

_______________________________________________________________


Приложение 3

Самостоятельная работа: Ф.И._____________________________

Тест:

  • Задание: Отметь антонимы

  1. Радость – грусть

  2. Огонь – пламя

  3. Одевать – раздевать

  4. Большой – маленький

  5. Смелый - храбрый

  6. Широкий – узкий

2. Задание: Отметь верное утверждение.

1. В этом предложении есть антонимы.

Сыплет белый снег на черную землю.


2. В этом предложении есть синонимы.

У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.

3. В этом предложении нет антонимов.

Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы"

Автор: Елисеева Галина Валерьевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства