Урок- исследование по русскому языку Тема: «Слово "Зима "».
Цель - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс с помощью исследования
Задачи:
1. Познакомить с названиями разделов науки о языке и тем, что изучают данные разделы;
2. Повторить учебный материал из исследуемых разделов на примере слова « зима»
3. Развивать речь учащихся
На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы детского проекта.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока
Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование.
А что такое исследование?
Цель нашего урока – исследовать слово.
А какое слово мы будем исследовать- вы скажите, посмотрев на экран( презентация о зиме)
Мы посмотрим на слово зима с разных сторон науки о русском языке.
III. Исследование по различным разделам языка
Лексика
- Что изучает лексика?
- Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
- Так что же такое зима? (Выслушиваются ответы детей.)
- Назовите антоним к слову зима.
Какие фразеологизмы, устойчивые обороты с этим словом вы назовете?
сколько лет, сколько зим
земляничная зима
- Пословицы и поговорки
август собирает, а зима поедает
готовь сани летом, а телегу зимой
зима — не лето, в шубу одета
зима лодыря морозит
летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь
солнце на лето, зима на мороз
у зимы брюхо большое
Итог. Вспомните, о чем мы говорили: значение, антонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Это все изучается в каком разделе.
Открываем тетради, записываем число и классная работа
морфемика
Морфемика — раздел языкознания, который изучает процесс образования новых слов.
-Напомните мне, из чего могут состоять слова?
- Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки. Они по другому называются морфемы. Следовательно и раздел называется как?
-Какое задание в этом разделе мы можем выполнить?
-Запишите родственные слова к слову зима ( 1 ученик у доски)
- Какое еще задание мы можем выполнить?
- Разобрать слова по составу.
Вывод. Зачем нам нужен раздел морфемика?
Следующий раздел называется
фонетика
Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?
Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
Предложите задания для исследования слова зима в этом разделе ( поставить ударение, разделить на слоги, посчитать количество звуков и букв, сколько гласных и согласных, дать характеристику звукам)
Вы назвали много заданий, я скажу короче -давайте сделаем фонетический разбор слова зима
Зима- 2 слога, 2 согл, 2 гласные
З- [ 3]- согласный, мягкий, звонкий
и-[и] – гласный, безударный
м-[ м]- согласный, твердый, звонкий
а- [a]- гласный, ударный
________________
4б, 4 зв
Вывод. Мы сделали фонетический разбор, т.е исследовали слово зима в разделе фонетика
IV.Физкультминутка
Снежинки
С. Баруздин
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Я спрятала в классе 3 снежинки Найдите их.( на снежинках буквы Л М Ф)
V.Исследование по разделам
Морфология
Морфология – это раздел науки о языке, изучающий грамматические свойства слов.
-Какой частью речи является слово зима?( существительным)
-Что вы знаете о существительном?
-Посмотрите на схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (Один ученик работает у доски.)
Вывод. Еще одно исследование мы провели в разделе морфология
И последний раздел, в котором мы исследуем слово зима
Синтаксис
Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.
Играем в игру « Придумай предложение»
На слайде начало предложения, а вы его заканчиваете
Зима самое……
Зимой мы….
Зима полна…
Я люблю зиму, потому что
Следующее задание. Посмотрите на слайд. Какое.? ( составьте предложение)
Зимой мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.( разберем предложение по членам предложения и частям речи – 1 у доски)
Цель поставили?
Исследование провели?
Что еще не сделали?
Мы оформим альбом и называть он будет « Зима.» Работаем группами.
1 группа – лексика- нарисовать рисунки о зиме
2 групаа- морфемика
3 группа – фонетика- отгадать зимние слова по линейной транскрипции, поставить ударение, написать количество слогов
4 группа – морфология- отгадать слова на тему зима по морфологическим признакам
5 группа – синтаксис- придумать предложение по схеме
VI. Итог урока