kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- исследование по русскому языку Тема: «Слово "Зима "».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "».

Цель - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс  с помощью исследования

Задачи:

1. Познакомить с  названиями разделов науки о языке и тем, что изучают данные разделы;

2. Повторить учебный материал  из исследуемых разделов на примере слова « зима»

3. Развивать речь учащихся

На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы  детского  проекта.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Сегодня у нас  необычный урок,  урок-исследование.

А что такое исследование?

Цель нашего урока – исследовать слово.

А какое слово мы будем исследовать- вы скажите, посмотрев на экран( презентация о зиме)

Мы посмотрим на слово зима  с разных сторон науки о русском языке.

III. Исследование по различным разделам языка

Лексика

- Что изучает лексика?

-  Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

- Так что же такое зима? (Выслушиваются ответы детей.)

- Назовите антоним к слову зима.

Какие фразеологизмы, устойчивые обороты с этим словом вы назовете?

сколько лет, сколько зим

земляничная зима

- Пословицы и поговорки

август  собирает, а зима поедает

готовь сани летом, а телегу зимой

зима — не лето, в шубу одета

зима лодыря морозит

летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь

солнце на лето, зима на мороз

у зимы брюхо большое

Итог. Вспомните, о чем мы говорили:  значение, антонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Это все изучается в каком разделе.

Открываем тетради, записываем число и классная работа

                                                                                морфемика

Морфемика — раздел языкознания,   который   изучает процесс образования новых слов.

-Напомните мне, из чего могут состоять слова?

- Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки. Они по другому называются морфемы. Следовательно и раздел называется как?

-Какое задание в этом разделе мы можем выполнить?

-Запишите родственные слова  к слову зима ( 1 ученик у доски)

- Какое еще задание мы можем выполнить?

- Разобрать слова по составу.

Вывод. Зачем нам нужен раздел морфемика?

Следующий раздел называется

                                                            фонетика

 Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

Фонетика – это  наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

Предложите задания для исследования слова зима  в этом разделе (  поставить ударение, разделить на слоги, посчитать количество звуков и букв, сколько гласных и согласных, дать характеристику звукам)

Вы назвали много заданий, я скажу короче -давайте сделаем фонетический разбор слова  зима

Зима- 2 слога, 2 согл, 2 гласные

З- [  3]-  согласный, мягкий, звонкий

и-[и] – гласный, безударный

м-[ м]- согласный, твердый, звонкий

а- [a]- гласный, ударный

________________

4б, 4 зв

Вывод. Мы сделали фонетический разбор, т.е исследовали слово зима в разделе фонетика

IV.Физкультминутка

                                         Снежинки

С. Баруздин

 Зима снегами вьюжится

 С утра и дотемна.

 Снежинки вьются, кружатся

 У нашего окна.

 То в комнату попросятся,

 То снова убегут,

 За стеклами проносятся,

 На улицу зовут.

Я спрятала в классе 3 снежинки Найдите их.( на снежинках буквы Л  М  Ф)

V.Исследование по разделам

                                                                  Морфология

 Морфология – это раздел науки о языке, изучающий грамматические свойства слов.

-Какой частью речи является слово зима?( существительным)

-Что вы знаете о существительном?

-Посмотрите на схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (Один ученик работает у доски.)

Вывод. Еще одно исследование мы провели в разделе  морфология

И последний раздел, в котором мы исследуем слово зима

                                                    Синтаксис

 Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

Играем в игру « Придумай предложение»

На слайде начало предложения, а вы его заканчиваете

Зима самое……

Зимой мы….

Зима полна…

Я люблю зиму, потому что 

Следующее задание. Посмотрите на слайд. Какое.? ( составьте предложение)

Зимой мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.( разберем предложение по членам предложения и частям речи – 1 у доски)

Цель поставили?

Исследование провели?

Что еще не сделали?

Мы оформим альбом и называть он будет  « Зима.» Работаем группами.

1 группа – лексика- нарисовать рисунки о зиме

2 групаа- морфемика

3 группа – фонетика- отгадать зимние слова по линейной транскрипции, поставить ударение, написать количество слогов

4 группа – морфология- отгадать слова на тему зима по морфологическим признакам

5 группа – синтаксис- придумать предложение по схеме

VI. Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- исследование по русскому языку Тема: «Слово "Зима "».»

Урок- исследование по русскому языку

Тема: «Слово "Зима "».

Цель - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс с помощью исследования

Задачи:

1. Познакомить с названиями разделов науки о языке и тем, что изучают данные разделы;

2. Повторить учебный материал из исследуемых разделов на примере слова « зима»

3. Развивать речь учащихся

На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы детского проекта.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование.

А что такое исследование?

Цель нашего урока – исследовать слово .

А какое слово мы будем исследовать- вы скажите, посмотрев на экран( презентация о зиме)

Мы посмотрим на слово зима с разных сторон науки о русском языке.

III. Исследование по различным разделам языка

Лексика

- Что изучает лексика?

- Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

- Так что же такое зима? (Выслушиваются ответы детей.)

- Назовите антоним к слову зима.

Какие фразеологизмы, устойчивые обороты с этим словом вы назовете?

  • сколько лет, сколько зим

  • земляничная зима

- Пословицы и поговорки

  • август собирает, а зима поедает

  • готовь сани летом, а телегу зимой

  • зима — не лето, в шубу одета

  • зима лодыря морозит

  • летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь

  • солнце на лето, зима на мороз

  • у зимы брюхо большое

Итог. Вспомните , о чем мы говорили: значение, антонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Это все изучается в каком разделе.

Открываем тетради, записываем число и классная работа

морфемика

Морфемика — раздел языкознания, который изучает процесс образования новых слов.

-Напомните мне, из чего могут состоять слова?

- Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки. Они по другому называются морфемы. Следовательно и раздел называется как?

-Какое задание в этом разделе мы можем выполнить?

-Запишите родственные слова к слову зима ( 1 ученик у доски)

- Какое еще задание мы можем выполнить?

- Разобрать слова по составу.

Вывод. Зачем нам нужен раздел морфемика?

Следующий раздел называется

фонетика

Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

Предложите задания для исследования слова зима в этом разделе ( поставить ударение, разделить на слоги, посчитать количество звуков и букв, сколько гласных и согласных, дать характеристику звукам)

Вы назвали много заданий, я скажу короче -давайте сделаем фонетический разбор слова зима

Зима- 2 слога, 2 согл, 2 гласные

З- [ 3]- согласный, мягкий, звонкий

и-[и] – гласный, безударный

м-[ м]- согласный, твердый, звонкий

а- [a]- гласный, ударный

_________________

4б, 4 зв

Вывод. Мы сделали фонетический разбор, т.е исследовали слово зима в разделе фонетика

IV.Физкультминутка



Снежинки

С. Баруздин

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

То в комнату попросятся,

То снова убегут,

За стеклами проносятся,

На улицу зовут.

Я спрятала в классе 3 снежинки Найдите их.( на снежинках буквы Л М Ф)

V.Исследование по разделам

Морфология

Морфология – это раздел науки о языке , изучающий грамматические свойства слов.

-Какой частью речи является слово зима?( существительным)

-Что вы знаете о существительном?

-Посмотрите на схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (Один ученик работает у доски.)

Вывод. Еще одно исследование мы провели в разделе морфология

И последний раздел, в котором мы исследуем слово зима

Синтаксис

Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

Играем в игру « Придумай предложение»

На слайде начало предложения, а вы его заканчиваете

  • Зима самое……

  • Зимой мы….

  • Зима полна…

  • Я люблю зиму, потому что

Следующее задание. Посмотрите на слайд . Какое.? ( составьте предложение)

Зимой мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.( разберем предложение по членам предложения и частям речи – 1 у доски)

Цель поставили?

Исследование провели?

Что еще не сделали?

Мы оформим альбом и называть он будет « Зима.» Работаем группами.

1 группа – лексика- нарисовать рисунки о зиме

2 групаа- морфемика

3 группа – фонетика- отгадать зимние слова по линейной транскрипции, поставить ударение , написать количество слогов

4 группа – морфология- отгадать слова на тему зима по морфологическим признакам

5 группа – синтаксис- придумать предложение по схеме

VI. Итог урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- исследование по русскому языку Тема: «Слово "Зима "».

Автор: Глазырина Лариса Александрова

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку  3 класс Тема. Именительный падеж имён существительных"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-tiema-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "290042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917063"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки»."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "309694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840114"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока по русскому языку тема лексика "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "119098"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413316046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства