УРОК: русский язык | Школа: |
Дата: | Имя учителя: |
КЛАСС: 2 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которым посвящен урок: | 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.2.1 составлять и писать короткие тексты на заданную тему по опорным словам и по плану (с помощью учителя). |
Развитие навыков: | 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. 3.2 Создание текста по плану и опорным словам. |
Предполагаемый результат: | Все учащиеся смогут: |
Узнать о словах, противоположных по значению. |
Большинство учащихся смогут: Приводить примеры антонимов. Записывать предложения с антонимами по образцу. Подбирать слова с противоположным значением. Различать антонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя. |
Некоторые учащиеся смогут: Объяснять смысл пословиц и находить в них антонимы. |
Языковая цель: | Основные термины и словосочетания: Слова с противоположным значением, предложение, текст, стихотворение, основная мысль, опорные слова, рисунок, слово, тема, план, вопрос, задание, упражнение, постер, плакат, интервью. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопрос для обсуждения: Что означает выражение «воспитание характера»? Какие черты характера спортсмена помогают ему добиться успеха? |
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, словапредметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы. |
План: |
Временное планирование | Планируемые мероприятия | Ресурсы |
1-5 мин | Создание положительного эмоционального настроя (К) Игра «Подбери пару» (соревнование).
Всем учащимся учитель раздает карточки со словами. Ученикам нужно подобрать к своим словам синонимы из предложенных. Луна (месяц), доктор (врач), смелый (храбрый), красивый (прекрасный), прыгать (скакать), идти (шагать).
Чем различаются слова в парах? (написанием и произношением) - Как называются такие слова? (Синонимы)
- А теперь, ребята, встаньте парами у кого получились слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Повторить на какие вопросы отвечает каждая пара.
- Посмотрите на доску какие слова вы видите сейчас? (картинки с изображением предметов) (Омонимы) - Какая у них особенность? (Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение) | Карточки со словами |
6-9 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Учитель читает сценку: СЦЕНКА На улице прохладно. Дети были одеты по-разному. Алишер: Ну и жарко! Саша: Да ты что? Холодно! Алишер: Я весь покраснел! Саша: А я побелел! Алишер: Ты что такой кислый? Саша: А ты что – сладкий? Алишер: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Саша: Очень интересные пары слов получились! Алишер: Может, они тоже как-нибудь называются? Саша: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой
- Ребята, скажите мальчики себя чувствовали одинаково? - Почему? - Одному было жарко, а второму …(холодно), Алишер покраснел, а Саша … (побелел) и т.д.
На доске слова: Жарко - холодно, покраснел - побелел, кислый – сладкий.
- Ребята, давайте еще раз прочитаем слова. Что вы заметили в этих словах? - О чем будем говорить сегодня на уроке? Учащиеся формулируют тему урока. Постановка задач: Какие слова называют противоположными по значению? | Карточки со словами |
10-25 мин | Работа по теме урока Цель: усвоение содержания темы Работа по учебнику (К) Минутка чистописания: запись пословицы: Характер определяет человека. Обсуждение. Почему так говорят? С помощью пословицы учащиеся определяют лексическую тему урока. У каждого человека есть характер, у кого-то сложный, у кого-то мягкий и только по характеру можно определить какой человек. - Ребята, подумайте, а какой может быть характер? Добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, веселый – грустный, жадный – щедрый, хвастливый – скромный и т.д.
(Г) Игра «Помоги зайчику» (Учебник стр 19 упр 2) - А сейчас ребята мы образуем группы и следующее задание такое. Каждая группа получает картинку, по которой вы должны составить и записать предложение, сравнивая изображённые предметы. А сравнивать вы будете каждый свой признак (цвет, вес, рост, настроение, размер). А поможет вам в этом упр 2 на стр 19. Каждая группа на листах составляет 3 предложения ( все в группе по предложению).
- Проверка предложений. Дети читают свои предложения.
Взаимопроверка по дескрипторам: - сравнивает предметы по весу, высоте и цвету; - составляет и записывает предложение; - Какие слова помогли вам справиться с заданием?
(П, И) Работа с правилом. - О каких словах вы прочитали? - Приведите примеры. - Для чего мы используем эти слова? Слова, с противоположным значением, называются антонимами, термин «антоним» пришёл к нам с греческого языка. Вывешиваю на доску термин «Антонимы» | Учебник Фишки черного и белого цвета Карточка «Антонимы» |
26 -32 мин | Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. (П) Стихотворение Г. Сапгира «Яблоко» Дети знакомятся со стихотворением «Яблоко» Г.Сапгира; находят слова, противоположные по смыслу, объясняют пропущенные орфограммы и записывают слова парами. Взаимопроверка На первом ряду проверяет Артем, на втором ряду Денис. (Д, К) Динамическая пауза.
- Ребята, я называю слово, вы подбираете к нему слово антоним и показываете в действии. Бежать – стоять, наклоняться – подниматься, веселый – грустный, большой – маленький, высоко – низко, далеко – близко, вдох – выдох. Молодцы! - Какие слова помогли нам выполнить разминку? | Учебник, рабочая тетрадь |
33-40 мин | (П, И) Исследовательская работа. - Прочитайте слова, данные в учебнике; подберите к словам из левого столбика противоположные слова из правого столбика; Самопроверка Вывод: что или кого можно описать, используя данные слова (характер человека, сказочного героя); дополнить упражнение своими примерами слов, противоположных по значению; | |
41-45 мин | Итог урока. Рефлексия «Выбери смайлик» Учитель вывешивает на доске 2 смайлика: веселый и грустный. - Если вы считаете, у меня на уроке все получилось, я понял материал, подходите к веселому смайлику; - если на уроке вы испытывали трудности, материал мне был непонятен, выбираете грустный смайлик. | Картинка со смайликами |
Дополнительная информация |
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные связи |
Мотивированные дети получают опережающее задание, готовят сценку. Читают текст по ролям. Распределение групп. | Формативное оценивание. –– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. – Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | - Литература - Самопознание - Физкультура |
Рефлексия для учителя: |
Важные вопросы по уроку: | Комментарии по проведенному уроку |
| |
| |
| |
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) |
Какие два момента были наиболее успешны? | |
Какие два момента улучшили урок? | |
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? | |