Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"?
Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"?
Урок русского языка во 2 классе
Учитель Подгорная О.Н.
Тема урока: «Что такое антонимы»?
Цели:
Знакомство со словами, противоположными по смыслу.
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились.
У кого получились красивые буквы, поднимите руку. Молодцы!
Словарная работа.
- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря?
Учитель диктует слова на букву т.
Рефлексия. Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? (Работа в парах - проверка)
Повторение изученного.
Прочтите слова с доски.
Ходить, шагать, плестись
Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
- Какие слова называются синонимами?
Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя.
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?
(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Подберите проверочные слова (устно)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Синонимы – слова приятели.
Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, послушайте стихотворение.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Постановка учебной задачи.
Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)
К нам на урок пришел Карандаш (презентация)
- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)
- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?
Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
3. Работа над новой темой.
Наблюдения. Откройте учебник с 62. Рассмотреть рисунки, сравнить их.
Записать слова парами. Что их объединяет?
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.
Сформулируем правило.
Сравним с эталоном стр. 62
Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).
Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)
4. Физминутка.(музыкальная)
5. Работа с пословицами.
Упр.1. Комментированно.
Упр.2
Подберите антонимы к словам.
Проверка (работа в парах)
6. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (работа в парах)
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
7. Упражнение в подборе антонимов к словам.
Упр3 –самостоятельно (запиши слова парами)
8. Итог урока.
Я узнал:
Я научился:
9. Рефлексия.
Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.
Жёлтый цвет, если вы считаете, что научились находить антонимы, но вам ещё нужна помощь.
Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке.
Сейчас я проверю, чему вы научились.
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь :.. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь :..(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь :..(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты :..(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты :..(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай :..(конец)
Не дорого начало, похвален конец.
10. Домашнее задание. Правило с 62,стр. 63 №4
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? »
Урок русского языка во 2 классе
Учитель Подгорная О.Н.
Тема урока: «Что такое антонимы»?
Цели:
Знакомство со словами, противоположными по смыслу.
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились.
У кого получились красивые буквы, поднимите руку. Молодцы!
Словарная работа.
- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря?
Учитель диктует слова на букву т.
Рефлексия. Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? (Работа в парах - проверка)
Повторение изученного.
Прочтите слова с доски.
Ходить, шагать, плестись
Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
- Какие слова называются синонимами?
Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя.
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?
(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Подберите проверочные слова (устно)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Синонимы – слова приятели.
Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, послушайте стихотворение.
Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Постановка учебной задачи.
Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)
К нам на урок пришел Карандаш (презентация)
- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)
- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?
Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
3. Работа над новой темой.
Наблюдения. Откройте учебник с 62. Рассмотреть рисунки, сравнить их.
Записать слова парами. Что их объединяет?
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.
Сформулируем правило.
Сравним с эталоном стр. 62
Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).
Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)
4. Физминутка.(музыкальная)
5. Работа с пословицами.
Упр.1. Комментированно.
Упр.2
Подберите антонимы к словам.
Проверка (работа в парах)
6. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (работа в парах)
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
7. Упражнение в подборе антонимов к словам.
Упр3 –самостоятельно (запиши слова парами)
8. Итог урока.
Я узнал:
Я научился:
9. Рефлексия.
Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.
Жёлтый цвет, если вы считаете, что научились находить антонимы, но вам ещё нужна помощь.
Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке.