kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе

Учитель Подгорная О.Н.

Тема урока:  «Что такое антонимы»?

Цели:

Знакомство со словами, противоположными по смыслу.

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.

Задачи:

·        Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

·        Сравнивать антонимы по значению.

·        Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

·        Использовать словари антонимов.

·        Развивать внимание, логическое мышление.

Задачи для учащихся: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

узнать их название;

сравнить их с синонимами;

учиться подбирать пары к словам.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.

Тип урока: (комбинированный) урок изучения и первичного закрепления нового материала.

   Ход урока.

1. Оргмомент . - Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

Пальчиковая гимнастика.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как  даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

Как радуешься? Вот так! (дети хлопают в ладошки)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» стр 18 упр. 3

Я просила вас повторить правила на изученные темы. Проведём небольшую речевую разминку:

- из чего состоит наша речь?

- из чего состоят предложения?

Какие части речи мы изучили?

- дайте определение имени существительному;

- определение глаголу;

- определение имени прилагательному.

Учитель: -  Хорошо, молодцы! А сейчас мы проверим, как же красиво и правильно вы будете писать.

«Минутка чистописания» -  Тт. (образец  написания -экран)

Для чего проводим минутку чистописания?

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились.

 У кого получились красивые буквы, поднимите руку. Молодцы!

Словарная работа.

- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря?

Учитель диктует слова на букву т.

Рефлексия.  Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов?    (Работа в парах - проверка)

Повторение  изученного. 

Прочтите слова с доски.

Ходить, шагать, плестись

Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя. 

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Синонимы – слова приятели.

Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель:  - Ребята, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Постановка учебной задачи.

Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)

К нам на урок пришел Карандаш (презентация)

- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?

 Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?

 Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)

 На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

3. Работа над новой темой.

 Наблюдения.  Откройте учебник с 62. Рассмотреть рисунки, сравнить их.

Записать слова парами. Что их объединяет?

В греческом  языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.

Сформулируем правило.

Сравним с эталоном стр. 62

Учитель:  Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).

Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок  (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.) 

4. Физминутка.(музыкальная)

5.  Работа с пословицами.

Упр.1. Комментированно.

Упр.2

Подберите антонимы к словам.

Проверка (работа в парах)

6.  Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (работа в парах)

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.

Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.

Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.

Запишите пары слов антонимов.

7. Упражнение в подборе антонимов к словам.

Упр3 –самостоятельно (запиши слова парами)

8. Итог урока.

Я узнал:

Я научился:

9. Рефлексия.

 Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.

 Жёлтый цвет, если вы считаете, что научились находить антонимы, но вам ещё нужна помощь.

 Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке.

Сейчас я проверю, чему вы научились.

"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь :.. (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь :..(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь :..(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты :..(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты :..(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай :..(конец)


 

Не дорого начало, похвален конец.

10. Домашнее задание. Правило с 62,стр. 63 №4

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? »

Урок русского языка во 2 классе

Учитель Подгорная О.Н.

Тема урока:  «Что такое антонимы»?

Цели:

Знакомство со словами, противоположными по смыслу.

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.

Задачи:

·        Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

·        Сравнивать антонимы по значению.

·        Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

·        Использовать словари антонимов.

·        Развивать внимание, логическое мышление.

Задачи для учащихся: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

узнать их название;

сравнить их с синонимами;

учиться подбирать пары к словам.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.

Тип урока: (комбинированный) урок изучения и первичного закрепления нового материала.

   Ход урока.

1 . Оргмомент . - Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

Пальчиковая гимнастика.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как  даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

Как радуешься? Вот так! (дети хлопают в ладошки)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа.

2. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» стр 18 упр. 3

Я просила вас повторить правила на изученные темы. Проведём небольшую речевую разминку:

- из чего состоит наша речь?

- из чего состоят предложения?

Какие части речи мы изучили?

- дайте определение имени существительному;

- определение глаголу;

- определение имени прилагательному.

Учитель: -  Хорошо, молодцы! А сейчас мы проверим, как же красиво и правильно вы будете писать.

«Минутка чистописания» -  Тт . (образец  написания -экран)

Для чего проводим минутку чистописания?

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились.

 У кого получились красивые буквы, поднимите руку. Молодцы!

Словарная работа.

- С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря?

Учитель диктует слова на букву т.

Рефлексия.  Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов?    (Работа в парах - проверка)

Повторение  изученного. 

Прочтите слова с доски.

Ходить, шагать, плестись

Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя. 

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Синонимы – слова приятели.

Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель:  - Ребята, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Постановка учебной задачи.

Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению)

К нам на урок пришел Карандаш (презентация)

- Прочитайте тему урока. ( Антонимы)

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?

 Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?

 Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)

 На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

3. Работа над новой темой.

 Наблюдения.  Откройте учебник с 62. Рассмотреть рисунки, сравнить их.

Записать слова парами. Что их объединяет?

В греческом  языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.

Сформулируем правило.

Сравним с эталоном стр. 62

Учитель:  Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).

Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок  (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.) 

4. Физминутка.(музыкальная)

5.  Работа с пословицами.

Упр.1. Комментированно.

Упр.2

Подберите антонимы к словам.

Проверка (работа в парах)

6.  Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (работа в парах)

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.

Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.

Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.

Запишите пары слов антонимов.

7. Упражнение в подборе антонимов к словам.

Упр3 –самостоятельно (запиши слова парами)

8. Итог урока.

Я узнал:

Я научился:

9. Рефлексия.

 Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.

 Жёлтый цвет, если вы считаете, что научились находить антонимы, но вам ещё нужна помощь.

 Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке.

Сейчас я проверю, чему вы научились.


"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... . (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ... .(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ... .(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ... .(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ... .(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ... .(конец)



Не дорого начало, похвален конец.

10. Домашнее задание. Правило с 62 ,стр. 63 №4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"?

Автор: Подгорная Ольга Николаевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока русского языка  по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "151101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420635728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме " Антонимы". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-2"
    ["file_id"] => string(6) "246451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446383644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства