kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов

Комбинированный урок

Предметные: знать понятие «синонимы», отличие синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средства связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того де слова с помощью синонимов

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, сомоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Синонимы"»

Синонимы

Учитель: Хомякова М.А.

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие «синонимы», отличие синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средства связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того де слова с помощью синонимов

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, сомоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; деятельностно-практическая, индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

www.uroki.net

www.zavuch.info

festival.1september.ru

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синонимы



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организа-

ции взаимодей-

ствия

Формируемые

умения

(УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

-Как и вся сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза (слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фрон-

тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от нее)

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

-Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, тои «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что знаете о лексике.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности

Смотря презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику)

-Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово)

-Ребята сколько лексических значений может иметь слово?

-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные)

-А когда слово имеет два и более лексических значений, как оно называется? (Многозначное)

-Молодцы! Отправляемся в страну Лексика!

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний не достаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке собственных действий, поступков

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы


Физкульт-

минутка

Всем размяться нам пора,

Приготовьтесь, детвора!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз-два, раз-два…

Выше, выше голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны

Выполняются элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


4.Целеполагание и построенеи проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса.


-Танечка, каким тебе запомнился Герасим?

-Хорошим

-Что ты можешь сказать о его собачке?

-Она тоже хорошая.

-А повесть в целом тебе понравилась?

-Да, хорошая.

-Таня, в каком доме ты живешь?

-Большом.

-А семья у вас какая?

-Большая.

-О чем ты мечтаешь?

-Стать большой.


-Понравились ли вам ответы Тани? (Нет, ответы однообразные, речь бедна, похоже, что у девочки не развита речь)

-Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.

-В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской или и тем, и другим.

Нужно помнить, что тождественных слов в русском языке практически не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотря презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют вместе с учителем или отдельно необходимые действия, операции, действуют по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

1

2

3

4

5

6

7

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Робота со словарем синонимов

-Внимание на экран.

-Нам встретились первые жители страны Синонимов.

-Бегемот-гиппопотам. Слова, практически совпадающие по значению и употреблению (первое чаще употребляется в разговорной речи, второе – в научных произведениях).

-Теперь попробуйте сами.

-Здание-дом.

-Врач – доктор.

-Конь – лошадь.

-Невеселый мальчик – грустный.



Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы

Устные ответы

6.Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

Решение грамматических задач.

-Ребята, мы работаем с вами в группах. У нас три группы, в каждой есть свой лидер (назвать лидеров), который будет оценивать работу группы в целом и работу каждого.


Задача 1. Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их.

Слова для справок:

Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

Проверь себя: Родина- отечество, отчизна.

Бесконечный- бескрайний, беспредельный.

Охранять- караулить, сторожить.


Задача 2.

Подберите к картинке пару синонимов и составьте с данными словами распространённые предложения

Ответ: дом-изба


Задача 3. Выполним упр.


Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

1

2

3

4

5

6

7

8.Самостоятельная работа и самопроверка по эталону Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение заданий. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

-Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, решите кроссворд. Оценки за него станут оценками за урок


Работают с кроссвордом

Индивидуальная групповая

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравились ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашей столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Синонимы"

Автор: Хомякова Марина Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 270070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства