Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организа- ции взаимодей- ствия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово -Как и вся сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза (слайд) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фрон- тальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от нее) | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | -Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, тои «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что знаете о лексике. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности | Смотря презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | -Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику) -Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово) -Ребята сколько лексических значений может иметь слово? -Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные) -А когда слово имеет два и более лексических значений, как оно называется? (Многозначное) -Молодцы! Отправляемся в страну Лексика! | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний не достаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке собственных действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний | Устные ответы |
| Физкульт- минутка | Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш - метров через двести! Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны | Выполняются элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
4.Целеполагание и построенеи проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса. -Танечка, каким тебе запомнился Герасим? -Хорошим -Что ты можешь сказать о его собачке? -Она тоже хорошая. -А повесть в целом тебе понравилась? -Да, хорошая. -Таня, в каком доме ты живешь? -Большом. -А семья у вас какая? -Большая. -О чем ты мечтаешь? -Стать большой. -Понравились ли вам ответы Тани? (Нет, ответы однообразные, речь бедна, похоже, что у девочки не развита речь) -Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов. -В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской или и тем, и другим. Нужно помнить, что тождественных слов в русском языке практически не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотря презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют вместе с учителем или отдельно необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Робота со словарем синонимов | -Внимание на экран. -Нам встретились первые жители страны Синонимов. -Бегемот-гиппопотам. Слова, практически совпадающие по значению и употреблению (первое чаще употребляется в разговорной речи, второе – в научных произведениях). -Теперь попробуйте сами. -Здание-дом. -Врач – доктор. -Конь – лошадь. -Невеселый мальчик – грустный. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы | Устные ответы |
6.Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | Решение грамматических задач. -Ребята, мы работаем с вами в группах. У нас три группы, в каждой есть свой лидер (назвать лидеров), который будет оценивать работу группы в целом и работу каждого. Задача 1. Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Слова для справок: Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить. Проверь себя: Родина- отечество, отчизна. Бесконечный- бескрайний, беспредельный. Охранять- караулить, сторожить. Задача 2. Подберите к картинке пару синонимов и составьте с данными словами распространённые предложения Ответ: дом-изба Задача 3. Выполним упр. | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.Самостоятельная работа и самопроверка по эталону Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение заданий. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | -Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, решите кроссворд. Оценки за него станут оценками за урок | Работают с кроссвордом | Индивидуальная групповая | Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Вопросы для уточнения информации |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравились ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашей столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи |