kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме " Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                   Урок русского языка в 3 классе  по теме     "Синонимы".

Цели урока: 

1. Систематизация  знаний  о синонимах , умения находить их в тексте.

  2. Понакомиться с  ролью синонимов  в предложении;

  3. Развития  устной  и письменной  речи  учащихся  развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления.

 4. Воспитывать  умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  Оборудование урока: Учебник «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

                                                                Ход    урока.

1. Организационный  момент.

  Прозвенел опять звонок,
 Он зовёт нас на урок.
 На уроке не зевать,
 А работать и писать!

2. Минутка чистописания.

Отгадайте загадку и вы узнаете какую  букву  мы  будем сегодня  писать:

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (Барабан)

 

-Назовите  первый  звук  в этом слове?

-Какой  буквой  он  обозначается на письме?

-Откройте  свои  тетради    и запишите  число, кл. работа ,  спишите эту букву к себе в  тетрадь.  Я прошу Вас обратить внимание  на наклон и ровность  прямых  линий.

-Посмотрите на свою   строку  и  сравните -  свои  буквы  с  образцом  на доске, подчеркните карандашом те буквы, которые вам понравились больше  всего.

3. Словарно-орфографическая работа.

 Ребята, на доске записаны  словарные  слова,  вам  необходимо верно  вставить пропущенные буквы и записать  их к  себе в  тетрадь.  (Списать,  расставить  ударение)

4 Актуализация  знаний

  Дети, послушайте внимательно   сказку. Вам необходимо  будет её  завершить:

"Жили-были кот и пёс. Однажды кот желая похвалить товарища, сказал псу:

 -  Какой, же  ты  толковый пёс!

Пёс стал спорить: - Нет, я не толковый-а  умный!

Кот  говорит: -Как  ты пёс  любезно  разговариваешь!

А пёс  знай  себе   не  соглашается:

-Я  разговариваю  не  любезно, а вежливо!

И началась у них ссора.  Мимо летела сорока и  сказала:

-Глупые  пёс и кот,  ведь вам  не из-за чего ругаться,  потому что слова  умный-толковый, любезно-вежливо - это  слова…..(синонимы)"

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? 

Верно! Сегодня на уроке мы повторим, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них, обойтись. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

-Кто такие  синонимы?  Кто вспомнит?

-Откроем  у.с. 73  -прочтём  "Узелки   на  память"

-Что нам  говорит Самоваров?  Прочтите.

- Какую роль играют синонимы в речи?   (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной).

-Выполним    № 113 устно,  работая в паре.    

( ученики  доказывают, что предмет один, а для его названия существует  несколько слов)

-Кто расскажет  нам  к какому выводу вы пришли?

-Можно ли  в  учебнике  по  Окружающему  миру или в  научной  энциклопедии встретить  такие названия  зверей,  как   Косой, Серый   и  Патрикеевна,  Кумушка?

-А где мы встретим  такие слова?

-Посмотрите  на доску:

Гляди, поехала машина-

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно  звать  «машина»,

А можно  звать  «автомобиль».

Автомобиль не вроде клячи:

Сто лошадиных  сил  мотор….

Водитель за рулём иначе

Он   называется  шофёр.

-Выпишите  из этого  стихотворения  слова-синонимы.

-Прочтите, что  написали?                 (Машина-автомобиль,   водитель-шофёр)

5. Физминутка.

Ветер тихо клён  качает

Вправо, влево  наклоняет

Раз наклон,  два  наклон

Зашумел  листвою  клён.

 

6. Продолжение  работы  на уроке

-Предлагаю  выполнить  № 114  в учебнике

-Какие   синонимы  можно   подобрать  к слову   дитя?    (чадо,  ребёнок,  малютка,  малыш)

- Спишите  эти  строки   в свою   тетрадь

-Слово    Чадо  -  сделаем  фонетический разбор.       (один у доски)          

ЧАДО    ча-до  [ч'`ада]
 
ч [ч'] - согласный, мягкий, глухой
а [`а] - гласный, ударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий
о [а] - гласный, безударный

4 букв, 4 звук

 

7. ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКА

Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

-В  нашем  учебнике,  ребята  есть   небольшой   словарик  синонимов. -  Откроем    его  стр. учебника  156

-Благодаря словарю  можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова все там располагаются рядами.

-Прочтите   некоторые    слова.

-Мы  с  вами  знаем   со   2  класса,  что   синонимы  хоть  и  близки  по  значению, но отличаются   оттенками  значений.  Например:   (дорогой-ценный-драгоценный)

-Выполним №116  в  учебнике

-Каким   словарём вы  воспользуетесь   при  выполнении  этого   упражнения?

-Какие синонимы   вы   будите  выписывать?     (ум,  разум,  рассудок)

 

-Теперь  пришло  время  поработать с печатной тетрадью  стр.   60 № 98

 8.  Игра   «Найди  лишнее  слово»

  1. Радостный, весёлый,  вежливый
  2. Малыши,  дети,  мальчик,  детвора
  3.   Лошадь,  животное,  конь,  жеребец
  4.   Друг,  товарищ,  приятель, сосед     (по  одному ученику у доски   зачёркиваем лишнее  слово)

-Для  закрепления  знаний    работаем  по   карточками.    (Раздаю  карточки)

Соедините каждое  слово первого столбика  с  синонимом  из  второго столбика

 

 буря                                лекарь

аромат                            швырять

врач                                 запах

бросать                          чародей

ветер                               ураган

воин                                 вихрь

волшебник                       ратник

 

9. Рефлексия.

 "Услышим скоро мы звонок,
 Пора заканчивать урок…"

                                                                                       

- Что нового на уроке мы узнали?
- Кто  такие  синонимы?

-Для чего они  нужны?
-Приведите примеры?       

(вьюга-метель-буран-ураган), (мамочка-мама-мать), (болтать - беседовать - говорить)

 

10. Домашнее задание                                 Т.с.59  № 97, 98       У.с. 73   № 115 - правило

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме " Синонимы" »

Урок русского языка в 3 классе по теме "Синонимы".

Цели урока: 

1. Систематизация  знаний  о синонимах , умения находить их в тексте.

2. Понакомиться с ролью синонимов  в предложении;

3. Развития  устной  и письменной  речи  учащихся развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления

 4. Воспитывать умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  Оборудование урока: Учебник «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.



Ход урока.

1. Организационный момент.

  Прозвенел опять звонок,
 Он зовёт нас на урок.
 На уроке не зевать,
 А работать и писать!

2. Минутка чистописания.

Отгадайте загадку и вы узнаете какую букву мы будем сегодня писать:

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (Барабан)



-Назовите первый звук в этом слове?

-Какой буквой он обозначается на письме?

-Откройте свои тетради (я тетрадь свою открою….) и запишите число, кл. работа и спишите эту букву к себе в тетрадь. Я прошу Вас обратить внимание на наклон и ровность прямых линий.

-Посмотрите на свою строку и сравните - свои буквы с образцом на доске, подчеркните карандашом те буквы, которые вам понравились больше всего.

3. Словарно-орфографическая работа.

 Ребята, на доске записаны словарные слова, вам необходимо верно вставить пропущенные буквы и записать их к себе в тетрадь. (Списать, расставить ударение)

4. Актуализация знаний

Дети, послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить:


Жили-были кот и пёс. Однажды кот желая похвалить товарища, сказал псу:

- Какой, же ты толковый пёс!

Пёс стал спорить: - Нет, я не толковыйумный!

Кот говорит: -Как ты пёс любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо - это слова…..(синонимы)



- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? 


Сегодня на уроке мы повторим, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них, обойтись. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.



-Кто такие синонимы? Кто вспомнит?


-Откроем у.с. 73 -прочтём Узелки на память


Что нам говорит Самоваров? Прочтите.



- Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной).



-Выполните № 113 устно, работая в паре.

( ученики доказывают, что предмет один, а для его названия существует несколько слов)

-Кто расскажет нам к какому выводу вы пришли?

-Можно ли в учебнике по Окружающему миру или в научной энциклопедии встретить такие названия зверей, как Косой, Серый и Патрикеевна, Кумушка?

-А где мы встретим такие слова?

-Посмотрите на доску:

Гляди, поехала машина-

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно звать «машина»,

А можно звать «автомобиль».

Автомобиль не вроде клячи:

Сто лошадиных сил мотор….

Водитель за рулём иначе

Он называется шофёр.

-Выпишите из этого стихотворения слова-синонимы.

-Прочтите, что написали? (Машина-автомобиль, водитель-шофёр)







5. Физминутка.

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.



6. Продолжение работы на уроке

-Предлагаю выполнить № 114

-Какие синонимы можно подобрать к слову дитя? (чадо, ребёнок, малютка, малыш)

- Спишите эти строки в свою тетрадь



-Слово Чадо - сделаем фонетический разбор. (один у доски)


ЧАДО ча-до [ч'`ада]

ч [ч'] - согласный, мягкий, глухой
а [`а] - гласный, ударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий
о [а] - гласный, безударный

4 букв, 4 звук



7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

-В нашем учебнике, ребята есть небольшой словарик синонимов. - Откроем его с.у. 156

-Благодаря словарю можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами.

-Прочти те некоторые слова.

-Мы с вами знаем со 2 класса, что синонимы хоть и близки по значению, но отличаются оттенками значений. Например: дорогой-ценный-драгоценный)

-Выполним №116

-Каким словарём вы воспользуетесь при выполнении этого упражнения?

-Какие синонимы вы будите выписывать? (ум, разум, рассудок)



Печатная тетрадь стр. 60 № 98





8. Игра «Найди лишнее слово»

  1. Радостный, весёлый, вежливый

  2. Малыши, дети, мальчик, детвора

  3. Лошадь, животное, конь, жеребец

  4. Друг, товарищ, приятель, сосед (по одному зачёркиваем лишнее слово)

-Для закрепления знаний по работаем с карточками. (Раздаю карточки)



Соедините каждое слово первого столбика

с синонимом из второго столбика



буря лекарь

аромат швырять

врач запах

бросать чародей

ветер ураган

воин вихрь

волшебник ратник



9. Рефлексия.

 Услышим скоро мы звонок,
 Пора заканчивать урок…

- Что нового на уроке мы узнали?
- Кто такие синонимы?

-Для чего они нужны?
-Приведите примеры?

(вьюга-метель-буран-ураган), (мамочка-мама-мать), (болтать - беседовать - говорить)



10. Домашнее задание Т.с.59 № 97, 98 У.с. 73 № 115 - правило


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме " Синонимы"

Автор: Сулимова Татьяна Викторовна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства