kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Репортаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 8 класс тема «Репортаж как жанр публицистики»

Тема:  Репортаж как жанр публицистики.

 

Цели урока:

Познакомить с жанром  публицистического стиля – репортаж;  показать виды репортажей; показать, как строится репортаж;

Развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие  коммуникативных  компетенций учащихся.

Формирование  активной  жизненной  позиции.    

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: таблица с основными требованиями к репортажу, слайды с профессиональными словами,  текст М.А. Булгакова, карта с заданиями  для каждого ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "Репортаж" »

Урок русского языка 8 класс тема «Репортаж как жанр публицистики»

Тема: Репортаж как жанр публицистики.


Цели урока:

Познакомить с жанром публицистического стиля – репортаж; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж;

Развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: таблица с основными требованиями к репортажу, слайды с профессиональными словами, текст М.А. Булгакова, карта с заданиями для каждого ученика.


Эпиграф:

Многие русские писатели отдавали репортажу

много сил, внимания и находчивости.

В. Гиляровский

Репортаж- глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик.



  1. Организационный этап.

Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.

  1. Вызов


Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

Словарная работа

Словарь иностранных слов

Репортаж – 1) работа репортёра;

2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.

Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о

текущих событиях и происшествиях.

Толковый словарь

Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;

2) репортёрская работа.

Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих

событиях местной жизни.

Советский энциклопедический словарь

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

  1. Осмысление

Теория репортажа

Чтение с выделением главного.

Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

-Репортаж изображает событие как процесс.

-В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.

-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

- А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего.

Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени.

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость, гордость, сочувствие..)

- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.

Репортаж следует отличать от газетной заметки.

- Просмотреть номер газеты, найти репортаж.
- О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.
- Какие бывают репортажи?
Необходимо отличать репортаж и информационную заметку. 
- Что общего и в чем различия?
Заполнить таблицу.


Газетная заметка

Репортаж


Различия

1. Лишь сообщает о событии как о 
свершившемся факте.
2. Автор остается в тени.
его отношение к событию всегда 
проявляется.

1.Изображает событие как процесс.

2. Личность автора всегда присутствует.

Сходства

Сообщается о каком-либо важном событии

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.
Памятка

  1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

  2. Выразить свое отношение к событию.

  3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

Композиция репортажа.

  1. Зачин.

  2. Рассказ.

  3. Концовка. Краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

- Какова же композиция репортажа?
Начало репортажа – это зачин. Каким он может быть?
Центральная часть – это рассказ о чем?
- Какой тип речи представляет?
- Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)
- В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)
- Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)
Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.
Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Пишем правила репортажа. Постер.

Физминутка. Деление на группы.

Правила репортажа.

1. Изложение ведется от 1-го лица

2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6.Полная и достаточно достоверная информация.

  1. Репортаж ведет репортер.

  2. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж.

Чтение с остановками.

В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: « А.П. Чехов».

1 остановка

О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном- он девяностых годов,- живой, со смешливыми глазами. « Таким приехал сюда». На другом - в сети морщин. Картина - печальная женщина, и рука её не кончена. Рисовал брат Чехова.

-Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

2 остановка

Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др..

Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная. С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвёл взор к небу. Подпись: « И у журавлей , поди, бывают семейные неприятности… Кра…» Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина.. И сам Левитан рядом.

3 остановка

Опишите кабинет А.Чехова.

При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья , докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.

- В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает: « Ну, как вы находите, Антон Павлович?» А тот был очень деликатный , совестился сказать, что- ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил: « Да ничего, хорошо…Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо и бухал каждому: « Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!»

Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф- мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». ( М. А. Булгаков.)

Вопросы и задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

  3. Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

Задания разного уровня.

    1. Рафт- составить репортаж на выбранную тему. «День здоровья»

    2. Составить телевизионный новостной репортаж.

    3. Доказать, что текст является репортажем.


Авторский стул.

  1. Рефлексия.


Домашнее задание.

Написать репортаж – экскурсия в город Костанай. Придерживаясь выработанными правилами.



Подведение итогов.

Обратная связь


Оценивание по 12 бальной шкале.

«1-6 баллов»- оценка 3

«6- 10 баллов» - оценка 4

«11- 12 баллов» - оценка 5


1-30 – оценка 3

30- 50 - оценка 4

50- 60 – оценка 5



ФИ уч-ся

Критерии


Балл

Учитель


Грамотность





Объем информации





Умение излагать свои мысли




Связь с современностью





Знание особенностей

репортажа













Формулировка целей урока, учащиеся совместно с учителем.

Составление критериев оценивания













































Работа в группах























































Групповая работа


Защита постера
















Индивидуально


























































Работа в группах



Работа в парах


Учитель русского языка и литературы Макаренкова Татьяна Николаевна Страница 1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка по теме "Репортаж"

Автор: Макаренкова Татьяна Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(86) "glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "103926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402650297"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "урок русского языка на тему словосочетание и предложение как основные единицы языка "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovosochietaniie-i-priedlozhieniie-kak-osnovnyie-iedinitsy-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429448408"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства