Организационный этап. Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания. Вызов Репортаж – это глаза и уши читателя. Г.Я. Солганик - Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста? - Какая задача стоит перед автором репортажа? (Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарная работа Словарь иностранных слов Репортаж – 1) работа репортёра; 2) сообщение о событиях дня, оперативная информация. Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о текущих событиях и происшествиях. Толковый словарь Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»; 2) репортёрская работа. Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. Советский энциклопедический словарь Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Осмысление Теория репортажа Чтение с выделением главного. Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину. -Репортаж изображает событие как процесс. -В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется. - Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему. -Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла. -Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. -Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям. -В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование. - А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего. Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени. -Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя. - В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость, гордость, сочувствие..) - Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения. В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами. Репортаж следует отличать от газетной заметки. - Просмотреть номер газеты, найти репортаж. - О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы. - Какие бывают репортажи? Необходимо отличать репортаж и информационную заметку. - Что общего и в чем различия? Заполнить таблицу. | Газетная заметка | Репортаж | Различия | 1. Лишь сообщает о событии как о свершившемся факте. 2. Автор остается в тени. его отношение к событию всегда проявляется.
| 1.Изображает событие как процесс. 2. Личность автора всегда присутствует. | Сходства | Сообщается о каком-либо важном событии | Составление памятки для тех, кто пишет репортаж. Памятка
Отобрать самое главное из того, что происходит. Выразить свое отношение к событию. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле. Композиция репортажа. Зачин. Рассказ. Концовка. Краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя. - Какова же композиция репортажа? Начало репортажа – это зачин. Каким он может быть? Центральная часть – это рассказ о чем? - Какой тип речи представляет? - Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы) - В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.) - Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего) Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Пишем правила репортажа. Постер. Физминутка. Деление на группы. Правила репортажа. 1. Изложение ведется от 1-го лица 2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность . 3. Документализм, объективная точность. 4. Эскизность речи. 5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения. 6.Полная и достаточно достоверная информация. Репортаж ведет репортер. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события. Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ. Найти доказательства, что это репортаж. Чтение с остановками. В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: « А.П. Чехов». 1 остановка О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова. Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать… В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном- он девяностых годов,- живой, со смешливыми глазами. « Таким приехал сюда». На другом - в сети морщин. Картина - печальная женщина, и рука её не кончена. Рисовал брат Чехова. -Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать. 2 остановка Опишите столовую А.Чехова. В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др.. Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная. С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвёл взор к небу. Подпись: « И у журавлей , поди, бывают семейные неприятности… Кра…» Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина.. И сам Левитан рядом. 3 остановка Опишите кабинет А.Чехова. При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья , докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать. - В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает: « Ну, как вы находите, Антон Павлович?» А тот был очень деликатный , совестился сказать, что- ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил: « Да ничего, хорошо…Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо и бухал каждому: « Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!» Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф- мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». ( М. А. Булгаков.) Вопросы и задания: Озаглавьте текст. Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея? Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы. Задания разного уровня. Рафт- составить репортаж на выбранную тему. «День здоровья» Составить телевизионный новостной репортаж. Доказать, что текст является репортажем. Авторский стул. Рефлексия. Домашнее задание. Написать репортаж – экскурсия в город Костанай. Придерживаясь выработанными правилами. Подведение итогов. Обратная связь Оценивание по 12 бальной шкале. «1-6 баллов»- оценка 3 «6- 10 баллов» - оценка 4 «11- 12 баллов» - оценка 5 1-30 – оценка 3 30- 50 - оценка 4 50- 60 – оценка 5 ФИ уч-ся | Критерии | Балл | Учитель | | Грамотность | | | | Объем информации | | | | Умение излагать свои мысли | | | | Связь с современностью | | | | Знание особенностей репортажа | | | |