kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА» предназначен для учащихся 9 класса. Урок направлен на подготовку учащихся к ГИА, развитие речи учеников, умение находить главную мысль, делить текст на части, составлять план. К уроку прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»





Городское методическое объединение

учителей русского языка и литературы




Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей

на уроках русского языка и литературы




Урок русского языка по теме:

«Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА»











Зелинская Л.В., учитель русского языка

и литературы,

высшей квалификационной категории


















г. Новомосковск

26 декабря 2012


Предполагаемые результаты



Русский язык

9а класс

Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА

Зелинская Л.В.

Цель и задачи

Формирование навыков важнейших видов речевой деятельности – слушания и письма

Определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте.

Воспринимать адекватно авторский замысел.

Вычленять главное в информации.

Сокращать текст разными способами.

Излагать содержание текста правильно, точно, лаконично.

Находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Предполагаемый личностный результат

Понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Формирование основ гражданской индентичности, гордости за свою Родину.

Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Мотивация к творческому труду, работе на результат.

Расширение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предполагаемый предметный результат

Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества

Овладение нормами русского литературного языка.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами.

Умение использовать знания для решения практических, познавательных и коммуникативных задач.

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использовании их в собственной речи.

Освоение эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

Предполагаемый метапредметный результат

Владение видами речевой деятельности

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации).

Владение разными видами чтения

( просмотровым, ознакомительным).

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, пользоваться словарями разных типов.

Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности.

Умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план)
Способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Способность осуществлять речевой самоконтроль

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам (на уроках иностранного языка, литературы)




























Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

образовательные:

-повторить теоретический материал по теме: «Приёмы сжатия текста»;

-отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретных текстах, умение выделять главную информацию;

развивающие:

-развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи, памяти;

-работать как самостоятельно, так и в коллективе;

воспитывающие:

-воспитывать любовь к родному русскому языку;

-формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер (презентация), тексты, словари.

Виды работы: коллективная, групповая, индивидуальная.


Слово учителя.

Вспомним слова Л. Н. Толстого: «Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Давайте определим ключевое слово сегодняшнего урока (см. задание «акростих», появление слова «текст»; рефлексия). Определите тему урока (слайд №1).

Какова цель? (слайд № 2).

Вспомним слова Л. Н. Толстого (слайд №3).

Чтение стихотворений обучающимися (И.Бунин «Слово», А.Ахматова «Клятва»,слайды № 4, 5, 6,7).

Слово учителя

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – написание сжатого изложения. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связно и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики ни одного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.


Фронтальный опрос (рефлексия).

- Что значит сжатое изложение?

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

- Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспроизводить информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.

- Что такое микротема?

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.


- Назовите основные приёмы сжатия текста (см. приложение).


Основные приёмы компрессии текста: содержательные и языковые.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.

2. Замена: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена предложения или его части определительным, отрицательным или указательным местоимением с обобщающим значением; замена прямой речи косвенной; замена сложноподчиненного предложения простым.

3. Слияние: образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.


Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений или целых предложений).

2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).


Признаки хорошего текста: связность, последовательность, логическая завершенность.


- Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене?


1. Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Запись плана или тезисов.

3. Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

4. Создание черновика. Подсчёт количества слов.

5. Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию.


Д. С. Лихачев говорил: « Чтобы хорошо писать, нужно писать!» (слайд № 8,9).

Вспомним этимологию слова «текст», его единицы, признаки хорошего текста (см. приложение; монологический ответ обучающегося).


-Каковы этапы работы с текстом?

Этапы работы с текстом:

- определение темы текста;

- определение идеи текста;

- определение структуры текста;

-определение микротем текста как частей общей темы;

-моделирование сжатого изложения.


Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстами, которые будут у вас перед глазами.




Выполнение обучающимися различных заданий.

(см. текст №1, №2, №3; рефлексия после каждого задания).


Синквейн (см. приложение).




Заключительное слово учителя.

Помогли нам сегодня в работе «Письма» Д.С. Лихачева. Мне думается, что вы вернетесь к ним еще и еще раз.

Чешский педагог Ян Амос Коменский(1592-1670) четыреста лет тому назад говорил: «Считайте несчастным тот день или час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию».

Надеюсь, что этот день вы не назовете несчастливым (слайд № 10).







































1 группа Акростих


Задача: собрать слово по первым буквам фразы













То и дело, тишь да гладь, скрепя сердце, кто куда, ездить верхом.


2 группа. Акростих


Задача: собрать слово по первым буквам фразы













Терять голову; то так , то сяк; кто в лес, кто по дрова; елки-палки; сводить к нулю.


3 группа. Акростих

Задача: собрать слово по первым буквам фразы













Сердце кровью обливается; если бы да кабы; курам на смех; так себе; терять почву под ногами



















Стихотворение И. Бунина «Слово»


Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



Стихотворение А. Ахматовой «Клятва»


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!



























Каково первоначальное значение слова « текст»? («ткань», «сплетение»).

Кусочек ткани. Что общего между этими предметами?

Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко связанных между собой; текст состоит из нескольких предложений, которые связаны по смыслу и грамматически.

Этимология

Текст – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде


Единицами текста являются : высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство(ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент); межфразовые единства объединены в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность.


Признаки текста:

1.Выраженность (текст всегда выражен в устной и письменной форме);


2.Отграниченность: наличие начала, продолжения, конца, отграниченность от других текстов);


3.Связанность (смысловая связь между предложениями);


4.Цельность (объединенность общей темой, мыслью);


5. Упорядочность, структурность ( порядок в разворачивании основной мысли, микротемы);


6.Информативность (главное свойство и назначение текста – передача информации).


      1. Дмитрий Лихачёв "Письмо о добром и прекрасном" (избранное)

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.








ТЕКСТ №1


О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

   Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.
   Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.
   Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
   Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.


ТЕКСТ № 2



УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

   Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
   Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
   Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
   Учитесь любить учиться!


ТЕКСТ № 3


ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.
   Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
   Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.
  

Задание (индивидуальное) к тексту № 1


Рассмотрите текст, попробуйте его сжать. Какие приемы компрессии вы использовали?


Задание (работа в парах) к тексту № 2


Составьте план текста.


Задание (работа в группе) к тексту № 3


Определите главное в тексте и в каждой его части.


Таблица к тексту № 3


№ п/п

Микротемы































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка по теме: «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА»

Автор: Зелинская Людмила Васильевна

Дата: 16.09.2014

Номер свидетельства: 113666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Презентация к  уроку  русского языка по теме:  «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА» "
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-odin-iz-sposobov-podghotovki-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "113667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410851498"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Практическая работа по теме "Словообразование" (10 класс) "
    ["seo_title"] => string(59) "praktichieskaia-rabota-po-tiemie-slovoobrazovaniie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413568937"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Разработка урока русского языка с использованием интерактивной доски SMART на тему "Сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными" "
    ["seo_title"] => string(175) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnoi-doski-smart-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-miestoimienno-opriedielitiel-nymi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137341"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417339333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства