Ход урока:
- Орг. момент. Приветствие.
- Проверка домашнего задания (фронтальная работа). Отсканированную работу ученика проверяем вместе с классом, а все у себя в тетрадях.
- Орфографическая работа. Кроссвордпо лексическому значению и написанию словарных слов.
Идеология, мировоззрение, аккомпанировать, аккомпанемент, гостиная, активный, деятельный, прототип, комментарий, популярный
Дополнительное задание: составь словосочетание, определи вид связи слов в нем. Оценка:
- Повторение пройденного.
а) Запиши предложения, объясни знаки препинания, составь схему.
Афоризмы – жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.
Устно замени обособленное определение придаточным предложением и запиши его схему. Оценка:
- Здесь уместно вспомнить слова А.С.Пушкина: «Причастия обычно избегают в разговоре. Мы не говорим:карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом».
- Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.
б) Давайте проверим, как вам удалось отредактировать предложения упр.95.
- Какая речевая ошибка встретилась вам? (Неоправданные повторы союзного слова).
в) А теперь исправьте грамматические ошибки в предложениях на доске (Исправляем, читаем, что получилось, класс работает в тетрадях)
1. Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
?2. Я все задачи решил, которые нам задавали.
3. Мы со вниманием слушали советы старика, которые он нам давал.
г) Записать предложение, составить схему, определить тип придаточного и способ связи придаточного с главным.
Прошёл месяц, в течение которого он ни разу не был у нас.
Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным определительным. Оценка:
- Новый материал.
Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностью придаточных определительных. Это (выдвигается тема) местоименно-определительные придаточные. Вы сейчас прочитаете на стр.45 теоретические сведения о них и ответите на вопрос: «В чём сходство и различие придаточных определительных и местоименно-определительных». (Чтение, обсуждение, открываются шторки)
- Того, что было, не вернёшь. (Дотронуться до местоимения, оно меняет цвет)
Сходство: вопрос «какой?»
Различие: относится к местоимению
- Тот обретает верное счастье, кто целью своей ставит благополучие ближнего. (Меняем части предложения местами)
Сходство: присоединяется союзными словами который, что, куда, где
Различие: придаточное предложения можно поставить перед главным
Запишем в тетрадь для теории.
- Часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерно отнесение к каждому, всякому.
6, Закрепление.
Записать предложение, определить тип придаточного.
- Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
- Почему это придаточное называют местоименно-определительным?
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения?
- Как понимаешь этот афоризм? Оценка:
7. Работа над анализом текста. Подготовка к ГИА.
(Текст на доске)
- Докажите, что это часть более крупного текста.
- Укажите средства связи предложений в тексте. (1 и 2, 2 и 3, 1 и последнее – по смыслу, что создает ощущение завершенности текста, композиционной рамки.)
- Определите тип речи. Докажите.
(слова конкретного значения, слова и словосочетания пространственного значения, много прилагательных).
- Расставьте знаки препинания. Найдите простое предложение. (3) (Один у доски)
- Чем схожи остальные предложения? Проверяем с объяснением. Оценка:
- Найдите в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. Почему они не обособляются?
8. В качестве подведения итогов сегодняшнего урока согласитесь или опровергните утверждение: «Все предложения на доске СПП с придаточными определительными».
а) Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой нам позволяли вдоволь.
б) Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.
в) На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
г) Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине.
9. Домашнее задание: упр.106, творческое задание: желающие могут подобрать из художественной литературы по 5предложений с придаточными определительными и местоименно – определительными. Всем повторить написание НЕ с различными частями речи.