kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка с использованием интерактивной доски SMART на тему "Сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход  урока:

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Проверка домашнего задания (фронтальная работа). Отсканированную работу ученика проверяем вместе с классом, а все у себя в тетрадях.
  3. Орфографическая работа.   Кроссвордпо лексическому значению и написанию словарных слов.

Идеология, мировоззрение, аккомпанировать, аккомпанемент, гостиная, активный, деятельный, прототип, комментарий, популярный

Дополнительное задание: составь словосочетание, определи вид связи слов в нем. Оценка:

  1. Повторение пройденного.

а) Запиши предложения, объясни знаки препинания, составь схему.

Афоризмы – жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.

Устно замени обособленное определение придаточным предложением и запиши его схему.  Оценка:

- Здесь уместно вспомнить слова А.С.Пушкина: «Причастия обычно избегают в разговоре. Мы не говорим:карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом».

- Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

б) Давайте проверим, как вам удалось отредактировать предложения упр.95.

- Какая речевая ошибка встретилась вам?  (Неоправданные повторы союзного слова).

в) А теперь исправьте грамматические ошибки в предложениях на доске (Исправляем, читаем, что получилось, класс работает в тетрадях)

1. Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли.

?2. Я все задачи решил, которые нам задавали.

3. Мы со вниманием слушали советы старика, которые он нам давал.

г) Записать предложение, составить схему, определить тип придаточного и способ связи придаточного с главным.

Прошёл месяц, в течение которого он ни разу не был у нас.

Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным  определительным.    Оценка:

  1. Новый материал.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностью придаточных определительных. Это (выдвигается тема) местоименно-определительные придаточные. Вы сейчас прочитаете на стр.45  теоретические сведения о них и ответите на вопрос: «В чём сходство и различие придаточных определительных и местоименно-определительных». (Чтение, обсуждение, открываются шторки)

  •    Того, что было, не вернёшь. (Дотронуться до местоимения, оно меняет цвет)

Сходство: вопрос «какой?»

Различие: относится к местоимению

  •  Тот обретает верное счастье, кто целью своей ставит благополучие ближнего. (Меняем части предложения местами)

Сходство: присоединяется союзными словами который, что, куда, где

Различие: придаточное предложения можно поставить перед главным

Запишем в тетрадь для теории.

- Часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерно отнесение к каждому, всякому.

6,  Закрепление.

Записать предложение, определить тип придаточного.

  • Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

- Почему это придаточное называют местоименно-определительным?

  •  Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения?

- Как понимаешь этот афоризм?   Оценка:

7.  Работа над анализом текста. Подготовка к ГИА.

(Текст на доске)

- Докажите, что это часть более крупного текста.

- Укажите средства связи предложений в тексте. (1 и 2, 2 и 3, 1 и последнее – по смыслу, что создает ощущение завершенности текста, композиционной рамки.)

- Определите тип речи. Докажите.

(слова конкретного значения, слова и словосочетания пространственного значения, много прилагательных).

- Расставьте знаки препинания. Найдите простое предложение.  (3) (Один у доски)

- Чем схожи остальные предложения? Проверяем с объяснением. Оценка:

- Найдите в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. Почему они не обособляются?

8. В качестве подведения итогов сегодняшнего урока согласитесь или опровергните утверждение: «Все предложения на доске  СПП с придаточными определительными».

а) Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой нам позволяли вдоволь.

б) Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.

в) На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

г) Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине.

9. Домашнее задание: упр.106, творческое задание: желающие могут подобрать из художественной литературы по 5предложений с придаточными определительными и  местоименно – определительными. Всем повторить написание НЕ с различными частями речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка с использованием интерактивной доски SMART на тему "Сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными" »

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

ОУ

ГБОУ СОШ №1151, г.Зеленограда

ФИО автора

Протасова Снежана Валентиновна

Должность

учитель 1 категории

Преподаваемый предмет

русский язык и литература

Класс

9 класс

Тема

Сложноподчиненные предложения с придаточными

местоимённо-определительными

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Формирование умения находить придаточные местоименно-определительные, формирование навыка отличать СПП с придаточными определительными от СПП с придаточными местоименно-определительными

Задачи урока

  1. образовательная – формировать умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры;

  2. развивающая – развивать навыки грамотного письма, уметь аргументировать свой ответ, готовиться к ГИА, различать многообразие синтаксических средств языка;


  1. воспитывающая – воспитывать культуру устной и письменной речи, любовь к родному языку, литературе.


Форма проведения

Фронтальная, индивидуальная работа

Учебные пособия

Учебник «Русский язык. 9 класс» (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.)

Оборудование

Интерактивная доска ActivInspire, компьютер



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Оформляют записи в тетради (число, классная работа)


2.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос учащихся по упр.91

Читают предложение со знаками препинания, называют тип придаточного предложения


3.

Орфографическая работа

Предлагает одному из учащихся записать на доске словарные слова: идеология, мировоззрение, аккомпанировать, аккомпанемент, гостиная, активный, деятельный, прототип, комментарий, популярный

Дополнительное задание: составь с одним из слов словосочетание, определи вид связи слов в нем.

Один учащийся выполняет задание у доски, остальные – у себя в тетрадях


4.

Повторение пройденного

а) Вставь и объясни пропущенные знаки препинания, составь схему.

Дополнительное задание: устно замени обособленное определение придаточным предложением и запиши его схему.

- Здесь уместно вспомнить слова А.С.Пушкина: «Причастия обычно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом».

- Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

б) Давайте проверим, как вам удалось отредактировать предложения упр.95.


- Какая речевая ошибка встретилась вам?


в) А теперь прочитайте предложения и исправьте грамматические ошибки в предложениях на доске. (Учитель нажимает на шторку, она исчезает, и показывается правильное предложение).

г) В следующем предложении вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, составьте схему, определите тип придаточного и способ связи придаточного с главным.

Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным определительным.

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, остальные – у себя в тетрадях.

































Учащиеся читают исправленные предложения из домашнего устного упражнения.

Называют ошибку (неоправданные повторы союзного слова).

Учащиеся читают предложение, исправляют ошибку устно, проверяют по предложению, появившемуся из-за шторки.








Учащийся у интерактивной доски вставляет пропущенные буквы и знаки препинания, объясняет их, чертит схему, определяет вид придаточного предложения и способ связи его с главным.





Ученик отвечает устно на дополнительный вопрос.

Слайд 1















































Слайд 2















Слайд 3

5.

Новый материал

Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностью придаточных определительных. Это (открывается тема) местоименно-определительные придаточные. Вы сейчас прочитаете на стр.45 теоретические сведения о них и ответите на вопрос: «В чём сходство и различие придаточных определительных и местоименно-определительных».

- Давайте заполним табличку.


- Чем схожи СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными?






- В чем различия СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными?






Учащиеся записывают тему в тетрадь для теории.


Учащиеся читают теоретический материал учебника и находят ответ на вопрос учителя.






Учащиеся заполняют тетради для теории.


Ученик: придаточные предложения отвечают на вопрос «какой

Ученик: присоединяются союзными словами который, что, куда, где


Ученик: придаточное относится к местоимению в главном предложении, а не к существительному.




Ученик: придаточное предложения можно поставить перед главным.






Слайд 4














Слайд 5



(открывается шторка с этого пункта)


(открывается шторка с этого пункта)




(открывается шторка с 1-го предложения, зеленым цветом выделено местоимение- определяемое слово)

(открывается шторка со 2-го предложения и ученик переставляет части предложения, меняя их местами)

6.

Супер-физкультминутка

Мы хорошо потрудились, немного расслабимся с нашим гостем.

Ученики встают и выполняют команды человечка.

Видеофайл «Минутка отдыха»

7.

Закрепление

Записать предложение, определить тип придаточного.

а) Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Дополнительный вопрос: почему это придаточное называют местоименно-определительным?

б) Мы в ответе за тех, кого приручили.

Дополнительные вопросы:

- можно ли поменять местами главное и придаточное предложения?

- Как понимаешь этот афоризм?

Ученик работает у доски, записывает предложение, определяет вид придаточного предложения, отвечает на дополнительный вопрос.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.



Ученик работает у доски, записывает предложение, определяет вид придаточного предложения, отвечает на дополнительный вопрос.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.


8.

Работа над анализом текста. Подготовка к ГИА

Прочитайте текст. Докажите, что это часть более крупного текста.

- Укажите средства связи предложений в тексте.

1 и 2 предложения -



2 и 3 предложения -


1 и последнего -

Это создает ощущение завершенности текста, композиционной рамки.

- Определите тип речи. Докажите.




Расставьте знаки препинания.



Найдите простое предложение.


Чем схожи остальные предложения?

Найдите в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. Почему они не обособляются?

Учащиеся читают текст.


Ученики отвечают на вопросы:




- при помощи повторяющегося слова «ворота»

- с помощью замены сущ. местоимением

– по смыслу








Описание.

В тексте слова конкретного значения, слова и словосочетания пространственного значения, много прилагательных.

Ученик выходит к доске, расставляет знаки препинания, остальные проверяют и исправляют ошибки


3


В каждом предложении есть причастный оборот


2, 3

Слайд 6






























(работа на интерактивной доске)













9.

Подведение итогов

В качестве подведения итогов сегодняшнего урока согласитесь или опровергните утверждение: «Все предложения на доске СПП с придаточными определительными».

Ученики называют предложения с придаточными определительными.

Слайд 7

(если предложение названо правильно, появится улыбающееся лицо, если нет, то грустное)

10.

Домашнее задание

упр.106, творческое задание: желающие могут подобрать из художественной литературы по 5предложений с придаточными определительными и местоименно – определительными

Учащиеся записывают задание в дневники, уточняют, если есть вопросы.


Использованная литература и ресурсы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе – М:Издательство «Просвещение», 2000.

  2. Супер-физкультминутка https://disk.yandex.ru/public/?hash=AyJZRFu8JbQ1ERKmblbaQVi2a7MkAnYMakusmb6IGZc%3D личный подарок в знак благодарности от сайта VideoUroki.net (есть разрешение на использование и размещение)



Обоснование использования интерактивной доски ActivInspire на уроке:

Считаю, что использование интерактивной доски в значительной мере позволяет оптимизировать темп урока, обобщить и классифицировать изученное ранее, активизировать деятельность учащихся, облегчает мотивацию к усвоению нового материала, который в основном систематизирует ранее изученные темы. Кроме того, в программе урока очень много контрольных моментов по проверке изученного ранее материала, а использование интерактивной доски очень эффективно для данных этапов урока.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Протасова Снежана Валентиновна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства