kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

       К  ЕГЭ и ГИА по русскому языку  учителя относятся по-разному, но чаще их критикуют, чем одобряют. Однако ЕГЭ и ГИА   прочно вошли в систему образования и критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

·         лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

·         языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

·         коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Методы и приемы подготовки к сочинению

  Практика моей работы и анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении творческих работ, особенно третьей части заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Поэтому в своем выступлении я хочу остановиться на системе подготовки к части С2.

Упражнения на комментирование высказываний на лингвистическую тему могут предлагаться и в качестве лингвистической разминки в структуре любого урока.

  1. Обоснуйте положение: « Правильная расстановка знаков препинания в тексте свидетельствует об уважении  пишущего к читателю».
  2. Продолжите фразу: «В сложноподчиненном предложении отделять придаточную часть от  главной следует затем, чтобы…».
  3.  Продолжите фразу: « Некоторые школьники путают причастия и деепричастия. И причастие, и деепричастие  образованы от глаголов. Однако это разные части речи, так как…».
  4. Продолжите фразу: «Чтобы правильно ставить знаки препинания в диктанте, надо не только прислушиваться к читаемому тексту, к интонации, но …».
  5. Докажите, что  правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной и тем самым облегчают   процесс чтения.
  6. Докажите, что знание состава слова облегчают правила его правописания.

Систематическая работа по подготовке к ГИА начинается в 8 классе.

  Но чтобы эта работа была продуктивной и успешной, тех часов, которые выделены на изучение русского языка  по базисному плану, явно недостаточно. Из каких временных ресурсов мы исходим?

1.Дополнительные часы из школьного компонента

2. Факультативы ( до 2013- 14 уч. года), элективные курсы: «Текст как коммуникативная единица речи», «Основы редактирования», т.е. такие, которые подразумевают работу с текстом

3.Консультации

4. Самостоятельная работа учащихся с последующим анализом

Последовательность подготовки к написанию части 3  следующая:

1 этап. Повторение теоретических сведений (в чём состоит суть рассуждения, какова должна быть структура текста данного типа речи, что такое тезис, аргументы и вывод и т.п.).

2 этап. Чтение и анализ готовых текстов-рассуждений. Какие бывают сочинения

3 этап. Коллективная (или групповая)  работа над созданием сочинения-рассуждения с дальнейшим его обсуждением, выявлением достоинств и недостатков.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на заданную тему.

5 этап. Анализ и оценка собственных сочинений.

Исходя из этого, составляю план подготовки к сочинению (в системе подготовки к ГИА).

На первых занятиях повторяем следующие понятия:

1.1. Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Структура сочинения (композиция).Критерии оценивания сочинения.

Целесообразно знакомить каждого восьмиклассника и девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

У моих детей сразу возникает вопрос: «Что такое лексические или грамматические явления? Логические ошибки, речевые, грамматические ошибки?» Поэтому мы повторяем

1.2.Лексические и грамматические явления в языке. Их роль в тексте.

1.3. Речевые, грамматические, фактические, логические ошибки.

2 этап. Чтение и анализ готовых сочинений- рассуждений. Какие бывают сочинения

Знакомство с памяткой «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которая включает следующие разделы:

·         Рекомендации  по 1 разделу тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.

·         Рекомендации  по 2 разделу тем. Лексика.

·         Рекомендации  по 3 разделу тем. Синтаксис.

·         Рекомендации  по 4 разделу тем. Богатство русской речи, точность слова и т.д.

·         Рекомендации  по 5 разделу тем. Темы, стоящие особняком.

·         Художественно-изобразительные средства.

·         Синтаксические средства художественной выразительности.

3 этап. Коллективная (групповая) работа над созданием сочинения –рассуждения.

Практика показывает, что детям очень сложно дается начало  сочинения. Учащиеся не понимают смысла высказывания или  затрудняются своими словами формулировать исходный тезис. В работе помогает шпаргалка «Пошаговая инструкция по написаению сочинения С2»

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на., останавливается на., раскрывает содержание, отмечает важность,  формулирует, касается, утверждает, считает, что. и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя. (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста.
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста.

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 

Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно. Например: Аргумент 1.

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,. Итак,. Следовательно,. В итоге можно прийти к такому выводу:. В заключение можно сказать, что. Мы убеждаемся в том, что. Обобщая сказанное,. Из этого следует, что. и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

 Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.

На первых порах работу над сочинением я провожу в группах, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, ситуаций неуспеха. После формирования элементарных умений учащиеся переходят на индивидуальную работу.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения на заданную тему

5 этап. Анализ написанного. Классификация ошибок. Выставление баллов и оценок

В процессе подготовки нужно чаще предлагать  учащимся анализировать варианты работ, выполненных в предыдущие годы или свои же работы.  В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Работу я строю по учебно-методическому пособию под редакцией Н.А.Сениной. Кроме того, есть хорошие сайты в Интернете: я часто пользуюсь сайтом Захарьиной Е.А. «Сочинение на лингвистическую тему). «Капканы –ЕГЭ.РФ. Как готовиться к сочинению на ГИА « Здесь даны варианты сочинений от И.П.Цыбулько, рекомендации, комментарии.

Таким образом, в ходе систематической последовательной работы учитель может добиться желаемых результатов.

 На свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
Кто сам не собирался их открыть.

                                               И.Губерман

Желаю всем, чтобы на нашу учительскую прыть дети реагировали широко открытыми глазами.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ГИА по русскому языку »

Система подготовки к ГИА по русскому языку


       К ЕГЭ и ГИА по русскому языку учителя относятся по-разному, но чаще их критикуют, чем одобряют. Однако ЕГЭ и ГИА прочно вошли в систему образования и критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

  • лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

  • коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Методы и приемы подготовки к сочинению

  Практика моей работы и анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении творческих работ, особенно третьей части заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Поэтому в своем выступлении я хочу остановиться на системе подготовки к части С2.

С какого класса начинать эту работу? – Чем раньше, тем лучше. Поэтому уже с 5-го класса я в рабочую программу начинаю включать сочинения на лингвистическую тему- от сказок до более серьезных: «Значимая часть слова приставка», «Это незаменимое имя прилагательное» и т.п. Так, в 7 классе нынче мы писали сочинение на следующие темы: «Роль наречия в речи»; «Правомерно ли относить слова категории состояния к самостоятельной части речи?», « Роль предлога в речи»:; «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение» ( Милославский И.Г.), сочинение по высказыванию А.Моруа «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение» . Последняя тема скорее на морально-этическую тему, тем не менее, навыки комментирования высказывания и построения собственного суждения на этой основе у учащихся формируются.

Упражнения на комментирование высказываний на лингвистическую тему могут предлагаться и в качестве лингвистической разминки в структуре любого урока.

  1. Обоснуйте положение: « Правильная расстановка знаков препинания в тексте свидетельствует об уважении  пишущего к читателю».

  1. Продолжите фразу: «В сложноподчиненном предложении отделять придаточную часть от  главной следует затем, чтобы…».

  1.  Продолжите фразу: « Некоторые школьники путают причастия и деепричастия. И причастие, и деепричастие  образованы от глаголов. Однако это разные части речи, так как…».

  1. Продолжите фразу: «Чтобы правильно ставить знаки препинания в диктанте, надо не только прислушиваться к читаемому тексту, к интонации, но …».

  1. Докажите, что  правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной и тем самым облегчают   процесс чтения.

  1. Докажите, что знание состава слова облегчают правила его правописания.

Систематическая работа по подготовке к ГИА начинается в 8 классе.

Но чтобы эта работа была продуктивной и успешной, тех часов, которые выделены на изучение русского языка по базисному плану, явно недостаточно. Из каких временных ресурсов мы исходим?

1.Дополнительные часы из школьного компонента

2. Факультативы ( до 2013- 14 уч. года), элективные курсы: «Текст как коммуникативная единица речи», «Основы редактирования», т.е. такие, которые подразумевают работу с текстом

3.Консультации

4. Самостоятельная работа учащихся с последующим анализом

Последовательность подготовки к написанию части 3  следующая:

1 этап. Повторение теоретических сведений (в чём состоит суть рассуждения, какова должна быть структура текста данного типа речи, что такое тезис, аргументы и вывод и т.п.).

2 этап. Чтение и анализ готовых текстов-рассуждений . Какие бывают сочинения

3 этап. Коллективная (или групповая)  работа над созданием сочинения-рассуждения с дальнейшим его обсуждением, выявлением достоинств и недостатков.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на заданную тему.

5 этап. Анализ и оценка собственных сочинений.

Исходя из этого, составляю план подготовки к сочинению (в системе подготовки к ГИА).

На первых занятиях повторяем следующие понятия:

1.1. Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Структура сочинения (композиция).Критерии оценивания сочинения.

Целесообразно знакомить каждого восьмиклассника и девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

У моих детей сразу возникает вопрос: «Что такое лексические или грамматические явления? Логические ошибки, речевые, грамматические ошибки?» Поэтому мы повторяем

1.2.Лексические и грамматические явления в языке. Их роль в тексте.

1.3. Речевые, грамматические, фактические, логические ошибки.

2 этап. Чтение и анализ готовых сочинений- рассуждений. Какие бывают сочинения

Знакомство с памяткой «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которая включает следующие разделы:

·         Рекомендации  по 1 разделу тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.

·         Рекомендации  по 2 разделу тем. Лексика.

·         Рекомендации  по 3 разделу тем. Синтаксис.

·         Рекомендации  по 4 разделу тем. Богатство русской речи, точность слова и т.д.

·         Рекомендации  по 5 разделу тем. Темы, стоящие особняком.

·         Художественно-изобразительные средства.

·         Синтаксические средства художественной выразительности.

3 этап. Коллективная (групповая) работа над созданием сочинения –рассуждения.

Практика показывает, что детям очень сложно дается начало сочинения. Учащиеся не понимают смысла высказывания или затрудняются своими словами формулировать исходный тезис. В работе помогает шпаргалка «Пошаговая инструкция по написаению сочинения С2»

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.


Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ... и т.д.


Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.


Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.


Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.


Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

  • Докажем эту мысль на примерах из текста...

  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно. Например: Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Для успешной работы в этой части мы пользуемся шпаргалкой «Роль лексических и грамматических явлений в языке», приспосабливая её к конкретному тексту.


Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.

На первых порах работу над сочинением я провожу в группах, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, ситуаций неуспеха. После формирования элементарных умений учащиеся переходят на индивидуальную работу.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения на заданную тему

5 этап. Анализ написанного. Классификация ошибок. Выставление баллов и оценок

В процессе подготовки нужно чаще предлагать учащимся анализировать варианты работ, выполненных в предыдущие годы или свои же работы. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Работу я строю по учебно-методическому пособию под редакцией Н.А.Сениной. Кроме того, есть хорошие сайты в Интернете: я часто пользуюсь сайтом Захарьиной Е.А. «Сочинение на лингвистическую тему). «Капканы –ЕГЭ.РФ. Как готовиться к сочинению на ГИА « Здесь даны варианты сочинений от И.П.Цыбулько, рекомендации, комментарии.


Таким образом, в ходе систематической последовательной работы учитель может добиться желаемых результатов.


На свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
Кто сам не собирался их открыть.

И.Губерман

Желаю всем, чтобы на нашу учительскую прыть дети реагировали широко открытыми глазами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система подготовки к ГИА по русскому языку

Автор: Прозорова Антонида Алексеевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Тренировочные тексты с использованием регионального компонента для подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(132) "trienirovochnyie-tieksty-s-ispol-zovaniiem-rieghional-nogho-komponienta-dlia-podghotovki-obuchaiushchikhsia-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "199453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428581172"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку  «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»  (консультация)"
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-programma-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkomu-iazyku-podghotovka-k-gia-konsul-tatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "252167"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447340707"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(87) "sistiema-raboty-po-podghotovkie-uchashchikhsia-osnovnoi-shkoly-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "180307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425149731"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) ""Русский язык. Практикум" курс дополнительных занятий "
    ["seo_title"] => string(54) "russkii-iazyk-praktikum-kurs-dopolnitiel-nykh-zaniatii"
    ["file_id"] => string(6) "128808"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415562385"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства