kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме Предложение. Грамматическая основа. (Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены).

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; учить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении/

Развивать навык грамотного письма, правильной речи. Совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора. Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме Предложение. Грамматическая основа. (Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены). »

Дата 18. 09. 2012 г.

Класс 5 «а, в»

Урок русский язык

Учитель Коростылева Н. В.

Тема урока: Предложение. Грамматическая основа. (Виды предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены).



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум

ТДЦ


Образовательная: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; учить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении.

Развивающая: Развивать навык грамотного письма, правильной речи. Совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора. Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.


ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы

Обучения

Формы Организации

Педагогической Деятельности

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

6

Организационный момент




Интеллектуальная разминка




Повторение д/з

















































































Индивидуальная работа по картачкам




Изучение нового материала






















Работа над определением.





















Устно


Введение в тему
















Слово учителя.









Работа по учебнику.













Учимся рассуждать

































Работа с учебником.














Итог урока.

















д/з.


Ребята, откройте тетради и запишите число и тему нашего урока. Перед тем как мы приступим к её изучению, мы должны будем вспомнить предыдущий материал.



  1. Кукушка кукушонку купила капюшон.

  2. Три свиристели еле-еле свистели у ели.

  3. От топота копыт пыль по полю летит.

  4. Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком.

  5. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.



Игра «Древо знаний».
К сегодняшнему уроку наше «Древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие эти плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.
Вопрос к классу: Как же появятся на нашем дереве эти самые плоды? (Надо ответить на поставленные вопросы).
Каждый ответ, полученный на вопрос, помещенный на листочках, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в жёлтую грушу, если вы ответили на «4», зелёный листочек появится на древе при удовлетворительном ответе, а вот ответ на «2» принесёт древу коричневый жухлый лист. Каким вы видите наше дерево с « плодами знаний».
Давайте убедимся в том, что оно будет с яблоками и грушами. Но наше дерево не простое, ему нужен Хранитель, тот, кто и будет оценивать ваши знания, и развешивать плоды.
- Как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать Хранитель? (перечисление качеств)
Я рада, что вы предъявили такие требования к Хранителю. Давайте выберем с вами Хранителя – умного, честного и доброжелательного. Какой частью речи являются перечисленные качества? (именем прилагательным).
- Чем чаще всего имя прилагательное бывает в предложении? (определением).

Выбирается Хранитель.
Правила игры.
А теперь правила игры. Ученик подходит к древу знаний, выбирает себе лист с вопросом, отвечает. Учитель оценивает, у него есть право задавать дополнительные, наводящие вопросы, а также продолжать ответ, если он окажется неполным. После ответа вместо вопроса учитель вешает « на древо» соответствующий оценке плод.
Ход игры.
Вопросы:
1. Что такое словосочетание?

(Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу)
2. Из чего состоит словосочетание? Приведите примеры: жить в Астане; дружный класс.

(словосочетание состоит из главного и зависимого слова).
3. Как они связаны между собой?

(Смысловая связь между ними устанавливается по вопросу, который ставится от главного к зависимому)
4. Словосочетание связано не только по смыслу, а как ещё? Приведите пример: желтая (какая?) груша; дружить с (чем?) природой.

(Грамматически. Грамматическая связь между ними выражается с помощью окончания, или окончания и предлога).
5. Какие виды словосочетаний вы знаете?

(именные (сущ. + прил.) = родная земля; глагольные (глаг. + сущ.) = путешествовать по земле).

  1. Сделай письменный разбор словосочетания.(голубые (какие?) озера; благородный (какой?) народ; жить (как?) дружно).

А теперь давайте посмотрим на « древо знаний». Как красиво оно! Сколько на нём ярких плодов! О чем это говорит?
Вывод. Такой щедрый урожай свидетельствует о том, что вы прочно усвоили теоретический материал.



Вова записал слова: я, за, масло, пью, чай, ем, колбасу, руки, хлеб, сажусь, стол.


С этими словами он написал рассказ о том, как он завтракает. Хороший рассказ у него получился. А вы сумеете написать рассказ с этими словами? (Ученики составляют предложения. Получается небольшой рассказ).

Сделайте вывод о том, что такое предложение? Это сочетание слов или словосочетаний, которые связаны между собой по смыслу, обладает интонацией завершенности, в конце можно поставить точку, вопросительный или восклицательный знаки.

Чтение правила на стр. 46.







Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется интонационной и смысловой законченностью.














Предложения служат для выражения мыслей и чувств.

В предложении слова связаны по смыслу и грамматически.






















Упр. 147. Прочитай. Определи, как связаны слова в словосочетаниях. Составь и запиши с этими словосочетаниями предложения.



Защита природы.



Загрязнять реки.



Упр. 148. Укажи слова и предложение. Докажи, что в предложении слова связаны по смыслу и грамматически. Поставь вопросы к членам предложения.



Осень, парк, листа, покрыть, дорожки.

Осенняя листва покрыла дорожки парка. (Что? Листва, что сделала? Покрыла. Листва какая? Осенняя. Покрыла что? Дорожки, дорожки чего? Парка.











Предложение имеет грамматическую основу - главные члены: подлежащее и сказуемое.












Опустел наш милый сад. Даже рыбы разговаривают.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Наступил рассвет; или из одного члена предложения – подлежащего или сказуемого: Утро. Светает.
























Упр. 155. Самостоятельно. Найди предложения 1 вариант с одним или 2 вариант с двумя главными членами. Подчеркни главные члены предложения.



Рассвет. Еще холодно. Тихо. Солнце! Какая красота!



Туман стоит в оврагах. Только слышно, как падают осенние листья. Вот первые лучи солнца осветили верхушки деревьев. Ожил лес. Запели птицы. Ярким золотом засияла листва.



Физкультминутка.



Работа с презентацией.



- Черепаха, унеси меня домой!

- А где ты живешь?

- В муравейнике.







По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложения, в которых сообщается о чем – либо, называются повествовательными



Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.



Предложения, в которых побуждают к действию (приказывают, просят, призывают), называются побудительными.



Определи какие предложения по цели высказывания?





Кто, кто в тереме живёт? вопросительное

А ты кто?



Я, мышка-норушка. повествовательное

Стали они жить вдвоём.





Ступай к нам жить. побудительное





Упр. 164. , стр. 52.



















































  • Чем занимались на уроке? Чему научились?

Задайте друг другу вопросы по теме урока.



Упр. 154, стр. 48. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу предложений.





Создание ситуации успеха




















Групповая и индивидуальная




Фронтальный опрос.














Станайтис А, Ревингин С., Тагир,

.




Выпиши из предложений словосочетания. Укажи главное и зависимое слово. Вставь пропущенные буквы.


Внутренность леса постепенно т…мнеет. Алый свет в….черней зари медленно ск…льзит по к…рням и ств…лам д…ревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних веток к неподвижным в…рхушкам.


Образец: внутренность (чего?) леса.




Выпиши сначала словосочетания, а затем предложения. Какие слова не относятся ни к предложению, ни к словосочетанию?


Река бурлит. Стремительная река. Ветер затихает. Затих неожиданно. Птицы поют. Поют на заре. Лесные птицы. Зажужжал шмель. Сел на цветок. Цветок жасмина. Едва слышно. Затих ненадолго. То поднимается, то затихает.




Составь словосочетания из слов первого и второго столбиков. Обозначь стрелками зависимость между словами в словосочетании.


Пожалеть с горы


Спуститься зрелище


Удивительное горка


Ледяная о прошлом


Мокрый куст


Составь словосочетания из данных пар слов, изменяя, где необходимо, форму слова. Обозначь связь между словами.


Чудесный, погода; звать, помощь; читать, громко; красный, солнце; смелая, воин; аккуратно, писать; идти, дорога; смотреть, внимательно; узкая, тропа.


Образец: чудесный, погода – чудесная погода.

аа

аа



Выпиши сначала словосочетания со связью «прилаг.+ сущ.».ю а зптем – «глагол + сущ.». Обозначь главное и зависимое слово. Вставь пропущенные буквы.


В…ковые дубы, поднялся ветер, з…леные дубравы, высокие сосны, шумела р…ка, выйти на тр…пу, забыть дорогу, т…нистая аллея, к…таться на санках, боро…ся с барсом, увидеть м…дведя.




Допиши словосочетания. Определи части речи в данных словосочетаниях.


Побелить (кого?)_______________________. Надеяться ( на что?) ______________________.


Уйти (куда?) __________________________. Бороться (с кем?) __________________________.


Выразить (что?) _______________________.Смеяться (как?) ______________________________.


Бежать (с кем?) ________________________. Ухаживать (за кем?) ___________________________.









































Сделай письменный разбор словосочетания.



Сладкий запах -

высокая сосна -

доброе сердце -

радостное утро -

трепетное сердце -





















Дата 18. 09. 2012 г.

Класс 5 «а,в»

Урок русская словесность

Учитель Коростылева Н. В.

Тема урока: Обрядовая поэзия.

Тип урока: комбинированный

Вид урока:

ТДЦ

Образовательная: познакомить с понятием «обрядовый фольклор», с произведениями календарно- обрядового цикла.

Воспитательная: Воспитать у учащихся интерес к обрядовой поэзии

Развивающая: Развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы

Обучения

Формы Организации

Педагогической Деятельности

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

6

Организационный момент












































Знакомство с новой темой.






























































Ответы на вопросы.















































































































































Итог урока.


д/з

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, мы с вами вспомним предыдущую тему и познакомимся с новой темой.

Вопросы по пройденной теме:

Пословица – это краткое изречение, состоящее из одно, чаще всего рифмованного предложения.

Поговорка – это часть суждения, меткий выразительный образ

Загадка – это малый жанр фольклора, думать, размышлять.

Допиши пословицы:

Волков бояться – в лес не ходить.

Чудеса в решете – чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда.

Молодо – зелено – молодо зелено, погулять велено.

Решите кроссворд.



























С










Вверх: Живет – лежит, умрет – бежит.

Вниз: Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

Направо: На дворе горой, а в избе водой.

Налево: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет.

С Н Е Г

На уроках по изучению мифов мы с вами узнали, что наши предки верили, что каждое событие, происходящее с человеком, свершается по воле Богов. Люди считали, что если Богов о чем-то попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут   благосклонны к людям. Каждое событие в жизни люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. Люди верили, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и природу на свою сторону. Такие действия называются Обрядами, а песни, танцы, исполняемые во время этих действием – обрядовым фольклором.  (Слайд 2)

  1. Как вы считаете, зачем же люди исполняли различные обряды?

  2. Какие обряды знаете вы?

  3. Какие обряды сопровождают рождение человека, создание семьи?

Через рождение и смерть человек проходит только один раз в своей жизни, А есть события, которые повторялись в жизни крестьян каждый год. Это события, связанные с чередованием времен года и с различными работами, проводимыми в этот период. Так возник календарно-обрядовый фольклор.

Календарно- обрядовый фольклор – фольклор обрядов календарного цикла

Большая часть народных обрядов возникла еще во времена глубокого язычества и сохранилась после принятия христианства.

Весь обрядовый год можно разделить на 4 группы, как и 4 сезона: зимние, весенние, летние и осенние праздники, и с вами будем говорить о каждом сезоне года.

Итак, начинаем с первой группы – зимней. В основном все обряды этого периода связаны с рождественскими праздниками. Обратим внимание на названия зимних месяцев, современные и древние, как вы считаете, почему именно так называли месяцы наши предки.

КОЛЯДОВАНИЕ. Рождественские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один жизненный цикл от другого. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песенок- колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т п .Колядовала в основном молодёжь и детишки. Весёлая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небосводе в момент рождения Иисуса Христа.
Еще одна интересная игра «Золото хоронить», которая напоминает современную игру «Колечко».

Все сидят рядом, одна девица снимает с руки кольцо и делает вид, что передает его кому-нибудь. Наконец, она его кому-нибудь передает. Когда перстень передан. Вторая девушка должна узнать, у кого он. Подходя к кому-нибудь она говорит: «Перстень у вас». Если она не угадала, то к песне прибавляют слова «Девица гадала, да не отгадала». Если отгадает, то меняется местами с той, у кого перстень. В начале игры поют песню

Уж я золото хороню, я хороню, чисто серебро берегу. Я берегу.

Я у батюшки в терему, в терему, я у матушки в высоком, я в высоком.

Гадай, гадай, девица, в коей руке белица, змеиная крылица,

Через поле идучи, русу косу плетучи, шелком первиваючи, златом персыпаючи.

Пал, пал перстень в калину, в малину, в черную смородину.

Очутился перстень у дворянина, у молодова,

На правой ручке, на левом мизинце.

Уж вы, кумушки, не утайте, вы. Голубушки, не утайте – мое золото отдайте.

Мое золото пропало, мое золото запало, паризаиндевело, призаплесневело.

Меня мати хочет бити, по три утра, по четыре, по три прута золотые,

А четвертый прут – жемчужный кнут.

Девица гадала, да не отгадала, красная гадала, да не отгадала.

Извольте, дворяне, отгадывайте сами.


МАСЛЕНИЦА праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, с обильным застольем. Масленица – обманщица, её ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т п.
На этой неделе каждый день имеет своё название (см слайд)
На этой неделе принято печь блины, ходить в гости друг к другу, кататься на санках, веселиться перед долгими ограничениями Великого поста.
Для проводов сооружалось большое чучело масленицы, его с пенями носили по деревне, а затем обычно сжигали.

ВЕСЕННИЙ ФОЛЬКЛОР. Обряды, встреченные со встречей весны, сопровождались пением веснянок. Их не пели, а кликали, выкрикивали., взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали на ветру». Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

14 марта Евдокия Весновка, этот день русские люди считали началом весны и встречали этот день весело и торжественно. В этот день поют хороводные песни, называемые «Веснянки». Предлагаю одну такую песню сейчас проинсценировать.

Все становятся, взявшись за руки. 1 девушка под сопровождение песни заплетает из ребят плетень, а при исполнении второй части песни расплетает.

Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, камка, хрущатая.

Ой. Свет сера утица.

Потопила малых детушек и во меде, и во сахаре,

И во ястве сахарном.

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, камка хрущатая,

Ой, свет сера утица

Потопила малых детушек и во меде, и во сахаре,

И во ястве сахарном.

7 апреля – Благовещение, третья встреча весны. В этот день никто не должен был работать, даже волосы расчесывать нельзя было. Существует легенда об этом дне, послушайте ее:

Снегирь не пустил в свое гнездо кукушку, которая, как известно, не имеет своего гнезда (Бог наказал ее за то, что она работала в Благовещенье) и убил самца, с тех пор кукушка осталась горемычной вдовой, а сам победитель навсегда получил несмываемый знак боя и победы: красные следы на перьях и зобу.

Кроме всего прочего этот день – день свободы всего мира. Поэтому люди шли на горки, холмы, на возвышенности и выпускали на свободу птиц и при этом приговаривали:

Синицы, синицы, принесите по спице!

Канарейки, канарейки, принесите по швейке!

Четочки, чечеточки, принесите по щеточке!

Тогда, утки, дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

А так как у нас нет птиц, я предлагаю из бумаги сделать бумажные самолетики или птички и выпустить их, при этом посмотрим, чья «Птица» улетит дальше, выше, больше.

Конкурс самолетиков.


Лето приносило за собой свои праздники , и открывалось широким праздником
ТРОИЦЫ. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками берёзы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.

ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни.

в начале сентября собирали лен, выстилали его для «улежания» и приговаривали-заговаривали:

Улежи-ко, мой ленок, белой да мягкой.

Вы китову жилу, вы комарову кость.

Не бойся ни ветру, ни вихорю.

Ни частого дождичка, ни красного солнышка.

Вот и закончили мы говорить об обрядовом фольклоре. Но наше знакомство с ним не заканчивается. Впереди нас ждут различные праздники. На которых мы еще не раз будем говорить о народных обрядах, песнях. Играх, которых великое множество и все они раскрывают ум, наблюдательность. Смекалку, красоту человека и его души.

С какими обрядами вы бы хотели познакомиться поближе?

Выбрать понравившийся обряд и рассказать нам на следующем уроке.

подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом.




поощрение





Создание ситуации успеха







.

















Обрядовая

поэзия.







Обряд – совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией.

Назначение, практическая цель – воздействие на окружающую природу, чтобы достичь успехов в труде и жизни.









Семейно – бытовые обряды:

Рождение ребенка;

Свадьба;

Проводы;

Обряды, связанные со смертью человека.

Календарные обряды:



В основе его лежит народный календарь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коростылева Надежда Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урок русского языка в 3 классе. "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417427187"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Русский язык на тему: " Главные и второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "russkii-iazyk-na-tiemu-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "175522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424275451"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414248830"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Второстепенный член предложения -дополнения конспект урока "
    ["seo_title"] => string(68) "vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "187228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426491506"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок "Второстепенные члены предложения.Дополнение." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417108483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства